Иди работай, тебе всего 75 лет! Часть вторая

Оксана зло посмотрела на мужа. Тот, охая, лежал на диване. В последнее время характер Аркашки стал совершенно невыносимым.

После отъезда отца вообще все пошло не так.
- Мама, а где дедушка? Почему его давно нету? Мама, когда дедушка приедет? Он нам шоколадки покупал, по голове гладил, сказки рассказывал. Мама! - в унисон принялись кричать дети, 8-летний Ваня и 4-летняя Лена.
- Что молчишь-то? Скажи, что ты деда из дома выжила, дура! - Аркашка перевернулся на бок, охнул и запустил в Оксанку подушкой.
- Я? Да это из-за тебя, идиота, он ушел! Лучше бы я вообще за тебя замуж не выходила! - Оксанка унеслась в кухню.
Там она попробовала налить чаю, но не удержала кружку и та разбилась. Ребята тут же появились на пороге. Молча и с укором они смотрели на мать. И та не выдержала.

- Убирайтесь! Перестаньте на меня глазеть! Надоели все! И так плохо! Пошли вон! - заплакала она.

Ваня и Лена похлопали глазами, а потом заревели в голос и бросились вон из квартиры.

- Дети! Стойте! - пробовала догнать их Оксанка.

Но было поздно. Из комнаты на костылях приковылял Аркашка.

- Ты что на моих детей орешь? - зашипел он.

- Смотреть на тебя тошно, видеть не могу! - Оксанка зарыдала еще сильней.

Аркашка хотел ей что-то сказать, да так и замолчал. В их жизни началась не просто черная, а угольно-темная полоса. Если раньше, когда жил Захар Ильич, оба не работали и прохлаждались (Аркашка иногда перебивался случайными заработками), то теперь работать пришлось.

Оксанка устроилась в магазин. Где простояв на ногах с утра до вечера и послушав порой придирчивых покупателей готова была после трудового дня на стены лезть. Плюс был один - сотрудникам можно было брать продукты дешевле. А то и бесплатно, те, у которых сроки годности выходили.

Аркашка устроился кое-как через знакомых на завод. Вроде нормально все было, а потом с лестницы упал. Шел дождик, домой торопился.

- И главное, на пустом месте, будто толкнул кто-то сзади. Но никого там не было! - возмущался потом он.

Перелом оказался сложным. Вроде срослось, стало заживать. Но тут на беду к нему друг пришел, позвал сходить до ларька, мол, выпить возьмем, посидим. Аркашка и поковылял за ним. А тут машина ехала. Перед ней - дети на велосипедах. Водитель стал сигналить, те на тротуар резво выехали. Аркашка хотел увернуться, но не удержал равновесие и рухнул вниз. Ноге опять досталось. А у Оксанки недостачу обнаружили в магазине. Раскидали на всех, хотя она была уверена - тырила Лидка-воровка. Но как говорится, не пойманный - не вор.

Потом Ванька приболел. В довершении всего сосед сверху устроил вечеринку. А потом с гостями поехал в клуб. Только воду закрыть забыл. И соседей снизу - то есть Аркашку и Оксанку залило капитально. Ремонт он обещал оплатить, только когда? А вечером того дня напряжение скакнуло в сети. И компьютер из строя вышел.

И когда Оксанка рассказывала обо всех несчастьях соседям, мимо проходил толстенький, похожий на Винни Пуха дед Михалыч, которого все почему-то звали "Пихалыч". И пробормотал:

- Это вам за деда, все аукнется, это еще начало!

Оксанка тогда значения его словам не придала. Но тут вдруг призадумалась. А ведь и правда!

- Аркаш... Надо отца искать. Виноваты мы все равно. Как-то неправильно было. Это все из-за тебя. Это все ты! - обратилась она к мужу.

- Я? А кто говорил, пусть отец работает? Он еще крепкий? Да это ты, стерва, меня подбила над стариком издеваться! - завозмущался Аркашка.

Перепалка их длилась долго. Но в одном мнении они сошлись - деда надо возвращать домой.

- Хрен с ней, с работой. Пусть отдыхает. А вот пенсия... - начал было Аркашка, но Оксанка его перебила.

- Да хватит тебе уже! Мало нам несчастий на голову! Хочешь третий раз ногу сломать?

