Мать

В зале ожидания на железнодорожном вокзале районного центра в углу сидела маленькая щупленькая старушка. В руках она держала небольшой узелок, в котором лежали ее вещи на случай похорон и небольшая иконка. Старушка сидела здесь с вечера и ни на кого не обращала внимания. Она была в глубокой депрессии.
За весь день женщина ничего не съела и ничего не выпила. По всей вероятности, у нее не было и денег, и желания поесть. Она смотрела в одну точку и что-то шептала, едва шевеля губами. Возможно, она читала какую-то молитву, но скорей всего она с кем-то разговаривала, периодически останавливаясь. В эти минуты женщин предавалась воспоминаниям.
Всю свою молодость Надежда Петровна (так звали старушку) прожила в поселке не далеко от районного центра. Жила она со своим сыном Виктором. Мужа у нее не было с тех пор как проводила его на фронт. Оставшись с сыном, она каждый день ждала от мужа весточки, но ее все не было. Он словно сгинул. Спустя полгода Надежда начала оббивать пороги райвоенкомата и райсовета, но всякий раз получала практически один тот же ответ: «В списках погибших и без вести пропавших ваш муж не числится».
Намыкавшись сыном в годы войны, Надежда радостно вздохнула, когда по радио диктор всесоюзного радиовещания Ю. Б. Левитан сообщил о том, что война с гитлеровской Германией завершена ее безоговорочной капитуляцией.
Началась послевоенная жизнь по восстановлению народного хозяйства страны. Оставив сына на попечение свекрови, Надежда с утра и до вечера работала на стройке. Вскоре сын пошел в школу, а свекровь, заболела и через месяц умерла.
Прошли годы. Виктор вырос. Он стал послушным, любящим и трудолюбивым юношей. Закончив школу, сын поступил в институт, который находился в областном центре. Учился юноша хорошо, поэтому в свободное от учебы время ходил в кино, посещал драматический театр. На втором курсе он познакомился с девушкой. Звали ее Викторией. Как-то раз во время летних каникул Виктор приехал домой не один, а вместе с девушкой.
- Мама, познакомься, это моя девушка. Зовут ее Вика.
- Очень приятно. – Ответила женщина с улыбкой на лице. – А меня зовут Надежда Петровна. Я – мама Виктора.
- Очень приятно, – ответила смущенно девушка.
- Что же мы стоим посреди комнаты. Присаживайтесь за стол. – Предложила Надежда Петровна. – Уже полдень. Давайте будем обедать.
Виктор и Вика уселись за стол, а Надежда Петровна засуетилась у русской печи. Через несколько минут она поставила на стол тарелки со щами. Сметаны в доме не было, поэтому хозяйка заправила щи молоком и со словами: «Дети, кушайте и не стесняйтесь», – сама уселась за стол.
Виктор, взяв в одну руку хлеб, а другую – ложку, начал есть. Эти щи с кислинкой напомнили ему далекое детство, когда он вместе с матерью ходил к реке и собирал там сочный щавель, из которого потом мать варила эти самые щи.
Виктория тоже взяла ложку и стала есть, поглядывая на хозяйку дома.
- Вика, как вам щи?
- Ничего, есть можно, – ответила девушка и слегка покраснела.
- А мы с сыном такие щи частенько едим, особенно по весне, когда в доме заканчивается квашеная капуста и картошка.
На этот раз девушка промолчала. Она съела еще несколько ложек щей и, отодвинув от себя тарелку, сказала:
- Спасибо.
- Вика, что случилось? Почему не доела щи? Они тебе не понравились?
- Нет. Просто я не голодна.
- Вика, позволь спросить тебя: кто твои родители и где они живут?
- Мой папа – инженер. Он работает на заводе, а мама – учительница. Живут они в городе. У нас трехкомнатная квартира.
- Как хорошо. В квартире, наверное, есть ванная комната и газ?
