Ермак приходит на помощь

                <ЕРМАК>   ПРИХОДИТ   НА   ПОМОЩЬ.


«…Но  пробил  час! С  лучом  свободы  явился  доблестный  моряк,
И  глыбы  льда, как  вешни  воды  прорезал  ледокол  «Ермак».
Герой  наш  адмирал  Макаров, герой  не  лютого  сраженья,
Ни крови, смерти  и  пожаров, но  русской  жизни  возрожденья!»

                Н. Э. Гейнце


Зима  1899  года  выдалась  суровой, замёрз  Финский  залив, и  теперь  все  надежды  по  вызволению  из  ледового  плена  коммерческих  пароходов  возлагались  на  ледокол  «Ермак». Он  уже  успел  проложить  путь  многим  из  них, в  том  числе  и  крейсеру  «Громобой»  и  теперь  в  ожидании  нового  распоряжения  стоял  на  Малом  рейде  Кронштадта.

Создателя  первого  ледокола  вице – адмирала  С. Макарова  волновали  вопросы  переделки  корпуса  корабля, для  чего  «Ермак»  этой  весной  должен  был  прибыть  в  Ньюкасл, где  строился. Тут  ещё  пришёл  приказ  Министра  Финансов  принять  в  порту  специальный  груз  и  немедленно  отправиться  на  помощь  броненосцу  «Генерал – адмирал  Апраксин», который  во  время  снежной  бури  выскочил  на  берег  у  острова  Гогланд.
Степан  Осипович  прошёл  в  каюту  капитана  ледокола, где  застал  Михаила  Петровича  Васильева  и  Константина  Фёдоровича  Шульца, занимавшего  должность  помощника ( ледокол  ходил  под  коммерческим  флагом, но  М. Васильев  имел  чин  капитана  2  ранга, а  Шульц  был  лейтенантом).


«Друзья  мои, - обратился  он  к  обоим, - получено  распоряжение  самого  министра – сниматься  с  якоря  и  идти  на  помощь, на  сей  раз  выручать  капитана  1  ранга  В. Линдстрема, выбросившего  броненосец  на  камни  Гогланда. Возможно, что  мне  придётся  покинуть  «Ермак», так  как  спасение  «Апраксина»  возложено  на  адмирала  Ф. Амосова  (6  декабря  С. Макаров  был  назначен  Главным  командиром  Кронштадтского  порта).

«Жаль, конечно, будет  расставаться  с  Вами, Степан  Осипович, однако, приказ  есть  приказ, и  надо  его  выполнять», - ответил  капитан  М. Васильев.


Снова  «Ермак»  уходил  оказывать  помощь. Ситуация, в  которой  оказался  броненосец  «Адмирал  Апраксин», осложнялась  тем, что  в  его  корпусе  застрял  восьми-тонный  валун. Вода  через  пробоину  заполнила  несколько  отсеков, и  сдвинуть  с  места  корабль  не  представлялось  возможным. Первым  делом, нужно  было  постоянно  доставлять  для  броненосца  уголь; без  него  нельзя  выкачивать  прибывающую  воду, ведь  она  могла  замёрзнуть. «Ермак»  снабжал  «Адмирала  Апраксина»  не  только  углём, но  и  провизией, подвозил  необходимые  для  спасательных  работ  средства, даже  деревянные  домики, построенные  в  Ревеле  для  команды.

Всю  зиму  ледокол  совершал  рейсы: то  из  Кронштадта, то  из  Ревеля  к  острову  Гогланд, пройдя  более  2000  миль  в  мороз  и  метели. В  январе  1900  года  работами  по  освобождению  броненосца  «Адмирал  Апраксин»  стал  руководить  командир  Учебного  артиллерийского  отряда  контр – адмирал  З. Рожественский. Именно  он  поручил  дело  разрушения  злополучного  валуна  горным  инженерам, они  пробурили  в  камне  шурфы  и  произвели  в  них  небольшие  взрывы. Это  принесло  успех, и, не  ожидая  пока  вскроется  лёд, ледокол  «Ермак», прорубив  коридор  между  торосами, потащил  «Апраксина»  на  чистую  воду.
Впервые  в  этой  спасательной  операции  было  использовано  изобретение  преподавателя  Минных  классов  А. Попова – телеграфирование  без  проводов  для  обеспечения  сообщений  между  берегом  и  Гогландом.

Вот  как  отметил  заслугу  экипажа  «Ермака»  по  спасению  «Адмирала  Апраксина»  З. Рожественский:

«Ермаку»  и  его  доблестному  командиру  капитану  2  ранга  М. Васильеву  «Апраксин»  обязан  спасением. В  непроглядную  снежную  метель  броненосец,  обмотанный  вытянутыми  в  струну  цепями, стальными  и  пеньковыми  тросами, прикреплявшими  1500  кв. футов  пластырей, шёл  семь  часов  в  струе  «Ермака»  ледяными  полями  между  отдельными  глыбами  торосистых  образований  и  каналом, пробитым  в  сплошном  льду, и  ни  одна  цепь, ни  один  трос  не  были  перерезаны  льдом».
А  вскоре  он  телеграфировал  Макарову: «Адмирал  Апраксин»  пришёл  в  Кронштадт».

Установленная  на  острове  Гогланд  радиостанция  получила  от  Главного  Морского  штаба  новую  радиограмму:
«Около  Лавенсаари  оторвало  льдину  с  50 – ю  рыбаками. Окажите  немедленно  содействие  в  спасении  этих  людей.»
Так, успев  освободить  броненосец  «Адмирал  Апраксин», ледокол  «Ермак»  вновь  отправился  выполнять  работу.
Трудно  переоценить  все  заслуги  ледокола  «Ермак»: если  бы  не  его  помощь  по  спасению  «Адмирала  Апраксина», тот  бы  непременно  погиб, а  ведь  этот  новый  корабль  обошелся  правительству  в  4,5  млн. рублей.

В  ЖИЗНЬ  ПРЕТВОРИЛАСЬ  ОДНА  ИЗ  ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ  СОЗДАТЕЛЕМ  «ЕРМАКА»  СТЕПАНОМ  ОСИПОВИЧЕМ  МАКАРОВЫМ: ЕГО  ЛЕДОКОЛ  ОКАЗАЛСЯ, КАК  НЕЛЬЗЯ  ЛУЧШЕ  ПРИСПОСОБЛЕННЫМ  ДЛЯ  СПАСЕНИЯ  ЗАТЁРТЫХ  ВО  ЛЬДАХ  КОРАБЛЕЙ. ВПЕРЕДИ  ЕГО  ЖДАЛИ  НОВЫЕ  ПЛАВАНИЯ.


4  июля  2021  года.                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии