О цикле Любовный напиток Омара Хайама

Из переписки. Мои избранные рецензии.


Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти камни, что лежат под ногами у нас
Были зрачками пленительных глаз.

Омар Хайам.

Это четверостишие я услышала в одном мультфильме, и тут же записала. Я помнила его, понимала, что это восточная лирика, а вот что автор именно Омар Хайам - догадалась(!) только что, прочтя ваш перевод рубаи "Какою силой роза столь красна?".

Не правда ли, угадать это было легко, учитывая сходство мотивов?
Погуглив, нашла источник того впечатлившего меня четверостишия. Прочла весь цикл "Любовный напиток". Изумительная философская лирика. К сожалению, однако мотив почти во всех катренах один и тот же: О бренности бытия.
Но какие стихи!
Но тема эта своеобразно преломлена Омаром: о взаимопревращаемости материи. Если перевод аутентичен, то Омар даже упоминает слово:атом.

Из рубайатов "Любовного напитка" мне представляется, что Омар Хайам на склоне лет, писавший их, так и не разрешил для себя проклятых вопросов:о своей вере, о своем мировоззрении. Он упоминает и мудрость Христа, и Аллаха, и атомы, он и атеист в стихах(найдите), и верующий, и агностик, и скептик, и все это как-то в одном, без разбора и однозначности.
-----------

Мотивы рубаятов Омара Хайама сходны с сонетами Шекспира, и с мотивами лирики Уильяма Блейка. Наверное недаром стихи Омара Хайама получили первоначальную известность в Англии и первый европейский переводчик Фицджеральд.

Вот и вы стали уточнять в названиях:Хайам-Фицджеральд.
А переводы Бориса Розенфельда не искали?

А еще стихи Омара Хайама напомнили мне по ламентозной интонации Дневник римского императора-философа Марка Аврелия. Но для стихов Омара Хайама все же по моему характерна "светлая печаль", пушкинская. Не находите?

Ну и еще. Отыскать оригиналы и сверить их с версиями. Точно ли О.Х. употребляет слово:атом? Это было бы удивительно.Эклектичность Омара Хайама для меня объясняется его неуёмной любознательностью и увлекаемойстью знака Близнецов.
 
P.S. Омар Хайам всё сокрушается: отчего всё прах и тлен?!
Почему Творец не даровал человеку бессмертие?

Но читая его размышления об этом, его жалобные вирши(в хорошем смысле слова вирши), я подумала что вот же оно, бессмертие! Сколько веков минуло, а мы его отдаленные потомки, знаем его, увлекает столько поколений.

Но это удел единиц, и по счастливой случайности, увы...

И все же, и все же...То, что мы, слабые создания, чертим на песке, не пропадет, не сгинет навеки.

Кто-то когда-то раскроет тетрадь с полувыцветшими чернилами, восстановит стертые диски и попытается прочесть письмена на неведомом языке... А иначе зачем писать?!
 
Пишу статью о Омаре Хайаме в плане его научно-философского наследия.

Увлекло. Все же имам Омар крепко пил. И это тоже многое объясняет в его лирике. 
 
Текст стихотворения у вас не совсем точен, нарушается ритмика. Верный текст такой:

Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз.

Есть песня Александра Суханова, где это четверостишие использовано наряду с другими рубайи:
http://youtu.be/195KTDIFKH4
 
В источнике, что гуглила:
приведен несколько по другому вариант, но я привела тот, что запомнила. А у вас еще одна версия.
 
Омара Хаййама называли "учителем науки греков", то есть Аристотеля. Эвклида и т.д. Ученый и преподаватель. Как я и предположила, греческое наследие наиболее повлияло. Ну а свое обещание выполнила, несколько сомневаясь, так как незавершенность статьи, но мне любопытно: ка какому типу вы отнесете себя из четырех ментальных типов Омара Хайама?
Суфием он все же не был, попробуйте угадать, почему.
 
Для ответа не нужно прочесть те толстые тома о суфизме, что по вашей сылке недавно. Просто вчитайтесь в цитату из самого О.Х. в моей статье. Как он сам понимал в частности кто такие суфии и почему полагая, что это самое лучшее, сам не относил себя к ним.
 

...
13/03/2019
13ч.30м.

http://proza.ru/2021/07/04/86
О цикле Любовный напиток Омара Хайама

http://proza.ru/2021/07/04/93
О философских воззрениях Омара Хайама

 
https://zera-cherkesov.livejournal.com/530783.html

 


 


Рецензии
«Растить в душе побег унынья - преступленье,
Пока не прочтена вся книга наслажденья.
Лови же радости и жадно пей вино:
Жизнь коротка, увы! Летят ее мгновенья». (Омар Хайям)
----------------
Мой ответ Хайяму:
В моей душе – унынье, лишь, мгновенье,
А что прочесть мне в книге наслажденья?
Любовь – сильнее, чем бокал вина хмельного.
Жаль, короток наш век - одно мгновенье.
----------
С наилучшими пожеланиями.