- Да, у нас есть все удобства.
- А мы с сыном живем вот в этом доме. Уборная у нас во дворе, а мыться мы ходим в общественную баню.
Пока Надежда Петровна общалась с девушкой, Виктор доел щи.
- Спасибо, мама, было очень вкусно.
- На здоровье, – ответила мать и начала убирать со стола посуду.
- Молодежь, чем собираетесь заниматься?
- Пойдем пройдемся по поселку, а затем…, – Виктор замешкался и посмотрел на девушку.
- А затем Виктор проводит меня домой, – закончила фразу Вика.
- Но это же далеко.
- Мама, за меня не беспокойся. Мы поедем на пригородном поезде. Вечером я обязательно буду дома.
- Что ж, поезжайте, только в дороге будьте предельно внимательными.
Молодые люди вышли из дома, а Надежда Петровна начала мыть посуду.
После этой встречи ровно через месяц Надежда Петровна получила от работы двухкомнатную квартиру в новом доме. Об этой долгожданной радости она сообщила во время очередной встречи сыну.
- Мама, так это ж очень здорово. Теперь ты можешь жить припеваючи. Я обязательно поделюсь этой новостью с Викой.
Когда Надежда Петровна переехала в новую квартиру и привела ее в порядок, сын вновь приехал к ней с Викой. Квартира девушки понравилась, она была просторной, солнечной и находилась на втором этаже пятиэтажки.
- А что вы, Надежда Петровна, собираетесь делать со своим прежним домом? – поинтересовалась Виктория.
- Пока не знаю. На зиму закрою, а там видно будет. Может быть на следующий год продам его, если найдутся покупатели.
- Мама, не надо продавать дом. Пусть он будет теперь как дача.
- Хорошо, я не возражаю, – ответила радостная Надежда Петровна.
После этой встречи прошло какое-то время и молодые люди решили пожениться. На первых порах родители Виктории были против такого поступка совей дочери, но все же вскоре смирились с этим.
Свадьба молодых состоялась в студенческой столовой. Гуляли всем курсом. Кроме студентов на свадьбе присутствовали со стороны невесты ее родители и их родственники, а со стороны жениха – Надежда Петровна и соседи, которых она пригласила.
 После свадьбы Виктор привел свою молодую жену в родительский дом. Надежда обхаживала свою невестку, как только могла. Однако Виктории жизнь в районном центре пришлась не по нраву, и вскоре она со своим мужем переехала в город к своим родителям. 
Надежда осталась в доме одна. Ей было обидно, что так случилось, но уговаривать сына не решилась. Когда он приезжал навестить мать, Надежда Петровна, как и прежде, принимала сына у себя дома, но никогда не упрекала его в том, что он пошел на поводу у своей жены.
Прошло время. У сына с невесткой закончилась учеба в институте, они получили дипломы и по распределению должны были ехать в Сибирь, но отец Виктории вовремя подсуетился и молодую пару оставили работать в областном центре.
- Как я рада за вас, – говорила Надежда Петровна сыну при очередной встрече с ним.
- Мама, я тоже рад, что могу в свободное от работы время приезжать к тебе и помогать по хозяйству.
- Сынок, какое теперь у меня хозяйство. Домашнего скота нет, дров заготавливать на зиму не надо, газ и горячая вода в квартире есть. Остается только радоваться жизни.
- И то верно.
- Сынок, а почему Вика не приехала вместе с тобой? Уже прошло месяцев шесть с того дня, как она приезжала сюда.
- Мама, не хотел преждевременно говорить тебе, но придется. Вика беременна и ждет ребенка.
- Вот так новость! – воскликнула Надежда Петровна. – Выходит я скоро стану бабушкой? С ней все в порядке?
- Пока да.
- И на каком она месяце?
- На восьмом...
- Я рада за вас. Когда Вика родит, обязательно сообщите мне об этом телеграммой.
- Хорошо, мама.
