Источник в церкви Санта Мария ин Виа

(Из серии «Азбука Рима»)
    Жизнь Пьетро Капоччи, потомка благородного рода, связанного родственными узами с римскими папами, никак не назовешь скучной и однообразной. С молодости он  был вовлечен в водоворот событий: с оружием в руках защищал папский престол, принимал участие в церковных соборах, был легатом, т.е. личным представителем папы то в Германии, то на Сицилии. А с 1244 года Капоччи был назначен кардиналом-дьяконом при римской церкви Сан Джорджо ин Велабро (Святого Георгия у болот).    
     Однако ночь с  26 на 27 сентября 1256 года отчеканилась особно, оставив неизгладимый след в его памяти. К этому непостижимому  и достославному  событию  кардинал возвращался вновь и вновь.
     В тот день вечерняя месса в церкви Сан Джорджо ин Велабро закончилась поздно. Прихожане, тихо переговариваясь,  расходились, церковь опустела. Кардинал Пьетро Капоччи снял церковное облачение, надел простую темную сутану и вышел. Сквозь Арку Януса он взглянул на Санта Мария ин Космедин, перекрестился и вышел в портик. Молчаливый слуга с поклоном встретил его и помог устроиться в коляске.
- Опять дождь, ваше святейшество.
- Ничего не  поделаешь. Осень.
    Минуя театр Марчелло, коляска свернула к Капитолию, Папа перекрестился на высящийся в возглавии холма храм Арачели. От подножия Капитолия кучер, ворча, свернул на виа Лата. (Участок консульской  Фламиниевой дороги, которая вела из Рима на север. Только в 1467 году она была отремонтирована, расширена и преобразована в  Виа дель Корсо). Коляску затрясло, её бросало из стороны в сторону, она опасно кренилась, когда колеса проваливались и увязали в глубоких лужах и выбоинах.   
- Как бы нам не завязнуть, еминенца (ваше святейшество). Мало нам дождя. Так с Квиринала вся вода стекает сюда. Ещё и Тибр вышел из берегов и разлился до наших пределов. От самой Пьяцца дель Пополо вода сюда доходит.  Когда уж тут порядок наведут?! Тоже мне консульская дорога! Одно название… Может, по соседней улице объедем?
- Нет, друг мой. Уже поздно.  Давай попробуем по прямой. Не хочется кружить под дождём. Как-нибудь доберемся с Божьей помощью.
   Спустя некоторое время карета, наконец,  остановилась у особняка кардинала. Кучер отвел лошадей в  расположенную рядом конюшню.
     После ужина кардинал посидел, обдумывая завтрашнюю проповедь, а потом, помолившись, отправился почивать. Капли дождя назойливо и дробно стучали по окнам, и стекали косыми переплетающимися струями. Под монотонный и дремотный шум дождя кардинал погрузился в сон. Но и в забытьи ему грезились водные потоки, которые переливались перламутром, рассыпались в светящиеся брызги  и сквозь них проступал некий светлый лик.
     В полусне кардиналу показалось, что кто-то  осторожно окликает его. Он приоткрыл глаза, и увидел стоящего у дверей секретаря со свечой в руках.
- Ваше высокопреосвященство.. Эминенца… Простите, но там..
- Не свети в глаза и объясни в чем дело.
- Там, из колодца … вода бежит, как лава из вулкана, а по воде икона плавает.
- Какая икона? Объясни толком.
- В колодце по воде плавает икона с ликом Богоматери.
- Так достаньте её из колодца.
- Пробовали, но она ускользает, как угорь, и никак  не дается в руки. Мы уж и так и эдак   пробовали. Но только замучились вконец и…промокли до нитки. Снизу вода, как в болоте, сверху дождь. Мы подумали, что может вашему святейшеству…
- Хорошо. Позови слугу, пусть он подаст мне сутану. А ты спокойно и подробно расскажи всё по порядку, пока я собираюсь.