Аркашка почесал лоб и затих. А Оксанка пошла детей искать. Только не нашла. Через несколько часов стемнело, но ни Ваньки, ни Леночки так дома и не было. Сотовый сын оставил дома. Оксанка всех друзей оббежала. Бесполезно.

Вернулась домой, где высказала мужу в очередной раз, что она о нем думает. И заплакала. Подумав о том, что с сыном и дочкой что-то случилось. Аркашка и про ногу забыл, и вообще про все. Только безумно вращал глазами и думал, что же им теперь делать.

В общем, когда полицейские привели домой детей, родители были на грани. А нашли их стражи порядка на вокзале. Ребятня пыталась куда-нибудь уехать, чтобы найти дедушку. Матери и отцу досталось по полной. И за воспитание, и за то, что без присмотра. Те клялись и божились, что такого больше не повторится.

А уложив детей спать Оксанка двинулась к Пихалычу. Он был единственным, кто поддерживал связь с ее отцом, когда он был тут. И она была уверена - знает, где тот сейчас. Пихалыч вначале стоял как стена.

- Не скажу! Убирайся отсюда, змея! Уходи! Таких детей, как ты... Я бы сказал, что надо с ними делать, - кричал он.

Оксанка на колени встала, рассказала, что детишки дедушку искать хотели, из дома убежали. А если они в следующий раз еще что натворят? Скучают же. И Пихалыч сдался...

Ехать Аркашка решил один. Уже на костылях к такси спустился. Вдруг из подъезда вышла жена с детьми.

- Все поедем! Это мой отец вообще-то! - и она решительно полезла в машину.

А Захар Ильич наслаждался жизнью у Петра и Даши. В своей родной деревне, куда он подался с глаз долой от дочки и зятя, жить с которыми стало невыносимо. В большом доме приютивших его Петра (того знал еще мальчонкой) и Даши. Корову пасти ходил, за курочками ухаживал. Трое детей: Варя, Вася и Вовочка деда обожали и считали уже родным.

В тот день Петр с Дашей в центр по делам уехали. Захар Ильич деловито за хозяйством приглядывал. Вдруг в дом забежал Вовочка.

- Деда! Деда! Там какие-то люди! Они спрашивают, где ты живешь! К тетке Оле подходили. А она знает, что ты у нас, сказала. Они сюда идут! - Вовочка с ужасом уставился на деда Захара.

Тот глянул в окно и обомлел. К дому шла дочь, бежали внуки (им он был рад) и на костылях - зять Аркаша. У старика сердце застучало. Он затравленно огляделся.

- В погреб! Дедушка! В погреб от них прячься! А мы скажем, что тебя не видели! - и Вовочка принялся подталкивать Захара Ильича к погребу.

Старик и залез туда.

Оксанка постучала. Дверь открылась. Она смотрела на светловолосых ребятишек, которые дружно появились в проеме и выжидательно смотрели на них.

- Здравствуйте, детки. Тут... У вас... Папа мой живет, а вот их дедушка (показала на своих детей). Нам бы его увидеть! - произнесла женщина.

- Нет. Никого у нас нет. Уходите! - произнес старший мальчик, Вася.

- Но нам адрес дали. Это тут! - Аркашка улыбнулся.

- Нету у нас вашего дедушки! Только свой! - сказала маленькая Варя.

- Как это? Как это свой? А наш где? - всплеснула руками Оксанка.

- А как вашего дедушку зовут? - нахмурился Аркашка.

- Деда Захар, - вымолвила девочка, не обращая внимания на тычки братьев.

- Это наш дед! Пустите! Папа! Папа, это я! - заорала Оксанка, пробуя пройти.

- Что тут происходит? Вы почему в мой дом ломитесь и детей пугаете? - сзади появился высокий стройный мужчина.

Это был Петр.

- Понимаете... Тут папа мой. Дело в том, что мы... Что он... У нас недопонимание произошло. Он тут теперь. Мы знаем. Отдайте нам его, а? - заплакала Оксанка.

- А я знаю! Почему они деда не отдают! Им пенсия его нужна! - пробурчал Аркашка.

Петр презрительно глянул на него и произнес:

- Мужик, я ведь не погляжу, что ты на костылях. И накостыляю тебе по полной. За деда. Так что рот-то свой прикрой. Вы же над стариком издевались! Вы пенсию у него отбирали! Он больной весь работал, пока вы свои рожи жирные в телевизор пялили! И бока наедали. Он же от вас сбежал, в никуда, в свою родную деревню, где у него никого не осталось! Вы же паразиты бессовестные! Уходите, пока я участкового не позвал! Больше вы ему зла не причините! - и Петр встал у входа.