Начиная с этого замечательного дня, к Надежде пришло вдохновение. Она жила и все время ждала весточки от сына. И это наконец-то случилось. В субботу почтальон вручила ей телеграмму, которую прислал сын. В ней было написано: «Роды прошли успешно. У нас родился сын».
От такой радости Надежда Петровна не знала, что и делать. Придя в себя, она пошла в магазин, купила там пеленки и распашонки, а на следующий день поехала к сыну.   
В областном центре она приехала домой к Виктору и вместе с ним направилась в больницу. Сын уже навещал свою жену в родильном отделении, поэтому знал окно ее палаты.
Подойдя к больничному корпусу, Виктор позвал жену. Через несколько секунд из окна на втором этаже показалась Вика. Она с улыбкой на лице помахала рукой мужу и свекрови, а затем открыла окно. Ей ответили взаимностью.
- Вика, девочка моя, как ты себя чувствуешь? – спросила невестку Надежда Петровна.
- Хорошо…
- А как малыш?
- С ним тоже все хорошо…
- Грудью уже кормила?
- Да… Молока у меня много.
- Вот и хорошо. Я рада за тебя и за малыша.
- Когда тебя выписывают, любимая? – перебил мать Виктор.
- Пока не знаю, но надеюсь, что скоро.
- Я скучаю по тебе.
- Я тоже.
- Вика, мы принесли тебе немного витаминов, еды и распашонки для малыша. Выйди, я тебе все передам.
- Хорошо, я сейчас.
Виктория закрыла окно. Виктор с сумкой направился в вестибюль корпуса. Надежда Петровна осталась ждать сына на улице. Через несколько минут он вышел, и они оба направились на вокзал. Там Виктор купил билет, посадил мать в пригородный поезд и только после этого отправился домой.
С этого памятного дня прошло несколько лет. В семье сына уже подрастало двое малышей. Жить в трехкомнатной квартире тестя было тесно. Виктория постоянно нервничала и требовала от мужа принятия радикального решения:
- Ты понимаешь, что я больше не могу жить всей семьей в одной комнате. Студенты в общежитии и то живут по два человека в комнате, а нас уже четверо.
- Что ты от меня хочешь?
- Я хочу иметь свою квартиру.
- Я тоже, но надо еще немного подождать.
- Немного – это сколько?  Год, два или десять лет?
- Вика, не мучай меня. Ты же прекрасно знаешь, какие мы на очереди.
- Папа сказал, что нам еще долго придется ждать квартиру, но из этого положения есть выход.
- Какой?
- Нам надо купить кооперативную квартиру. Папа готов нам помочь в этом вопросе.
- Я так понимаю, что Николай Иванович готов нам выделить ссуду?
- Совершенно верно, но этих денег не хватит, чтобы купить квартиру.
- Тогда что нам делать?
- Витя, тебе надо поговорить со своей мамой и уговорить ее продать квартиру.
- Вика, ты в своем уме? А где моя мама будет жить?
- Если мы купим трехкомнатную квартиру, то Надежда Петровна может переехать к нам.
- И ты на это согласна?
- Согласна… Ведь другого варианта у нас нет?
- Нет. – Виктор на минуту задумался. – Хорошо, я поговорю со своей мамой.
Через неделю у Виктора состоялся разговор с матерью. Слушая сына, Надежда Петровна не проронила ни слова, лишь только в конце общения от ответила:
- Сынок, не торопи меня с ответом… Я должна подумать…
После этих слов Виктор покинул квартиру матери, даже не попрощавшись.
Надежда Петровна приняла такое поведение сына, как обиду. Через месяц она нашла покупателя и продала не квартиру, а свой загородный дом. Вырученные от продажи дома деньги отвезла сыну.
Однако всех собранных денег едва хватило на двухкомнатную квартиру. И все же это был выход в сложившейся ситуации.
