Трудный возраст без трудностей Образование и труд

Психолог Павел Зыгмантович обращает внимание, что в дикарских племенах никакого такого трудного возраста у тинэйджеров нет.
(Тинэйджер – это подросток, дословно «…надцатилетика» в переводе с английского)

В возрасте раннего тинэйджерства в диких племенах проходят обряд инициации. И все – новоиспеченный воин готов. Можете жениться, рожать детей. И требования к ним – как к взрослым членам племени. Те же обязанности. И они их исполняют. И никакого трудного возраста.

В нашем обществе человек, чтобы исполнять обязанности взрослого члена общества, вынужден много учиться. В советское время – десятилетку плюс институт. Теперь – 11 классов. И говорят уже о внедрении 12-летки.
Сегодня у нас совершеннолетие наступает в 18 лет. Теперь уже существуют законы, чтобы родитель продолжал выплачивать алименты до 21 года, если ребенок учится.

А дальше? Если все так и будет продолжаться, то человек будет заканчивать обучение годам к 50. И что – придется отодвигать совершеннолетие до 50-летия?
Уже сейчас совершеннолетие приходится на пик сексуальности – 18 лет. Многие женятся годам 30 и далее, вплоть до 40, когда возникают проблемы с и потенцией, и даже с либидо – уже сейчас.
Да уж, не мешает подумать о том, чтобы сдвинуть совершеннолетие годам к 50. И жениться годам к 60-70…

И вот что интересно. Закончив школу, молодой человек зачастую хочет не учиться, а устроиться на низкоквалифицированную работу, желая поскорее начать зарабатывать и начать взрослую жизнь. К тому же он видит, что квалифицированные специалисты часто очень мало зарабатывают.
Так что нежелание учиться в таких условиях имеет основания.
Это еще одно несовершенство нашего общества.
А родители могут желать, чтобы он продолжал учиться.
И он, если не послушается в этом родителей, то через много лет может об этом пожалеть.
Оказывается, что обязанности работника и семейные обязанности времени и сил на учебу уже не оставляют… Мама, как ты была права!..

Вот родители и говорят: ну, вот - разве неправильно относиться к подростку как к ребенку? Вот – не может он нести ответственность за свои решения!
На самом деле – безусловно, может. Это был осознанный выбор, и, если он совершил ошибку и раскаивается в своем выборе… то это неприятная, но нормальная ситуация для взрослого человека. Человек имеет право на ошибку.
Другое дело, что разумное общество должно давать людям разные возможности, а не превращать выбор одной из возможностей в выбор между тяжелыми утратами - между тем, лишиться правой или левой руки, образно говоря.

Павел Зыгмантович говорит, что это нормально, когда молодой человек делает выбор не учиться, а начинать зарабатывать.
Да, ему доступна лишь неквалифицированная работа. Со временем у него появляется стремление стать высококвалифицированным специалистом. И он осознанно приходит к желанию учиться. А не так, как сейчас, когда молодые люди учатся из-под палки, потому что родители заставляют.

Что получается? Физиологически взрослым молодым людям навязывают статус, образ жизни, детей. Что это значит? Ограничивают в правах - это то, из-за чего они бунтуют. И перекладывают ответственность с них на родителей. И что в результате? А то, что при этом действительно формируются инфантильные личности!

И ленятся учиться.
Вот это разве не проявление инфантильности? Это вредно для жизни? Конечно!
Только… это еще самое безобидное из проявлений. Подростковые банды – это куда серьезнее.
Журналист берет интервью у одного из бывших главарей подростковых банд:
- Как вы считаете, почему к вам идут?
- Дома их ругают родители, в школе – учителя. А у нас они чувствуют себя полноценными людьми.
И тут же начинает рассказывать, как в бандах «опускают» провинившихся. Избивают подростка, унижают, например, всей бандой мочатся на него. Это далеко не «ругают»!..

Но… чувствуете, что происходит? Цивилизация не признает молодого человека полноправным. И он идет в дикую субкультуру банд. И становится боевиком банды… или воином дикарского племени? Против природы не попрешь!

Нет, работать – это куда лучше! Молодой человек занят делом, получает зарплату и живет, как считает нужным. Чувствует себя полноправным членом общества. Значит, и нет нужды реализовывать себя в деструктивной форме – бандитом. И стимул учиться, как видим, появляется.
Но… многие таким путем закрывают cебе возможность учиться навсегда.

В это время другие учатся и становятся отличниками. Но часто именно отличники оказываются самыми неприспособленными к жизни, нанимаются на работу к своим однокашникам – бывшим троечникам. Живут в нищете. И не могут устроить свою личную жизнь.
Как такое получается? Нынешняя социальная система плодит инфантилов. В этом проявляется их тип инфантильности.

Что не отменяет несовершенство нынешнего общественного устройства.

Налицо противоречие между природой человека и социальными условиями.

Но что было неразрешимой проблемой в 20-м веке, то разрешимо в 21-м.

Как-никак технический прогресс не стоит на месте, машины берут на cебя все большую долю труда.
А знаете ли вы, о чем уже в 20-м веке писал Сталин? Только не успел это осуществить...
Он писал, что в СССР можно будет начинать сокращать продолжительность рабочего дня, доведя его до 6, а потом и до 5 часов!
Можете убедиться, его работа "Экономические проблемы социализма в СССР" есть в Интернете. Тиран, что сказать...

В наше время степень автоматизации труда еще выше, существуют безлюдные автоматические линии и целые заводы.
Сократить рабочий день можно и до 4 часов.
А сейчас люди работают 8 часов, а сверхурочно – 10-12.Хотя кое-где это нормальная продолжительность рабочего дня – капитализм берет свое.
Сокращаем день хотя бы до сталинских 5 часов.
Значит, теперь 10-5=5 часов на самообразование у работающего человека есть.

Поэтому в будущем можно и нужно будет легализовать детский труд.
Не детский, но подростковый, тинэйджерский. Не с 3-5 лет, конечно, но с 11-12.

Представляю себе, какой шквал обвинений поднимется со стороны убежденных левых. Обвинят меня в том, что я пропагандирую в интересах капиталистов, предлагая трудящимся добровольно отказаться от одного из отвоеванных прав – прав детей на само будущее.
Это да, легализации детского труда буржуи обрадуются.
Но речь о разумно устроенном обществе!
Что плохо для нынешнего капитализма, то хорошо и даже необходимо для будущего социализма.

При строгом соблюдении физиологических норм труд не нанесет вред молодому организму.
При отсутствии безработицы и эксплуатации (а опыт СССР показывает, что плановая экономика легко преодолевает данные социальные пороки) и при укороченном по сравнению с нынешними временами 5-часовом рабочем дне человек может заниматься самообразованием, не боясь запустить работу, оказаться уволенным и лишиться средств к существованию.

Да и дело не только в подростках.
Мы говорили вначале, что возраст, когда человек окажется полностью образован для выполнения задач квалифицированного профессионала, все более отодвигается.
А еще ранее мы говорили и о том, что требования к профессионалу динамично меняются, требуются все новые навыки. Меняются сами профессии, человек не может довольствоваться полученным в молодости образованием, а вынужден постоянно учиться.

Под это необходимо перестроить и систему образования, и сам образ жизни людей, рабочий день.

Система образования должна стать более массовой. Здесь могут помочь онлайн-занятия - ныне техника это позволяет. Именно на такой основе ныне появляются все новые образовательные курсы. Это явно прогрессивное явление.

Теперь осталось сделать их обще- и равнодоступными. При капитализме это невозможно: времени и денег у всех далеко не поровну! Социализм эту проблему успешно решает. Денег в нетоварной экономике социализма нет. А что до времени, то рабочий день можно сократить до 5 часов, оставив остальные 5 часов на образование.

«Учиться никогда не поздно» – теперь это актуально как никогда.
Этот принцип должен быть внедрен в жизнь – это требование самого прогресса.
И тогда ничто не помешает перестать откладывать на потом... саму жизнь.

Проблема только в… техническом прогрессе! Чем будут заниматься люди недоучившиеся, когда потребность в неквалифицированных работниках исчезнет - из-за того, что эти работы станут целиком выполняться машинами? Здесь может помочь следующее соображение. Ныне водопровод, газопровод, центральное отопление, электричество, холодидьники, микроволновки, мультиварки и Интернет сильно упростили жизнь. Крестьянин два века назад счел бы наш образ жизни образом жизни волшебников в раю.Но мы не деградировали, не опустились на четвереньки, хотя труд сделал из обезьяны человека. Человечеству предстоит трудиться меньше, и это нормально.