Александра Вежливая   06.10.2021 22:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра!
Вы, я так поняла, возразили Омару Хайаму!
Это интересная перекличка.
Можете опубликовать в таком же виде. Только позвольте нюанс.

У Вас:
В моей душе – унынье, лишь, мгновенье,

Я предлагаю:
В моей душе унынье — лишь мгновенье.

Мне кажется, так будет корректнее выражена Ваша мысль.

А вообще, я сомневаюсь в том, что Омар Хайам является автором такого количества гедонистических стихов с прославлением вина и безделья на подушках, как рисуют иллюстраторы его стихов. Многое ему просто приписано. Вот вы тоже сумели написать катрен, которые, если бы назвали найденным неизвестным четверостишием О.Хайама - кто бы усомнился, кроме специалистов по его творчеству и таких, как я? Потому что я не верю. В то, что можно вести расслабленный образ жизни, попивая "пивасики" или красное вино, всё равно, возлежа на тахте, покуривая кальян, — и одновременно писать научные трактаты, менять календарь в соответствии с точнейшими расчётами хода светил, читать Аристотеля, учить философии, наукам, звездочётству(астрологии), рассуждать обо всём на свете, выказывая огромную эрудицию.
Короче, быть великим мыслителем.
Так что образ Омара Хайама, как алкоголика и гедониста,— оболган. Либо он автор некоторого количества стихов, из которых некоторые мотивы подхвачены и далее его перу были приписаны остальные катрены.
Научное наследие Омара Хайама — математика, философа, астролога — я читала, оно невелико из дошедшего до нас, но очень интересно.
А стихи...Они отражают образ Хайама более как пессимистического, меланхолического поэта, размышляющего о бренности всего и ищущего смысл жизни.
Омар Хайам принадлежит неизвестной нам великой культурной традиции, это видно из его стиля научного письма. Так что об истории мы знаем только то — что доподлинно ничего не знаем.

Зера Черкесова 2   06.10.2021 23:24   Заявить о нарушении
Спасибо,уважаемая Зера.
----------
Разговор с мудрецом о женщинах. Рубаи:
=======
«Я лунной ночью ждал свидания с Луной,
Гляжу, идет она. О, сердце, что со мной?
Глаза к земной Луне, потом к луне небесной…
Небесная луна померкла пред земной». ( Омар Хайям)

Мой ответ:
Сравнил мудрец красавицу с Луной,
А красоту небесную с земной?
Померкло сердце мудреца от страсти,
Когда он лик Луны сравнил со мной.
------------------------------------------------
«О, Божьего письма начало! Это — ты.
О, высшей красоты зерцало! Это — ты.
Нет в мире ничего, что не было б тобою.
Ищи в себе, коль что пропало: это — ты». (Омар Хайям)

Мой ответ:
Отрадно девушке, когда она – начало
Письма, что в сердце мудреца стучало.
В подлунном мире стала я мечтою?
В себе искать начну, чего же я – начало.
--------------------------------------------------
«Коль не сама Любовь, то, право, кто же ты?
Смотрю, дышу, живу, и в этом тоже — ты.
Твоей души, кумир, нет ничего дороже;
А вспомню: краток век! — стократ дороже ты!» (Омар Хайям)

Мой ответ:
Любовь – избранница сердец. Но кто же я?
Услада для души твоей иль трели соловья?
Та, нет которой в мире всех тебе дороже?
Любовь - всегда сильнее, чем вино. А кто же я?
--------------------------------
«Пускай моей тоской твои продлятся дни:
Хоть раз в мои глаза, желанная, взгляни!
И в самом деле взгляд роняет… И уходит.
Вот так! Зажги огонь — и в воду урони». (Омар Хайям)

Мой ответ:
Мне дней своих тоской – не суждено продлить.
Взглянув в глаза твои, ища глубокой мысли нить.
Роняя взгляд – зажечь огонь души иль остудить?
В любви желанной все часы и дни продлить.
----------------------
С уважением.

Александра Вежливая   07.10.2021 17:40   Заявить о нарушении
Спасибо. Не успевала ответить на днях.
Замечательные достижения в стилизации. Выкладывайте у себя с пояснением для читателей, что это именно вариации на темы и стиль стихов Омра Хайама, одобряю ваши результаты.


Зера Черкесова 2   12.10.2021 22:29   Заявить о нарушении
Омара Хайама.
Заглядывайте еще, с уважением,

Зера Черкесова 2   12.10.2021 22:31   Заявить о нарушении