Мифы о дивах

     Миф – произведение художественного народного творчества (фольклора); народное сказание, передающее  представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы; а также о богах, их родственниках, духах, легендарных героях и прочих духовных божественных созданиях. Миф отличается от сказки тем, что в нём  всегда содержится попытка сказителя объяснить закономерности происхождения явлений природы , культа божеств и других природных и созданных фантазией человечества собственных представлений об этом..
     Само слово миф греческого происхождения (mythos) и переводится  как вымышленный рассказ, сказание, предание; плод творческого воображения; нечто неправдоподобное, выдумка.
     Изучением мифов, созданных народной фантазией, занимается наука мифология (гр.  logos – понятие, учение, знание),
В глубокой древности, когда люди,  не обладая  ещё необходимыми научными познаниями и будучи бессильными перед явлениями природы, олицетворяли  их и создавали в своём воображении сверхъестественный мир, наделяя его человеческими качествами.
     Самыми главными персонажами этих мифов были боги – духовные всесильные создания, наделенными сверхъестественными способностями  и управляющие миром.
В религиях почти всех народов именно боги были создателями вселенной, всех природных явлений, животного (фауны) и растительного  (флоры) мира.
Большой класс подобных существ составляли духи – покровители отдельных объектов материального мира и явлений природы.
     Но наряду с подобными сверхъестественными существами существовали и демонические сверхъестественные существа, олицетворяющие нечистую силу.   В религиях разных народов эти духи называются дивами (дэв, дев, део, дяу, дэу, деу, бию, тив и так далее в зависимости от языка народов и их произношения). Такие существа существовали в мифологиях тюркскоязычных  народов  Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Западной Сибири, Поволжья, у гагаузов и др.  При этом эти существа разнились по своему внешнему образу и    функциональному назначению. При этом они были по характеру и добрыми и злыми.
Считается, что впервые такие подобные существа появились на территории древней Персии в религии зороастрийцев и назывались дэвы (авест.. - da;uua),  или дивы (фарси. - da;ua da;ua, da;va). Общеарийское слово «daiva», имеющее индоевропейское происхождение означает род небесных божеств  (от корня diu - светить, небо).
     В кыргызской мифологии такие в существа назывались д;; (рус. – дёо)  что означало  сказочный великан, исполин. В кыргызских  сказках это были мифические духовные существа антропоморфного (человекоподобного) вида, ростом около 3-х метров, покрытые густой шерстью. На ногах и руках у них вместо ногтей были когти, а на голове росли небольшие рожки.  Жили они обычно одиноко, иногда с семьёй в больших и глубоких пещерах, расположенных на склонах крутых гор, около быстрых рек. Как и люди они занимались разведением скота, чаще всего овец, иногда ходили на охоту, бывало разводили огороды и сажали деревья. Спали они на шкурах, убитых ими животных. В пещерах у них стояли чугунные котлы, в которых по вечерам варилось мясо. В вёдрах всегда стояла вода, а у входа лежали запасы дров.
     По характеру дивы были спокойными, малоразговорчивыми существами, и во многих мифах считались глуповатыми, что позволяло их оппонентам «водить их за нос».
     Также в фольклоре многих народов считалось, что дивы являются хранителями подземных сокровищ, так что всегда находилось немало любителей позаимствовать их у дивов и поэтому им не раз приходилось отваживать  этих кладоискателей.
     В кыргызском фольклоре дивы чаще всего встречаются в сказках и эпосе «Манас».
     Так в широкоизвестной кыргызской сказке говорится о том как охотник Дыйканбай, будучи отважным, сильным, смелым  и умным, хитрым  и находчивым человеком, смог обмануть дэва . Когда дэв, случайно  встретил в горах Дыйканбая с другим охотником, он начал громко смеяться, думая что добыча сама пришла к нему.
     Но Дыйканбай не растерялся и тоже стал смеяться ещё громче, чем дэв.
Дэв сильно удивился и сказал:
- Я-то смеюсь от радости, что у меня будет сегодня пища, а отчего смеёшься ты?
- Моей жене захотелось поесть печени дэва и я тоже ищу свою добычу и я рад, что встретил тебя. 
     Он вытащил из ножен свою большую острую саблю и закричал второму охотнику:
- Хватай дэва. - И он с грозным видом, махая саблей, направился к дэву. Раньше дэв никогда никого не боялся.  Но тут его охватил такой страх, что он без оглядки  бросился бежать.
     Охотники довольные пошли дальше по своим делам, а вечером в селе рассказывали односельчанам, как они обманули дэва.
     В другой сказке рассказывается о том, как двое местных охотников пошли в горы на охоту и случайно повстречали там  группу дэвов, которые под большом котлом развели огонь  и что-то варили в нём.  Потом они пошли собирать дрова, а охотники в это  время залезли на дерево и спрятались там.
     Когда дэвы вернулись, они расселись вокруг котла и принялись за еду.
     Пообедав они начали рассказывать своим собеседникам разные истории, в основном про людей.
- Люди очень хитры, - сказал один дэв, - и их надо остерегаться
- Они, хоть и малы ростом, - добавил второй дэв, - но сильны своим   умом и находчивостью 
     Чтобы лучше расслышать, что говорят дэвы, первый охотник  наклонился и вдруг сук, на котором он сидел,  надломился и он свалился прямо но головы дивов.
Перепугались дэвы, но охотник не растерялся и громко, что было сил,  закричал своему товарищу:
-  Хватай жирного. Лови его, лови!
     Дивы очень испугались и бросились бежать, куда глаза глядят.
 А охотники, прихватив не съеденную дивами добычу, вернулись в село живыми и невредимыми.
    А в этом мифе  наоборот рассказывается о содружестве дэвов и людей, которые жили  в окрестностях горной речки.
     Как-то раз порой вечерней к входу в пещеру дива по имени Сары-Дёо подошло несколько охотников из близлежащего села и начали стучать по камню  Див, который уже собирался лечь спать, вышел к ним и спросил, что у них  случилось.
-  Вчера было сильное землетрясение, - ответил старый охотник.  - И тропу, ведущую из посёлка в долину завалило камнями обвалившейся скалы. Эти камни такие большие и тяжелые, что мы не можем их отодвинуть и поэтому просим тебя помочь нам расчистить  нашу дорогу.
- Хорошо, - сказал див. - Уже темнеет, а утром я приду и помогу вам.
     Утром дэв, ещё только начало светать, подошёл к завалу и попробовал сдвинуть самый больой осколок скалы. По камень был довольно большим и тяжелым и дэв не смог его сдвинуть.
- Нужна помощь, - подумал он и пошёл по горной тропинке к другой пещере, где жил ещё один див.  Но зная о его жадноватости, чтобы вызвать дэва на помощь, бросил в расщелину завала серебряную монету.
     А дэву он сказал:
- Я нашёл место, где зарыт клад, но там произошёл обвал и мне нужен помощник, чтобы расчистить это место.
     Соблазнившись легкой добыче,  второй дэв  помог первому расчистить завал, но там кроме одной серебряной монеты больше ничего не было.

     Вообще-то у всех тех народов, в мифологии  которых существовали дивы (дэвы), было немало мифов, легенд и сказок, составляющих основу их фольклора с участием этих существ.


Рецензии