Узнав от мужа, что свекровь продала не квартиру, а деревенский дом, невестка сильно обиделась на нее и в тот же день высказала свою обиду Виктору:
- Выходит, твоя мамочка так сильно тебя любит, что даже не удосужилась помочь в решении квартирного вопроса?
- Викуля, зачем все усложнять? Мама решила, что лучше продать старый дом, в котором никто не живет, нежели квартиру, в которой она живет.
- А ты ей говорил, что мы не против взять ее к себе?
- Говорил, но…
- Что, но? Твоя мамочка – эгоистка. Ей наплевать на то, в каких условиях живет ее сын и внуки…
- Вика, прекрати оскорблять мою мать. Все, что у нее есть, она заработала своим трудом: дом в поселке мои родители построили, когда поженились; квартиру в городе ей дали от работы, на которой она проработала более тридцати лет. Она тоже имеет полное право хоть на старости лет пожить в нормальной квартире.
- Значит, по-твоему она имеет право нормально жить, а с тобой – нет?
- Что ты все искажаешь. Мы еще молодые и сумеем обеспечить себя хорошим жильем. Сейчас купим двухкомнатную квартиру, а попозже улучшим свои жилищные условия.
- Ах так…, вот и живи в своей двушке сам, а я в таком случае останусь жить с родителями.
- Дорогая, что ты такое говоришь? А как же дети? Им нужен отец…
- Ты же вырос без отца, и они вырастут…
- Давай прекратим этот никчемный разговор. Ты успокоишься, еще раз хорошо все обдумаешь…
- Что забоялся, что останешься один?..
- Я жалею твои нервы и детей, которым ты хочешь уготовить не лучшее будущее.
- Жалко стало нас, да?..
- Да.
На этом разговор между супругами закончился. Каждый из них занялся своим делом.
 Шли годы. Зима сменяла осень, а лето – весну. Виктор все реже и реже навещал свою престарелую мать. После произошедшего события отношения между сыном и матерью стали натянутыми. Разговор всякий раз не клеился, и обе стороны, не удовлетворенные встречей, оставались каждый при своих мнениях.  Все изменило новость, которой поделился Виктор, приехав в очередной раз к матери.
- Мама, сегодня я приехал к тебе, чтобы попрощаться.
У Надежды Петровны после этих слов сына в глазах появилась тревога.
- А что случилось, сынок?
- Ты только не пугайся. Все хорошо. Просто на днях я получил новое назначение и должен уехать к новому месту работы.
- И что это за должность, и куда ты должен ехать?
- Мне предложили возглавить наше дочернее предприятие, которое находится в Екатеринбурге. Я дал согласие.
- А как же Вика? Она одобрила твое решение?
- Да. Правда, пока я еду к новому месту работы один, а как устроюсь, приедет и Вика с детьми.
- И когда ты планируешь уезжать?
- К началу следующего месяца я должен быть на заводе.
- Понятно…
Надежда Петровна немного помолчала, а затем поделилась с сыном своим решением:
- Сынок, я долго думала и вот что должна тебе сказать. Я уже довольно старый человек, поэтому пока жива, хочу переписать эту квартиру на тебя.
- Зачем это?
- Так надо. Надеюсь, ты меня не выгонишь из квартиры, когда она станет твоей?
- Что ты такое говоришь, мама.
- Вот и хорошо.
А сейчас поезжай домой. Когда ты понадобишься, я тебе сообщу по телефону.

В конце текущего месяца Виктор уехал к новому месту работы, а через пару лет без предупреждения приехал к матери.
Надежда Петровна с огромной радостью встретила сына.
- Сынок, а почему ты приехал один? Где Вика, где мои внуки?
- Мама, Вика с детьми осталась дома, а я вот приехал по делам на завод.
Надежда Петровна почувствовала в голосе сына какую-то раздраженность.
- Мама, как ты себя чувствуешь?
- Неважно, сынок. Одиночество не скрашивает жизнь старым людям.
