Захарчук Александр Владимирович. Командор

            "Гвозди бы делать из этих людей"  Классик

Образы героев к роману с рабочим названием «Герои моего времени»

Захарчук Александр Владимирович. Командор

Хорошее было время, плотное, спрессованное, всё складывалось, всё успевалось: учиться в техникуме, ходить три раза в неделю на спортивную секцию, работать монтёром, сейчас только удивляюсь, откуда силы брались.
Да, молодость, молодость штука сильная, движущая, жаль, что проходит быстро.
Правда надо честно сказать, что в техникуме учился я не особо, не напрягался, хотя и был хорошистом, точнее неустойчивым хорошистом, были у меня в основном: тройки и пятёрки, а в среднем получалось хорошо, хотя четвёрки в чистом виде у меня были большой редкостью. Куратор наш, Анна Ивановна частенько журила меня за это, говорила, что я мог бы запросто отличником стать, но я отбалтывался, были другие приоритеты.
На стипендию в двадцать рублей особо не разгуляешься и я работал на полставки монтёром на городском радиоузле, да и тренировки и другие интересы тоже времени требуют.
Но всё было нормально и нескучно, везде успевал: и полезные дела переделать и вляпаться в дурацкие история, смешные можно сказать. Как-то на танцах в городском парке, прицепился ко мне один парень, с нашего же техникума, курсом старше.
- Чего это ты с моей девчонкой танцуешь, пойдём. – говорит. – Выйдем, я тебя научу хорошим манерам.
Конфликтовать мне в этот вечер совсем не хотелось, настроение не то, спрашиваю девчонку:
– Это, что твой парень?
- Да пошёл он в тундру.
- Вот видишь. – говорю. – В тундру тебе пора парень, не путайся тут под ногами.
 Парень завёлся
- Не путайся, говоришь, испугался засранец. – ручонки протягивает, за рукав дёргает. – Пойдем, поговорим по-мужски у меня первый разряд по боксу, мало не покажется.
Не люблю я когда меня за руки хватают, короче вышел, смотрю а с ним ещё двое. Отошли в сторонку стал он передо мной прыгать, руками размахивать, а те двое  тоже ручонками машут, подбадривают
- А ну врежь ему двоечку и хук, хук покруче.
Короче, поговорили мы, в общем, дело обычное и я про это на другой день забыл.
Но через месяц, вечером после занятий в техникуме я со своими друзьями Сашей Любимовым и Генкой Кузьминым делал проводку для техникумовского радиоузла. Подходит ко мне Борис Александрович, преподаватель по электротехнике, который и попросил меня проводку сделать, и говорит, что проблему ты для себя сделал: парень, с которым ты повздорил, в больницу обратился, пожаловался директору техникума и сейчас на педсовете решался вопрос об исключении.
Вообще преподаватели ко мне хорошо относились и я как-то не особо беспокоился по этому поводу, хотя конечно неприятная новость.      
Часа через два подходят Анна Ивановна, Борис Александрович и Евгений Николаевич. Анна Ивановна говорит:
- Ну отстояли мы тебя, спасибо скажи, Борису Александровичу и Евгению Николаевичу, если бы не они, то отчислили бы тебя, как пить дать отчислили, прекращать тебе надо это дело.
Поругав меня, для порядка ещё минут пять, Анна Ивановна с Борисом Александровичем ушли, а Евгений Николаевич задержался и говорит:
- Спортом тебе надо заняться и таких приключений поменьше будет.
- Да  хожу я на классику, но как-то не шибко получается.
- А ты приходи ко мне на Самбо.
- Я подумаю.
- Подумай, подумай. – и уже уходя спросил. - А сможешь прочитать лекцию про радио в моей группе, или как? - спросил с нажимом на «сможешь».
Хитрый ход, педагогический, понятное дело зацепил
- Я да не смогу. - согласился и через неделю после занятий прочитал лекцию про перспективы телевидения в городе.
Евгений Николаевич в этой группе был куратором и преподавал математику.
Вообще, это была моя первая лекция, не знаю как получилось, но Евгений Николаевич похвалил и спросил когда к нам придёт Центральное ТВ
Я не задумываясь ответил, что в 1972 году