Рецензии
Вячеслав, здравствуйте!
Во многом с Вами согласен, но кое в чём - нет. Во многом - перекликается с моими последними публикациями. Итак по порядку:
Трудный подростковый возраст, так называемое тинайджерство. Это ни что иное, как описанный ещё классиками русской и зарубежной литературы конфликт "отцы и дети", одно из далеко не последних противоречий эксплуататорских обществ всех времён и народов. Заметим, что тот же И.С. Тургенев, как и все остальные классики являлись представителями эксплуататорского класса, в котором этот конфликт и процветал. А вот в среде крестьян его почти не было. Да и в рабочей среде середины прошлого века противоречие между поколениями было минимальным. Ну вот вспоминаю свой подростковый возраст - 70-е годы. Конфликты с родителями как у меня, так и у товарищей происходили в основном на почве школьной учёбы. На почве моды - пожалуй только из-за длины волос и ширины расклешённых брюк, а в основном пацаны носили то же самое, что и отцы. Ну правда я рос в провинции, джинсы у нас появились только в 1975, а москвичи их носили уже давно. Насчёт музыки - и отцы, и дети слушали советскую эстраду с радио и пластинок. Были, правда, любители иностранщины, так называемые "битломаны", но очень немного. Лично я, когда после 9 класса заработал и купил магнитофон, "подсадил" своих родителей на Высоцкого, которого до этого они просто не знали, поскольку не общались с владельцами магнитофонов, а по радио и по ТВ его не транслировали. На застольях и молодые, и пожилые пели под гармошку, под гитару или просто так одни и те же песни, от русских народных до современных. А где-то класса с 9, когда родители поняли, что заставлять меня учиться - бесполезно, к тому же мы переехали в другой район, вдалеке от школы (у нашей классной была манера ходить по домам близко живущих учеников)вообще жил с ними душа в душу.
Практически все мои одноклассники, и вообще знакомые подростки, в каникулы после 7, а то и 6 класса устраивались куда нибудь работать. А многие и в учебное время где нибудь подрабатывали на личные нужды. Трясти с родителей было как-то не принято.
Вот о чем действительно жалею до сих пор - что пошёл в 9 класс, в то время ещё принимали на производство с восьмилетним образованием. Ибо в школе, начиная с 6-го - чисто отбывал ( до 5-го был почти отличником) Вобщем, как Марк Твен, не позволял школе вмешиваться в процесс своего образования.
Ваша цитата "В нашем обществе человек, чтобы исполнять обязанности взрослого члена общества, вынужден много учиться." Много это не значит, что долго. Зачем же растягивать процесс обучения на столько лет, сколько принято в "цивилизованном" обществе? Тем самым искусственно растягивая детство, превращая подростков в инфантильные существа.
Совсем недавно мы ездили на юг и познакомились там с одной старушкой из Москвы, беседа с которой навела на очень грустные размышления. Так вот её внуку 14 лет. До сих пор она выполняет обязанности няни, возит внука в музыкальную школу и на секцию ( не выяснил точно самбо или бокса)ждёт несколько часов, потом везёт обратно. Основная школа, слава богу, рядом с домом. Внуком своим восхищена, только не довольна, что он слишком много торчит в телефоне, однако пытается уговорить родителей, чтобы отдали в суворовское училище, так как ему необходимо мужское воспитание, а отцу заниматься некогда ( видно уже начал посылать бабушку куда следует:)) И самое страшное - такое сейчас не исключение, а правило!
Ладно, Вячеслав, пока хватит. Остальное отвечу потом.