- А на что ты жалуешься?
- На все… В таком возрасте, как у меня, и давление скачет, и ноги болят, и руки немеют, и голова кружится…  Врачи говорят, что у меня сахар высокий…
- Мама, давай я тебя положу в ведомственную больницу. Там тебя углубленно обследуют, подлечат, будешь, как огурчик.
- А так можно?
- Конечно. Я договорюсь.
- Раз так, я согласна… А теперь расскажи, как вам живется на новом месте, по телефону ведь многого не расскажешь.
- Мама, у нас все прекрасно. Квартира, в которой мы живем, нам очень нравится. Она большая, комнаты светлые и просторные.
- Вот и хорошо… А ты, сынок, на долго приехал?
- Нет, мама, всего на несколько дней. Решу кой-какие вопросы на головном предприятии и поеду обратно.
На следующий день Виктор побывал в больнице, поговорил насчет своей матери, а уже через день он отвез ее в больницу.
Надежда Петровна, собираясь в больницу, взяла с собой небольшой узелок.
- Мама, что это у тебя в узелке? – поинтересовался сын.
- Да так, кое-что, на всякий случай.
- Ладно, поехали, а то мне еще надо повидаться кое с кем.
В течение двух последующих дней Виктора нельзя было застать дома. Он уходил рано и возвращался ближе к вечеру, а на третий день ближе к обеду пришел домой не один, а с мужчиной. Мужчина осмотрел квартиру и, обмолвившись с Виктором несколькими фразами, ушел.
Наступило утро. Виктор позавтракал и поехал к матери в больницу. При встрече он сообщил, что вечером уезжает домой.
- Сынок, как же так? Ты даже недели не погостил у меня. 
- Ничего не поделаешь, мама, меня ждут на работе.
- Я все понимаю, но мог бы еще на денек-другой погостить у матери.
- Не могу. А ты не торопись выписываться. С главврачом я договорился. Все будет хорошо.
Пролежала Надежда Петровна в больнице почти месяц, а когда выписалась и приехала домой, была страшно удивлена: вместо деревянной двери в ее квартире стояла металлическая дверь.
Женщина позвонила, ей открыл мужчина средних лет.
- Вы к кому? – спросил он.
- Я – хозяйка этой квартиры, – ответила Надежда Петровна. – А вы кто?
- Я – рабочий, а вы, наверное, мать хозяина квартиры?
Надежда Петровна заглянула в квартиру. Там полным ходом шел ремонт. Привычной для нее мебели в квартире не было.
- Сергей Николаевич, – обратился к кому-то рабочий, –  к вам пришли.
Из кухни вышел мужчина.
- Простите, вы кто? – спросил он у женщины.
- Я – хозяйка этой квартиры. – Ответила Надежда Петровна. Голос ее дрожал.
- Позвольте, любезнейшая, вам возразить. Эта квартира теперь моя. Я ее купил у Виктора Михайловича. Могу вам показать договор купли-продажи.
Мужчина пошел в кухню и сразу же вернулся с документом в руках.
- Вот посмотрите.
Надежда Петровна взглянула на договор и ей все стало ясно. Она с минуту постояла у двери, опустив голову, а затем развернулась и направилась на выход. Ноги ее не слушались. В глазах все плыло. Женщина кое-как вышла на улицу и уселась на скамейку. В руке она держала узелок, с которым была в больнице. Губы ее дрожали. «Сыночек…, сыночек…, родненький ты мой…, ненаглядный ты мой…, солнышко мое ясное… Что же ты такое сделал...? Как ты мог…? – запричитала Надежда Петровна. – Я же тебя так люблю…, Ты же моя кровиночка…, единственный мой касатик… Что же мне теперь делать…? Куда идти…?»
Она сидела на скамейке и, как завороженная, повторяла и повторяла одно и то же. Слез на лице у нее не было, но она как-то вся осунулась, сгорбилась и, кажется, еще больше постарела.