- Когда вы приехали, кучер отвёл лошадей на конюшню. Все легли спать. Но кто-то из слуг припозднился, вышел во двор   и вдруг услышал  странный гул, доносящийся от конюшни. Пошли туда. Открыли ворота, а изнутри во двор  хлынули такие  потоки воды. Просто потоп. Весь двор затопило. Всполошившиеся кони ржут, вырываются. Когда коней вывели,  слуги прошли  внутрь конюшни и увидели, что в колодце, из которого обычно поили лошадей, вода переливается через края и  бурлит как при извержении вулкана. А на поверхности плавает икона с ликом Богоматери.
- Понятное дело, дерево же не тонет в воде.
- В том-то и дело, что лик написан не на дереве, а на массивной кровельной черепице, которая должна тонуть как камень. А она, покачиваясь, плавает по поверхности, словно легонькая деревяшка.
- Ладно, пошли посмотрим, что там приключилось.
- Ваше святейшество, тут вода…
- Ну, вода и вода. Не растаю, не сахарный.
    Подобрав полы сутаны, понтифик подошёл к колодцу. Увидев святой образ, он сложил молитвенно руки и замер благоговейно, шепча обращенные к Богородице жаркие и искренние моления. Потом, перекрестившись, он опустил ладони в воду, и чудесная икона сама пошла к нему в руки, а вода тотчас вернулась на прежний уровень. Со слезами умиления кардинал поцеловал залитый водой лик Богородицы, прижал его к груди и понес домой.
     Заснуть он больше не мог, и весь остаток  ночи молился перед вновь обретенной святыней,  благодаря  Господа и Богоматерь за то, что сочли его достойным быть свидетелем такого чуда.
    Едва рассвет забрезжил за окном, кардинал надел парадное пурпурное одеяние и, прижимая к груди завернутую в белый плат икону, отправился в Ватикан.
    Несмотря на ранний час, понтифик Иннокентий IV сразу же принял кардинала. Встав на колени,  Пьетро Капоччи развернул плат и протянул папе обретенную святыню. Папа недоуменно взглянул  на кардинала.
- Что это? Откуда? Какая необычная икона! Садись и рассказывай. Не зря же ты пожаловал ко мне в такую рань.
     Кардинал подробно, взволнованно и проникновенно, рассказал о ночном происшествии и обретении иконы.
      - Значит, говоришь, многие это видели? Хорошо. Назначим комиссию, пусть опросят всех свидетелей, чтобы потом не говорили о фальсификации и мистификации.
     Пока комиссия удостоверялась в достоверности и истинности простодушных и искренних показаний, кардинал Капоччи  вынашивал в душе боговнушенный замысел о создании достойного храма для хранения обретенной иконы. На месте конюшни, над источником, даровавшим святыню, кардинал Пьетро Капоччи построил церковь  и в торжественной процессии перенёс туда образ Богоматери. Все собранные за долгую жизнь реликвии кардинал перенес в новый храм. И специально приобрел у паломников, вернувшихся из Святой земли, небольшой камешек от колодца патриарха Якова, где сидел Иисус Христос при встрече и беседе с самарянкой.
                *******
       На пересечении улицы Корсо с  улицей Тритона и поныне стоит церковь Санта Мария ин Виа (Святая Мария при дороге). Название, возможно, отсылает нас к проходящей рядом консульской Фламиниевой дороге. В XVI-XVII веках церковь реставрировали и перестраивали. Завершил строительство Карло Райнальди в 1681 году.
     В первой капелле справа от входа, в центральном алтаре  хранится та самая чудотворная икона Божьей Матери на камне. Святой колодец сохранился внизу, в крипте. Но от этого неоскудевающего источника выведен наверх обычный, бесхитростный краник, расположенный в правом углу капеллы. В небольшой, но уютной капелле никогда не бывает пусто. По сию пору не иссякает поток верующих и просто любознательных людей, которые приходят сюда взглянуть на необычную, легендарную икону, прочитать записанную на старой мраморной плите историю обретения святыни и испить святой воды.    Люди приходят,  с  тихой молитвой  пьют  воду, которая почитается целебной,  а в случае надобности уносят с собой небольшие бутылочки с проставленным на них  клеймом  церкви. Кто для больных и страждущих, а кто просто на память.
      Перед Рождеством  в  церкви  устраивается выставка "презепио" из разных областей Италии. Одно из них, неаполитанское, чрезвычайно красочное и живописное, постоянно украшает капеллу слева от входа в церковь.


Рецензии