Рассказ о памятнике Катерине Камподонико

     На Монументальном кладбище Стальено в Генуе есть очень интересный памятник Катерине Камподонико ,торговке каштанами. Он пользуется очень большой популярностью у посетителей кладбища. Катерина  мечтала быть похороненной на этом кладбище   и всю жизнь откладывала деньги, зарабатывая торговлей выпечкой, орехами и каштанами.
       
   Катерина Камподонико родилась в 1804 году. Это была некрасивая, безграмотная и бедная женщина, но, тем не менее, очень решительная, предприимчивая и энергичная. Одно из ее прозвищ - Paesana "крестьянка". Чтобы как-то сводить концы с концами, она пекла canestrelli и ciambelle (итальянское печенье, обычно в виде цветочков, популярное лакомство Лигурии; чьямбелле - выпечка в форме кренделя) и продавала на дороге, на рынках и во время праздников.

     Катерина иногда продавала и каштаны, чаще же это были reste - нанизанные на нитку орешки (фундук). Поэтому ее и прозвали nocciolaia ("щелкунчик" в женском роде). Считалось, что если какой-нибудь парень купит на рынке такое ореховое "ожерелье", его брак будет счастливым и долгим.

    Самой же Катерине продажа  не принесла супружеского счастья. Ее муж Джованни был лентяем и пьяницей, и, чтобы избавиться от такой обузы, Катерине Камподонико пришлось выплатить ему значительную сумму - около 3000 франков. Родственники не одобрили этот поступок Катерины и осуждали ее за случайные связи с другими мужчинами; они считали ее "troppo indipendente per l'epoca" (слишком независимой для своего времени).
   
    Она трудилась день и ночь, вела свой "бизнес" вдумчиво, пекла канестрелли, нанизывала фундук на веревочки, а рано утром выходила из дому, чтобы пройти много километров до Генуи и даже Пьемонта, где продавала свою нехитрую продукцию на рынках и ярмарках.
 
    Зарабатывала она, судя по всему, не сказать чтобы гроши, на жизнь хватало. Озлобленные родственники Катерины полагали, что добрая часть этих денег досталась ей благодаря торговле не только выпечкой и орехами... Но всё же не брезговали регулярно обращаться к ней за денежной помощью, за глаза называя ее "la zia ricca" (богатая тётка)
      
      В конце концов Катерина Камподонико стала местной знаменитостью. На премьерах опер Д. Верди она восседала в первом ряду театра: так городские власти выразили ей признательность за то, что бедным студентам, которые не могли заплатить ей, она отдавала свой товар даром. В 1880 году она тяжело заболела, но ее родственники не предприняли ничего, чтобы вылечить Катерину, надеясь, что совсем скоро у них появиться возможность заняться дележкой ее накопленного "богатства". Но она выздоровела.

   И первое, что сделала, когда встала на ноги, - отправилась к знаменитому скульптору Лоренцо Ореньо, чтобы заказать мастеру надгробие на собственную могилу. Сочинить же эпитафию попросила модного в то время поэта Джамбаттисто Виго, который писал на местном диалекте и называл ее "Каттаини".
      
      Получив аванс, Ореньо немедленно взялся за работу. Он изобразил Катерину в самом дорогом ее наряде - в кружевной блузке, в парчовой юбке, в окантованном затейливой тесьмой переднике, в накинутом на плечи платке с крупной бахромой; не забыл и о серьгах из филиграни и массивных кольцах на обеих руках.

     Когда мастер закончил работу, Катерина выглядела как живая: перед ним стояла хорошо одетая старая женщина, которая держала в руках несколько вязанок фундука и пару чьямбелле, напомнивших Чехову "хохлацкие бублики"... Да она, Камподонико, и была ещё жива, когда в 1881 году ее памятник появился в западном крыле галереи и занял свое законное место под номером 23.
    
    Весь город бросился на Стальено, чтобы полюбоваться работой мастера. Они несли цветы и ставили зажженные свечи перед статуей. В газетах охотно писали о Катерине - о простой селянке, которая, разочаровавшись в своих родственниках, решила потратить деньги на то, чтобы остаться в благодарной памяти чужих людей.

 А вот церковь и городские власти назвали ее поступок "абсурдным", считая, что появление памятника на могиле ещё не умершего человека - это осквернение столь священного места, каковым является кладбище Стальено. Но они возмущались недолго.

    7 июня 1882 года Катерина Камподонико умерла. Город торжественно попрощался с ней в церкви Святого Стефана; огромная процессия провожала покойницу на кладбище, где "торговка орехами" заняла, наконец, приготовленное ею самой место рядом с могилами знатных семейств Ломеллини, Тальяферро, Рокка, Конти, Паганелли, Пеллегрини и Орсини...
      
      Работа Лоренцо Ореньо стала знаменитой. Рассказывают, что некоторые женщины выигрывают в рулетку только потому, что ставят на цифру, соответствующую дате смерти Катерины. Сюда приходят азартные игроки, чтобы попросить у покойницы удачи.

    Иногда бабушки приводят сюда внучек, и те читает возле памятника стихи. Люди несут Катерине Камподонико цветы и свечи. Они считают, что это "свечи надежды"... И только ее наследники по-прежнему сердятся, потому что все деньги, которые она собирала много лет, ушли на холодное мраморное изваяние.


Рецензии