Гримасы рыночной любви. Мы выживали, как могли

Мы выживали, как могли
«,,,и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». (Второзаконие 28:12). http://www.bible.com.ua/answers/r/36/303251   
Я никогда не задумывался о том, как тяжело, а, порой и невыносимо, часами стоять на одном месте, продавая какой-либо товар. С непривычки гудели ноги, давила свинцовая усталость. Ещё хуже было, когда никто не помогал, и не было возможности даже сбегать в туалет. Такого понятия, как реализатор, тогда ещё не существовало.
Места для торговли поначалу никто, конечно, не давал и не распределял. Каждый занимал то место, которое было свободно. Позже мог его поменять. Со временем это упущение умные люди исправили, закрепостив предпринимателей и введя арендную плату.
Где я только ни торговал в начале своей бизнес-эпопеи: и в соседнем райцентре, и на стадионе, и на перроне, и в центре города, и на разных временных рынках. Свидетельство о регистрации не спешил брать, так как не знал, надолго ли всё это, или власть снова разгонит мелких торгашей, как тунеядцев и спекулянтов. Такое же отношение было вначале к предпринимателям и у обывателей. К ним относились, как к халявщикам, спешащим «срубить капусту», а не работать честно за зарплату. Особенно страдала таким отношением молодёжь. Могли вырвать товар, забрать деньги, обложить данью, избить. Каждый отбивался как мог.
Пончика в силу его мягкого и трусливого характера «доили» все, кому не лень. К нему часто подходили «друзья» и просили у него то на пиво, а то просто занять без отдачи. Пончик, как правило, никому не отказывал. Оксана долго это терпела, а потом взяла бразды правления в свои руки. Со скандальной бабой связываться никто не хотел. «Доек» стало меньше.
Мне тоже приходилось часто отбиваться от разного вида «наездов». Случались и драки, и кражи, и «подставы». Часто мне помогал, пока не начал пить, отец, а потом и Борис. Товар оставлять было негде, поэтому я ходил с ним как верблюд со своим горбом. Радовался, когда было где оставить. Но это продолжалось недолго, потому что рано или поздно меня обкрадывали. А оставлял товар я то у родственников, то у знакомых, то у знакомых Бориса, то у его родственников. Но то сами охранники меня обкрадывали, то их соседи, то товар вообще таинственным образом исчезал. Я менял точки, но толку не было. Часто приходилось начинать с нуля. Но я никогда не отчаивался и смотрел на всё философски, как кот Леопольд из мультсериала: и эту неудачу мы переживём.
Вырвавшись на просторы дикого капитализма и связанного с ним хаоса, мы ещё долго не могли привыкнуть, что закончилась советская безмятежность и везде надо ставить амбарные замки, бронированные двери и чугунные решётки. Мы продолжали жить по старым постулатам, забывая, что не только уже другие времена, но и люди начали резко меняться.
Но, что самое интересное, так тогда было везде. Только одни занимались мелким рэкетом, другие – разворовывали заводы и фабрики, а третьи – распродавали страну. Оптом и в розницу. Каждый в силу своих возможностей. И никто не кричал: «Держи вора». Большинство из нас просто выживали. У многих было высшее образование, которое теперь ничего не значило и просто было ещё одним поводом для насмешек и даже оскорблений.


Рецензии