Кардиограмма. Часть 3

Записи на клочках

Часть третья. СТРАННЫЕ ВОПРОСЫ

***
Вспоминается старый анекдот: оптимист учит английский, пессимист — китайский, а реалист осваивает автомат Калашникова... А что делает скептик?
Пушкин любил говорить: «Всё перемелется — мука будет». Он кто?

***
В 1969 году Корней Чуковский записал в дневнике: «Начальство при помощи радио, и теле, и газет распространяет среди миллионов разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама. И массажистки, и сестры в разговоре цитируют самые вульгарные песни, и никто не знает Пушкина, Баратынского, Жуковского, Фета — никто. В этом океане пошлости купается вся полуинтеллигентная Русь, и те, кто знают и любят поэзию, — это крошечный пруд».
Минуло, считай, ещё почти полвека — страна вроде бы стала другой, а что-то изменилось?

***
Поймал себя на том, что память сохраняет названия книг, которые каким-то образом выделились из общего потока: какие — со знаком плюс, какие — со знаком минус. Большинство, однако, память довольно быстро чистит свои закрома, и ты не можешь вспомнить ни автора, ни название, ни содержание. Получается, большая часть прочитанного по функции сродни туалетной бумаге: использовал и водой смыло.
И стало любопытно: что всё же хуже для автора: когда книга помнится как плохая, или когда она напрочь исчезает из памяти читателя?

Смысл жизни
Смысл жизни состоит в том, чтобы жить полной жизнью и быть счастливым! Наполеон, умирая на острове Св. Елены, задал себе вопрос: был ли он счастлив хотя бы полчаса в жизни? На некоторых могильных камнях на кладбищах в Грузии я встречал вместо традиционных дат жизни (с такого-то по такой-то год) строчку, что лежащий здесь человек был в своей жизни счастлив столько-то времени.
А когда есть смысл задавать себе вопрос: сколько ты в своей жизни был счастлив?

***
У Билла Гейтса был некий кодекс из 11 правил, с которыми, считал он, нужно знакомить людей ещё в школьном возрасте. И первое правило выглядело так: «Жизнь несправедлива – привыкайте». Иначе, предупреждал великий предприниматель-миллиардер и общественный деятель, вырастают поколения детей, которые оторваны от реальности и в будущем не смогут выжить в суровом мире.
Надо признать, что для нашей и семейной, и школьной педагогики такое правило не характерно. Ведь обычно нас в той или иной форме зовут верить в светлое будущее и не задумываться о сегодняшнем дне (а значит, «просят» привыкнуть к тому, что есть, и потерпеть). Так что возникает вопрос: оправдан ли избранный нами путь?

Слово «я»
В европейских языках в слове «я» заключён смысл «индивидуум», «личность». В японском языке слово «дзибун» эквивалент европейского «я» — означает «моя доля», «моя часть». Т. е. японец рассматривает себя частью какой-либо людской общности. Евразийская Россия — страна между Европой и Азией — так и не определилась в этом отношении, а без этого считать себя Европой, или, наоборот, Азией, не приходится. Есть мнение, что в политическом аспекте мы европейцы, а психологически — азиаты.
Замечу, сегодняшние споры между либералами и патриотами во многом имеют то же «происхождение». И возможен ли здесь компромисс?

***
Приходит ребёнок в школу. И первая реакция родителей, я сказал бы даже позиция: непедагогично, некорректно открыто называть неудачника неудачником, неумёху — неумёхой, лентяя — лентяем, захребетника — захребетником, эгоиста — эгоистом, бездаря — бездарью, карьериста — карьеристом и т. д.
Однако потом во взрослой жизни мы их, таких, встречаем на каждом шагу. У меня по этому поводу вопрос: а не лучше ли было чёрное назвать чёрным ещё в школе?

***
Автор одной книги с очевидным удовольствие делится наблюдением:
«Успешные люди трудятся на совесть не для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Просто они знают, что это единственный способ получать удовольствие от работы».
Согласиться с тем, что способ единственный, никак не могу. Увы, есть другой, проверенный временем и куда более распространённый: выгодно не уметь. Потому что тогда кто-то за тебя всё сделает. И от этого человек бывает не просто счастлив, а счастлив вдвойне. Как пелось в песне: за себя и за того парня.