Почему, так сказал, не знаю, просто сказал, что в голову пришло, но так и вышло  - в 1972 году в город пришло центральное телевидение.
Потом отвечал на вопросы, их было немного. Вскоре ребята покинули аудиторию, остался Евгений Николаевич и ещё один парень, резкий такой, когда говорил, руку специфично выбрасывал.
- Ты чё, чё? - и рукой резкое движение вперёд почти касаясь собеседника.
Евгений Николаевич смотрит на меня с хитринкой
- Ну, что придёшь ко мне на самбо, вот Саня у меня занимается, поможет.
- А чё, ты приходи, поможем. – сказал парень и резким движением почти коснулся моего плеча
Это была моя первая встреча с Сашей Захарчуком 
На тренировку я пришёл
После общей разминки ребята отрабатывали приёмы, я на самбо был впервые, а с «классикой», как говорится, почувствуйте разницу. Приёмы мне показывали Гена Донцов и Саша Захарчук, хорошо показывали, старательно, разницу чувствовал целую неделю.
В конце тренировки Евгений Николаевич толи спросил, толи приказал
- А теперь, в зал железяками побалуемся, подкачаться вам немного не помешает.
- Понятно. - думаю, проверка на вшивость не закончилась.
На «качалки» пошли не все, несколько человек, как я понял костяк группы, ладно пусть будет. Я тогда сотку лёжа легко брал по два – три раза подряд, это при своих семидесяти.
Видимо впечатлило, Евгений Николаевич посмотрел и говорит
- Ну ладно, сойдёт для начала, вот тебе старая куртка Захарчука постираешь, починаешь и вперёд.
Когда все кроме Саши разошлись, спрашивает
- А где это ты драться так научился.
Сложная это для меня тема, но чего уж тут темнить.
-  В лагере. – говорю я. – С четырнадцати лет работать пошёл, учеником монтёра, а в нашей «деревне» работа была только в лагере, там и учился.
Евгений Николаевич ещё кой о чём поспрашивал и разошлись.
Саша Захарчук на выходе из «Дворца спорта» предложил
- А пойдём в кафешку по кефирчику, после тренировки в самый раз. 
По дороге Саша рассказал историю, которая меня удивила и в моих представлениях о чести поставила его в первые ряды.
- Тут недавно завёлся у нас в посёлке урка один и стал гнобить наших ребят, многих избивал, обижал, унижал, шестерить заставлял, я ему по-хорошему посоветовал не трогать наших, а он попёр на меня буром. Ну в общем я его так отделал, что он потом жаловался, что его и в лагере так не били, а вскоре вообще куда-то пропал.
 Зауважал я Сашу, крепко зауважал, лагерные дерутся дерзко по своим правилам, в которых одно правило – кто выжил, или устоял, тот и победил, многие спортсмены даже маститые на этом прокалывались. Просто так выстоять против урки не получится, тем более против взрослого мужика, а  Саня, по сути, ещё мальчишка - юноша проучил его и поучил правилам хорошего тона - это не каждому по судьбе.
В этом и был весь Саша Захарчук: защитить, помочь, организовать. Тогда впервые у меня мелькнула мысль, что это не просто борец, боец крепкий и дерзкий - это командор, и я как-то после тренировки сказал об этом Евгению Николаевичу, на что он ответил.
- Да, Саня это талант, борец от Бога и, наверное, вы правы он Командор, (Евгений Николаевич, почему-то вне зала разговаривал со мной на вы).
Непонятно почему, но так сложилось, что у меня иногда были недлинные разговоры с Евгением Николаевичем обо всём, он узнал, наверное, от Анны Ивановны, что я делал публикации и заинтересовался этим, рассказывал о себе, шутил
- Мы вятские мужики хватские, нам до всего дело есть.
А Саня помогал и мне, помогал освоить тонкие премудрости самбо, показывал хитрости захвата рук, и особенности проведения «бедра», но к моему великому сожалению борьба у меня как-то не заладилась, мешали навыки лагерного боя, сильно мешали, пробовал я и боксом заниматься, но тоже не пошло. В спорте много условностей, так нельзя, то нельзя, в общем – несклалось. Однако несколько лет спустя и мне довелось вступиться за Сашу Захарчука. Было это на соревнованиях в Североморске, так вышло, что… но это уже другая история, не стоит пихать всё в один рассказ.


Рецензии