История на охоте

Мои родственные корни находятся в Ярославской области в Некоузском районе. Там жила раньше и до сих пор живёт моя родня. В этом районе было много деревень. Они были разделены между собой большими лесами. Чтобы навестить своих родных из других деревень надо было ехать на лошади или идти пешком через огромный, густой лес. В лесах в то время было очень много диких зверей: волков, медведей, зайцев, лисиц… И по дороге через леса жители Ярославской области часто встречались с ними. Некоторые жители занимались охотой.

Среди моих родных охотниками были мой родной дедушка - Александр Яковлевич Ручкин, из деревни Власово и муж моей двоюрдной тёти Татьяны Фёдоровны - Вениамин Константинович Капустин из деревни Игнатово. Они были очень опытными охотниками.

Дедушка мой - Александр Яковлевич Ручкин работал в Петрограде-Ленинграде в магазине Лапшина на Разъезжей улице. Но в отпуск приезжал к своей семье в деревню Власово. Иво время отпуска ходил на охоту в родной лес. Из мехов убитых зверей в его семье шили шубы. В семье делали и ткани. В доме был ткацкий станок. Поэтому шили и одежду, отделанную мехами. Мой дедушка умер в своей деревне в 1935 году у входа в свой дом от сердечного приступа, когда нёс вёдра с водой.

В другой же деревне Игнатово тоже в Некоузском районе Ярославской области, как я уже написала,  жили моя двоюрдная тётя - Татьяна Фёдоровна (до замужества Веселова) и её муж - Вениамин Капустин.

Татьяну Фёдоровну, к сожалению, я не видела в живых. Но была на её могиле. А Вениамин Капустин умер в этом 2021 году. Он умер в 93 года. Он много раз ходил раньше на охоту на медведей по заказу высокопоставленных людей. Из этих медведей делали чучела. Я с ним встречалась летом в 2007 и 2016 годах.

Я приезжала в Некоузский район Ярославской области, поскольку здесь до сих пор живут мои родные. Мне очень хотелось здесь побывать, поскольку моя мама очень любила свою малую родину, хотя и уехала учиться и осталась жить в Ленинград. И я побывала в деревне Власово, Игнатово, Красном Селе, на двух кладбищах, где похоронены мои родные, и на поле сражения древних воинов у памятника Ситской битвы.

В деревне Власово, к сожалению, моих родных уже нет. Но жители помнят мою родную бабушку - Александру Александровну Ручкину (до замужества Веселову). Она родилась и выросла в деревне Игнатово. А когда вышла замуж переехала жить в семью мужа в деревню Власово. У семьи Ручкиных было два очень красивых дома: зимний и летний. Но, К большому сожалению, их здесь уже нет. Их продала старшая родная мамина сестра - Елизавета. И эти дома вывезли.

Я побывала в 2007 году на нашем участке в деревне Власово. И увидела большие деревья, пруд, фундаменты от домов и часть деревянного забора. Я была очень удивлена, что он до сих пор сохранился. Я набрала на участке немного земли, чтобы отвести на могилу моей мамы - Анастасии Александровны Ручкиной. Ведь она вспоминала свою деревню всю жизнь. И последними словами её при жизни были: "Я уеду в деревню Власово!".

В деревне же Игнатово сохранился дом Веселовых, в котором родилась и выросла моя родная бабушка - Александра Александровна Ручкина (до замужества Ручкина), её две родные сестры: Анна и Екатерина - и брат Фёдор. К счастью, мне удалось пожить небольшое время в этом доме, когда я приезжала в деревню Игнатово в 2007 году. Но затем и этот дом был продан моим двоюрдным дядей, сыном Фёдора - Николаем Фёдоровичем Веселовым.

Была я в деревне Игнатово два раза: в 2007 и в 2016 годах. Здесь живут до сих пор мои троюрдные братья: Юрий и Владимир - и другие мои родные. И я была очень рада с ними пообщаться. И во время второй поездки мне удалось поговорить с Вениамином Капустиным. Я была в его доме. Его дом находится рядом с нашим домом Веселовых. И он рассказал мне одну очень интересную историю.

Однажды в очередной раз Вениамин пошёл на охоту. Однако, только зашёл в лес и не успел снять ещё ружьё, как вдруг в трёх шагах от него появился огромный медведь. Увидев Вениамина, медведь моментально в вертикальную позу взвился и очень страшным голосом зарычал. Затем он на свои четыре лапы опустился, но через секунду вновь вертикально взвился и опять страшным голосом зарычал.

Три раза он таким образом опускался и потом стремглав вертикально поднимался. Вениамин при этом стоял и не шевелился. И как он мне рассказывал, что он замирал от страха, когда медведь в вертикальную позу вставал, хотя он и был очень опытным и смелым охотником. И ему казалось в это время, что и его волосы тоже дыбом вертикально вставали.

Не известно чем бы закончилась эта встреча, но неожиданно из леса выбежали медвежата. И Вениамин понял, что перед ним стоит в угрожающей позе медведица - мать этих медвежат. Медвежата были ещё очень маленькие и не понимали, что здесь происходит. И сначала один, а затем и все трое встали между Вениамином и медведицей.

Медведица сразу сильно и заволновалась, и разозлилась на своих медвежат. И поэтому с большой силой она ударила лапой одного своего медвежонка прямо в зад. И он от этого удара улетел далеко в лес — назад. Другие медвежата очень испугались и тоже следом за тем медвежонком побежали в лес. И медведица, как любая, добрая и любящая мать, тоже в лес за своими детьми поспешила. Ей надо было спасти жизни и медвежат, и свою.

Вениамин же ещё некоторое время неподвижно постоял, отошёл от стресса. Он, хотя и был очень смелым и очень опытным охотником, всё же, как мне честно признался, очень сильно в этот раз испугался. Он знал насколько бывает опасна медведица. И только благодаря этим медвежатам он и остался жив. Они спасли его от неминуемой, страшной, мучительной смерти.

И, конечно же, стрелять ни в кого Вениамин не стал. Жалко ему было медвежью семью. Он неподвижно стоял и смотрел внимательно им в след. Подождал, когда все они скроются в лесу. И пошёл после этого обратно в свою деревню, не желая в этот день идти в лес и ещё раз испытывать свою судьбу.

Ну а я, услышав эту историю написала потом рассказ и стихотворение "Медвежонок от смерти спас". Они напечатаны в моих авторских книгах и в литературно-художественном альманахе современной поэзии и прозы "Вдохновение", выпуск № 3(13), 2020 в Санкт-Петербурге и на моих авторских страницах в интернете на сайтах: СТИХИ.РУ и ПРОЗА.РУ - от Российского союза писателей. И мне очень жаль, что Вениамина Капустина нет уже в живых. И я не смогу больше услышать его рассказы об интересных историях в его жизни и на охоте. Он умер зимой 2021 года. Царство ему Небесное! Пусть земля будет ему и всем моим родным мягким пухом!

4 июля 2021 год


Рецензии