***
Часто человек, допустим, взявшийся писать и даже издавший пару брошюрок, уже не воспринимает себя начинающим, а мнит мастером — завышенная самооценка бьёт ключом. А что бывает, когда у такого вышло в свет какое-то количество текстов в переплёте? Он уже начинает «рассуждать» так, что можно подумать, будто вещает Л. Толстой или Достоевский.
И тут я вспоминаю одно из правил Билла Гейтса: «Общество совершенно не волнует Ваша самооценка. От вас ждут достижений прежде всего». А много ли достижений даже у того, кто «гордится» неким количеством опубликованных книжек?

***
По жизни вопрос, встающий достаточно часто: «Когда тебя не бьют по голове, зачем ты сам её подставляешь?» Похоже, что это как грабли, на которые наступаешь и раз, и два, и три...

***
В жизни нет ничего мудрёного, но человек умудряется испоганить и испохабить в ней всё что можно и себе, и другим. Вопрос вопросов: зачем?

***
Британскому поэту и литературному критику, лауреату Нобелевской премии Томасу Элиоту принадлежат слова: «Завершая одно, мы, тем самым, всегда начинаем другое…»
Но так ли уж всегда, завершая что-то, мы действительно завершаем?
Всегда ли, считая, что начинаем другое, мы именно это и делаем, или всё же начинаем... опять то же самое?

***
Очень часто на просторах ЖЖ можно встретить так называемые простые жизненные советы. Их количество варьируется от нескольких до множества. Нередко среди них присутствует такой: «Не смейтесь над чужими мечтами».
Хотел бы согласиться, но напрашивается вопрос: «А если это маниловские мечты?» Как к ним относиться?

***
Историю про червяка в тарелке с салатом на приёме в Кремле слышали, наверно, все. Бывший тверской губернатор Д. Зеленин, ранее её поведавший, и позже её подтверждал. При этом к червяку какие могут быть претензии? А вот к людям… Зеленин на сей счёт говорит ясно: «К своему делу надо ответственно относиться... и если ты моешь салат, то делай это тщательно».
Салат, конечно, частность. А вот вообще делаем ли мы всё, что доводится, поручено и т. д., тщательно? Или нет у нас ни привычки, ни желания делать дело тщательно? Ну, нет такой специфической черты в нашем менталитете, так зачем выделяться и быть белой вороной? Ещё засмеют.

По гамбургскому счёту
Люди во власти, конечно, чуть-чуть меняются. С некоторых пор даже в верхних эшелонах власти научились, обращаясь к народу, произносить слово «простите»: за погибших в дни ГКЧП, за то, что оказался слишком наивным, за то, что не оправдал некоторых надежд людей, поверивших, будто мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Мы готовы расчувствоваться, услышав то, что раньше никогда от власти не слышали: «Я сделал всё что мог». Но у меня эта фраза вызывает большой и принципиальный вопрос: «А много ли мог?» И по Сеньке ли властная шапка тем, кто был, кто есть, кто будет у кормила?
Настанет ли день и час, когда я смогу и буду гордиться руководителем моей страны? Не за отдельные моменты, не за короткий миг из времени исполнения обязанностей, а за весь период нахождения во власти.
Сегодня менеджеры от политики позволяет себе иногда говорить, что им бывает стыдно. Но стыдно ли им до такой степени, чтобы признать свою некомпетентность и своё неумение управлять огромной страной и большим коллективом людей под названием народ России?

***
А вот интересно — тот упрощённый русский язык, каким пишется современная беллетристика, его уже можно считать провозвестником завтрашней прозы, которая сможет потеснить или даже вытеснить классическую литературу? Будут ли в скором времени русскую классику читать лишь немногие интеллектуалы достаточно узкого образованного класса, и знание её будет вопросом престижа, а упрощённая, но массовая беллетристика станет уделом маргиналов?

***
Историческое, лексическое или метафорическое созвучие: ПЕРЕСТРОЙКА — ПЕРЕБОРКА — ПЕРЕДЕЛКА — ПЕРЕСТРЕЛКА?

***
Синонимы или антонимы: революционный консерватизм и консервативная революционность?

***
Нынешнее молодое поколение читателей выросло на текстах про битвы в далёком космосе, про душераздирающую любовь, про ангелов и демонов, маньяков-убийц и киллеров, вампиров и привидений, эльфов и хоббитов, драконов и гончих преисподней, когда на блюдечке с голубой каёмочкой преподносятся фруктовый салат из мистики, гламура, ужаса, эротики и альтернативной истории. И каждому ли будет по силам ответить, кто такие Скарлетт О’Хара, Хорь и Калиныч, два капитана: Копейкин и Тушин, и некогда известная не только в узких кругах троица: Гримо, Базен, Мушкетон? Или многим уже затруднительно?


Рецензии