И тут послышалось покашливание. Дед Захар вылез из погреба и вышел. Он решил, что нечего прятаться, надо увидеться с родней. Чай, не звери дикие, дочка.

Все те же оттопыренные ушки, зачесанные на пробор волосы, взгляд только другой. В рубашке, брючках.

Все присутствующие замолчали. И тут с криком:

- Деда! Дедушка, милый! Деда! - кинулись к Захару Ильичу Ванечка и Лена.

Старик дрожащими руками обнял их. Оксана почувствовала, что плачет. А Аркашка, потупившись, опустил глаза.

- Вы заходите. Наверное, устали с дороги. С детьми же. Хотите молочка? Я сегодня хлеб пекла, - пригласила гостей жена Петра, Даша.

Несмело переглянувшись, Оксана и Аркаша пошли в дом. Петр их пропустил.

А потом Оксана с отцом вышли. Поговорить.

- Уедет дед. Замучат они его. Он же добрый. Что ж теперь-то, Петя? - всхлипнула Даша.

А дети сгрудились во дворе.

- Он не поедем к вам. Он у нас будет! Слышите? - с вызовом крикнул Вовочка Ване.

- Но это же наш дедушка! - прошептал Ваня.

- Он наш! Понятно? - подал голос Вася.

- А может, он и наш, и ваш будет? Чтобы не ругаться? - вдруг выпалила Леночка.

Она, как впрочем, и ее брат, характером, да и внешне были похожи на деда и покойную бабушку Нелли. От склочных родителей ребятня не унаследовала ничего.

- Надо это обмозговать. Пошли вон, на поляну! - предложил Вася.

И все дети - родные внуки деда Захара и те, с кем он жил сейчас и тоже считал родными, дружно устремились от дома.

Внутри избы сидел тихонько Аркадий. И Петр с Дашей. Распахнулась дверь. Вошли дед Захар и Оксана, вытиравшая глаза.

- Пошли... Такси ждет. Дети-то где? - вздохнула она.

- Так они с нашими вон играют. На поляне! - Даша показала в окно.

Оксана улыбнулась и кивнула. Она прошла мимо Аркашки вместе с отцом. На улице женщина еще раз обернулась к деду Захару:

- Папа... Ты точно не передумаешь? Мы... не будем так больше. Ты прости нас.

- Нет, дочка. Зла я на вас не держу. Но тут моя деревня, мой дом, родные теперь люди... Тихо, тихо. Ты мне тоже родная. Но не поеду к вам, уж извини. А с пенсии буду присылать денежек Ванечке да Леночке, - дед Захар коснулся Оксанкиной щеки.

- Да мы не из-за денег. Просто... Папа! - та еще раз обняла отца.

Петр понял, что дед Захар никуда не уезжает. И облегченно вздохнул. Все-таки его звала назад его семья. А он сделал выбор в их пользу. Потом стремительным шагом подошел к Оксане.

- Если хотите, можете ребят привозить, как захотите. Дом большой. Живем мы хорошо материально, так что за отца не переживайте. У него все есть и даже больше, - просто сказал он.

И увидел, как просияли при этих словах глаза деда Захара.

Гостей проводили. А вечером, когда дед Захар сидел на лавочке, Петр подошел к нему и молча взяв за плечи, прижал к себе.

- Спасибо тебе... Отец... Что не поехал. Я ж не знаю. Как бы мы... Без тебя-то остались, - прошептал он.

- Да что ж ты, Петя. Ты же сынок мне теперь. Люблю вас. Хорошо, что повидался с ними-то. Сердце все равно болело, как Оксанка там? Непутевая, но дочка. Смотрю, вроде хоть сейчас за ум взялась. Да и внучат хотелось к себе прижать. А вы ж мои, родные. Не были по крови, но стали, - дед Захар погладил Петра по плечу.

- Дедушка! Дедушка! А теперь у тебя будет пять внуков? Мы не жадные. Пусть и эти Ванька и Ленка приезжают. Они вроде хорошие! - подбежали к деду Захару Вовочка, Варя и Вася.
- Да все вы мои, золотые! Пойдемте, я вас сказку расскажу! - и дед Захар, счастливо глянув в небо, пошел в дом...


Рецензии