Голубев Николай   04.07.2021 23:29     Заявить о нарушении
Насчёт того, что современноя организация образования идёт вразрез с демографией, насчёт подросковой преступности, а также вполне объяснимомого подросткового протеста, полностью с вами согласен. Только труд, причём не в рамках уроков труда, учебно-производственных комбинатов и субботников по уборке улиц и сбору металлолома ( которые практиковались в СССР), а на настоящем производстве, с наставничеством настоящих мастеров своего дела, с соцсоревнованиями, в разновозрастных коллективах, где младшие берут пример со старших ( а не ПТУ, которые нередко в СССР и являлись рассадниками подростковых банд), так вот, только такой труд способен объединить поколения, ликвидировать такие понятия, как "тинейджер", "предки", "динозавры" ( как принято у современных тинейджеров называть людей старших поколений) и в конечном итоге - сделать народ одним целым.
Понимаю, что "цивилизованное" общество взвоёт: - А когда же они будут учиться?! А почему работа и учёба должны производиться обязательно раздельно друг от друга? Миф о том, что классно-урочная система образования является единственно верным способом обучения - крупнейшее заблуждение человечества. Учеба длится от первого до последнего дня человеческой жизни, а вовсе не только то время, пока человек находится в учебном заведении. Вспомним того же И.В. Сталина. Его образованность и эрудицию могут оспаривать только глупцы и враги народа. А много ли он образовывался в учебных заведениях? Главным образом - путём самообразования. И таких примеров множество. Когда человек по настоящему увлечён своим делом, он всегда найдёт время, чтобы учиться и нет нужды его специально освобождать ради этого от всех остальных занятий.
А вот насчёт прогресса, готов, Вячеслав, с вами поспорить. Прогресс штука очень коварная и с ним надо обращаться крайне осторожно, не менее чем с ядерной энергией. К каким последствиям может привести прогресс, мы прекрасно видим уже с конца прошлого века.
Почему современный дети не хотят учиться читать? Потому, что книги уже давно заменили телевидение, компьютеры, интернет и прочие высокие технологии. Детям, как минимум до 12 лет, вообще противопоказано не только пользоватьтся "высокими технологиями", но даже знать о них. Тем не менее, современные дети овладевают смартфонами и пр. гаджетами раньше разговорной речью! Понятно, что чтение и даже прослушивание тех же сказок им просто не интересно. Как рассказывал один папа:
" Однажды у нас отключился интернет. И я решил посвятить это время приобщению своей пятилетней дочки к настоящей литературе. Усадил её рядом с собой и стал ей читать "Волшебник изумрудного города". Прочитав первую главу, спросил - интересно ли? Она в ответ: - А сколько ещё осталось? Я понял, что проиграл."
Да, интернетом сегодня пользуются почти все. Но каким образом? Обмен смайликами и лайками, болтовня "ни о чём" и троллинги на форумах, игры, просмотр порнухи и приколов, в лучшем случае - чтение электронных книг и просмотр фильмов. Учеба или творчество - крайне редко. 5 процентов пользователе, не больше. Остальные - только развлечения, причем с младенчества.
А возьмём другую грань прогресса - автомобилизацию. Знаменитые московские пробки уже прошедший этап. Недавно лично увидел, как не просто добраться хотя бы от Москвы до Ярославля. Даже в провинции детей до 7, а то и 10 лет, выпустить одних из дома просто страшно. А чем же их занять? Известно чем, виртуальными развлечениями, что большинство родителей и делает. Ну или нанимает няню ( что по каману - ясно кому) или нещадно эксплуатирет бабушку, которая никогда не заменит "ребят с нашего двора". Итак, в результате прогресса дети деградируют не только физически но и морально.
Ну и в довершении ко всему третья грань прогресса - химизация. Много ли сегодня детей, не страдающих алергией? А наше поколение узнало это слово только из фильма "Афоня".
О прогрессе можно говорить бесконечно, а вот сам он бесконечным быть не может и в конце концов приведёт человека к полной деградации, превратит в кусок мяса, перерабатывающий пищу в дерьмо, впрочем и пищу со временем придумают безотходную, в виде таблеток или витаминок.
А основан современный прогресс прежде всего на таких человеческих качествах, как лень и тщеславие. Неохота человеку пешком ходить - вот тебе автомобиль. Неохота обрабатывать землю и ухаживать за животными - вот тебе биохимические продукты и роботизированные сельхозтехника и мегафермы. Неохота руками тасовать и раскладывать карты - вот тебе компьютерный пасьянс. Ну и понты друг перед другом, куда же без них, у кого тачка круче, у кого комп наворочанней.
Вот вы, Вячеслав, пишете: "Крестьянин два века назад счел бы наш образ жизни образом жизни волшебников в раю." Но ведь жизнь в раю, по версии РПЦ, не имеет конечной цели, просто вечное блаженство, жизнь ради получения кайфа. Это же очень быстро надоест, и что дальше?
По-моему главная задача разумного общества, это не безостановочное ускорение прогресса, а наоборот - его сдерживание, замедление. Так же как задача врача - если нет возможность полностью излечить болезнь, хотя бы замедлить её течение, не давать прогрессировать, с целью дать возможность организму прожить максимум.
Всё необходимо давно открыто. Остаётся только поставить во главе человечества здравый смысл ну и, конечно, ликвидация эксплуатации, основанной на понтах, лени и эгоизме и воспитание человека альтруистического, т. е. коммунистического типа.

Голубев Николай   05.07.2021 12:52   Заявить о нарушении