Записки экскурсовода Ч. 27 Ожидание в антикамере
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, сначала попадали в антикамеры (итал. anticamera - передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Эти помещения назывались так потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приёмов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.
Освещённые окнами с двух сторон залы антикамер были декорированы по проекту Ф. Растрелли. По архитектурному решению они перекликались с Тронным залом дворца: главным элементом их декоративного наряда была деревянная золочёная резьба, а особенно пышное завершение в виде объёмной скульптуры, картушей и гирлянд получили обрамления порталов. Пышный барочный интерьер дополняли потолки с огромными живописными плафонами и геометрический рисунок паркета из ценных пород дерева.
Сюжеты плафонов посвящены античной мифологии: в Первой и Второй антикамерах это "Триумф Бахуса и Ариадны" работы П. и А. Градицци и А. Перезинотти, в Третьей - "Олимп". По поводу авторства плафона Третьей антикамеры сохраняются разночтения. А. Н. Бенуа считал его автором А. Перезинотти, некоторые современные исследователи приписывают его И. И. Бельскому, а архивные документы говорят о том, что идея, композиция и исполнение плафона принадлежат П. Градицци, которому Бельский лишь помогал в исполнении работы. В годы оккупации плафон был утрачен, и наше представление о нём основывается на акварели А.-Х. Кольба и довоенных фотографиях, которые и послужили образцом для воссоздания композиции "Олимп" после войны.
Третья антикамера по архитектурно-декоративному убранству отличается от остальных: в конце XVIII века, когда по распоряжению Екатерины II перестраивалась вся южная часть дворца, в ней были установлены каннелированные колонны и четыре мраморных камина.
Парадные залы служили для представительских функций, но в обычные дни их могли использовать как жилые комнаты.
Так, в Первой антикамере в 1765 году в день своего рождения императрица Екатерина II слушала французскую оперу "Летрокер", которая была исполнена для неё малолетними придворными певчими. А 19 августа 1772 года здесь "госпожами фрейлинами и господами кавалерами" для знатной публики была представлена "комедия на российском диалекте господина Фонвизина "Бригадир".
Во времена Екатерины II Третью антикамеру называли Биллиардной, так как здесь стоял бильярд, вошедший в моду в конце века, на котором императрица вечерами могла позволить себе сыграть партию в "алагер" (от франц. а la guerre - на войне; игра в бильярд с двумя шарами для двух и более игроков).
Из дверного проёма Третьей антикамеры открывается прекрасный вид на перспективу отделанных золотом апартаментов Екатерининского дворца протяжённостью около 300 метров. Это зрелище особенно впечатляло очевидцев; недаром уже в XVIII веке анфиладу Растрелли стали называть "золотой".
Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты закопчённой деревянной резьбы: среди них две позолоченных фигурки путти, ныне реставрированные и помещённые над окном Первой антикамеры.
Реставрационные работы в антикамерах начались в конце 1990-х: воссоздавались живопись, паркет, восстанавливалась и золотилась деревянная резьба. Сегодня в антикамеры вернулось их былое великолепие, и они заняли подобающее им место в ряду парадных залов Золотой анфилады.
Иллюстрация: Первая антикамера Екатерининского дворца
Продолжение http://proza.ru/2021/09/07/1730
Свидетельство о публикации №221070401569
Читаю - смотрю - любуюсь!!!
И тоже повторяю:"Слава реставраторам!"
Спасибо, Светлана! история оживает в ваших рассказах!
С уважением и восхищением,
Светлана Петровская 26.11.2022 20:00 Заявить о нарушении
Светлана Шаляпина 28.11.2022 14:05 Заявить о нарушении