Просидев на скамейке больше часа, Надежда Петровна встала и направилась пешком на железнодорожный вокзал. В одном из углов зала ожидания она увидела свободное место и уселась, прижав к себе узелок с вещами.
Наступил вечер. Люди, поставив возле себя чемоданы, устраивались на ночлег до прибытия своего поезда. А Надежда Петровна продолжала сидеть на своем месте, не обращая внимания на окружающий ее мир. Она не спала, губы ее слегка шевелились, по всей вероятности, произнося какую-то молитву.
Так прошла ночь. Наступило утро. В зале ожидания начались хаотические движения людей: одни из них, взяв с собой чемоданы, уходили, а на их места приходили другие. Надежда Петровна на них никак не реагировала.
Ближе к полудню на вокзал зашла женщина с сумочкой в руках. Она осмотрела зал ожидания и, увидев сводное место, уселась. Чтобы как-то скоротать время, она начала осматривать пассажиров, которые сидели перед ней. Вдруг ее взгляд остановился на старушке, сидевшей в углу. Ее лицо показалось ей знакомым. «Так это же Надежда Петровна с нашей улицы», – вдруг мелькну у нее в голове. Она тут же встала и подошла к старушке.
- Надежда Петровна, здравствуйте.
Старушка вздрогнула и подняла голову.
- Вы меня не узнаете? Я Наташа – дочка Елизаветы Степановны.
Старушка внимательно посмотрела на женщину. Глаза ее слегка заблестели.
- Наташенька…, как я рада тебя видеть…, – почто шепотом произнесла Надежда Петровна.
- Я тоже. Вы собрались ехать к своим сватам?
- Нет, дочка… Они уже умерли…
В это время рядом со старушкой освободилось место. Наталья тут же уселась.
- Так что же вы тогда здесь делаете? – продолжала допытываться женщина.
- Мне просто некуда идти…
- Как это?..
- Теперь у меня нет своего угла… Пока я лежала в больнице…, сын – моя кровиночка, продал мою квартиру…
- Как же так, без вашего ведома?
- Вот так… Видно, неправильно я его воспитывала…
- А где же он сейчас?
- Уехал к себе…
- В таком случае надо обратиться к директору завода…
- Не буду я этого делать… Не хочу сыну ломать карьеру…
После этих слов женщина издала кокой-то внутренний стон и начала причитать:
- Сыночек…, родненький ты мой…, ненаглядный ты мой…, солнышко мое ясное… Что же ты такое сделал...? Как ты мог…?
- Надежда Петровна, вы, наверное, голодная. Посидите, я сейчас.
Наталья выскочила из здания вокзала и через несколько минут вернулась с пирожками в руках.
- Возьмите, поешьте.
Женщина протянула старушке пирожки. Та взяла их, но есть не смогла. Комок, образовавшийся в горле не давал ей это сделать. И вдруг старушка впервые за сутки заплакала. Она положила пирожки на свой узелок и, закрыв лицо руками, вновь запричитала:
- Сыночек…, родненький ты мой…, ненаглядный ты мой… Где же я тебя не доглядела?.. Как ты только мог такое сделать?..
Эти обрывистые фразы повторялись несколько раз. Затем старушка вытерла кончиком платка слезы и глубоко вздохнула. В диалоге между женщинами наступила пауза, которую нарушила Наталья:
- Надежда Петровна, все поправимо. Я предлагаю прямо сейчас поехать ко мне домой. Будете жить у меня. Места всем хватит.
Услышав эти слова, старушка перекрестилась и произнесла:
- Господи, прости и помилуй моего сыночка…
Наталья помогла Надежде Петровне встать, взяла ее под руку, после чего вместе с ней направилась к выходу. Пассажиры, невольно оказавшиеся свидетелями этого разговора, провожали их со слезами на глазах.

                Июль 2021г.


Рецензии