эхспресс-конспект по блоку лекций быкова дм

эхспресс-конспект по блоку лекций быкова дм.


--
эхспресс-конспект по блоку лекций из
цикла "1оо лекций по русск. лит-ре`,
`1оо книг русск. лит-ры, хх в.`", дм.
быкова . в аудьооформ.   первые 1о-ть
штук.

~
(блочок моих мини-конспектов # 1).


----
1).

19оо г. - лео андреев , р.  `молчание` .

к готическ. некоей т.н. лит-ре можно от-
нести (:скандинавск. традиц., - ибсена ,
и пр.) .
андреев был многогранен: и художн.-рис-
овальщиком, и фотогрф., (поэтом) и т.д.


--
2).

19о1 г. - мережковскый дэ эс., р. `лео
да винчи`.

как выразил(са) кончаловскый а., в кон-
тхте музыки и кино: "у тарковск., как у
баха - `соборные` произв-я"; рациональ-
но выверенные, фундамент.-интеллект. ..
так и у мережковск. дм. серг. (..дэ эс).
(:религиозн.-филосфск. выкладки его не на
эхзальтации ориентир.  а на то, что осоз-
наваемо/осмысливаемо, и выражаемо в т.ч.,
- словами  соотв.).

однако, народ алчет - цирка , (феллини) .

дмитрий быков высказ. мнение , что если б
народ .. больше/чаще читал мережковск. дэ
эс, то мир - скорее (всего) стал б лучшее.


--
з).

19о2 г. - горькый м.(а.), п. `на дне` .

(первоначальн. версия/чернов. была (и ве-
сьма) отлична от окончат.-то версии со-
отв.).

толстой л., нелестно отзывалса (и тет-а-
тет, в лицо автору), мол дескать: - `что
за низости ?. зачем !?`
{в итоге, в отместку как бы, горькый вы-
писал психологич. портрет/карикатуру ли,
- толстого л., - в характере персонажа ,
нового (спец. введенного по сему поводу)
- луки . котор. неск. снобистск., `холо-
дный` тип, нечеловечный. (.. ежели нет у
челов. ни религ. веры, ни семьи, 2-х оп-
ор/костылей, - то, предвзят./предосудит.
к нему отношен., возникает у толстого л.
..хоть и не признать плодовитость/плодо-
творность-то, мэтра - нельзя конечно же.
авторитет - примадон,патриарх - покрови-
тельства котор. искали почти) все писат-
ели,эстэтики,поэты, литераторы и пр пр.}.


--
ч).

19оз г. - брюсов вал., - `urbi et orbi` .

.. символизации, .. эротизации,  и пр пр.

(..)


--
5).

19оч г. - чехов , - п. `вишневый садъ` .

театральн. событие года. мх(а)т , и др.
театр. площадки столиц , крутят ее весь
год напролет.
ежели говорить об жанровых особенностях,
то если `три сестры` еще классич. траге-
дия, а `в.с.` - более ..модернистск. шт-
ука, посмелее.  тут строгость , уступает
дерзким ходам, как внешн., так и сюжетн.
вольностям . свободн. обращ. с материал-
ом; и смелые идеологическ. манифестации,
поэтизации. опоэтизированность, у с л о-
в н о с т ь ;  и, большая доля - иронии..

{ps. кто-то выск. (прагматич.) критику:
мол дескать, откуда на руси вишнев. са-
ды ? яблонев. скорее всего, ещё куда ни
шло. однако, как и быков поясняет здесь,
- символич. нагрузка/значен. этого дер-
ева-куста вишнев., - поэтич.; как более
хрупкого, с лепесточеками беленькими ..
легкими хрупкими и т.п.  так что сакура
здесь уместнее по символичн./метафорич.,
а не связию с агрономиею российск. дей-
ствительн.-то .. }.

.. быков раскладыв. персонажей по типам:
что прагматики (лопахин что ли и т.п.)..
размахивающ. руками и лопатою, люди дей-
ств., не вполне добрые и блаженные, ..не
есть идеал; как и в п. `дом с мезонином`
прагматичка лида, - антипод - художнику,
с представлен. `несерьезн.` `не от мира
сего`; человеку чувства/сертца/сантимен-
тов; даже (и) `клоуну` по-своему, добря-
ку и пр.  и будущее - за вторыми как бы .
такова мораль/симпатии/предпочт. чехова.

(уж и до появл. авангард. театра абсурда
- .. ионеско и беккета , - .. не далеко).


--
6.

19о5 г. - ал. куприн, - `поединок` .

дм. быков не скрывает своего восхищен./
пред мастерством классика.
куприн был и военным ; любил `заложить
за воротничок`-то . много кем и разным
успел поработать. ..проявлял жадность,
по поводу всяческых эхспириенсовв-то ;
страсть , пытливость; стремлен. к опы-
там всяческ., разнообразн., эхзистенц.
(в полу)шутку заявл. что и забеременеть,
для эхспириенса т.с. был бы не против).

если сравнивать куприна и, богомолова
вл. (толстющий р.  `жизнь моя, иль ты
приснилас мне`, что-т около ~ 8оо-9оо
стр. ), то:
первый, - отличаетса (бо`льшим) жизне-
любием/радостию и т.п. пр.  а 2-й жес-
тче, даже болезненнее.


--
7.

19о6 г. - (и снова) горькый, - `мать`.

по (характеру/настроению) жанру и зад-
аче, - сия вещь относ. к некоей агита-
цион. поэме (агит. поэме). неряшливос-
ть, небрежность оттого, стилистическ.-
то, - вторична и, простительна собств.
(у горького есть вещи выверенные стил-
истич.  хоть и сам горькый порою откр-
ещивалса от претензий на, `больш. сти-
ль`-то). главн. - мораль, суть,содржн.

(кстати, горькый , в пику пролетариям-
ка - ведь не ахти как относилса к физ-
ическ. тупому труду/работе. тот ещё ..
эстэт, ..богемн., ~ свободн. худжнк..)

(горькый больше полугода нигде не заде-
ржив. на работах, когда приходилос раб-
отать).

если сравнивать с, маяком(/маяковскым)
и есениным, то: есенин признал/присяг-
нул мэтру (- горькому-то тобишь); маяк
же заартачилса/застроптивничал. с есе-
ниным у горького больше общего; по се-
нтиментальности, по некотор. изоляцио-
низму, и даже где-т около)мизантропии .
по воспеванию сыновне-материнск. любви,
и др. (при том, что маяк тоже нонконфрм.
и т.п. пр.  но некая м-ду ними несимпа-
тия однако ж возникла).


--
8.

19о7 г. - ф. сологуб, - `мелкый бес` .

некая фантасмагория, про провинциальн.
темноту; и пр. страсти-мордасти. садо-
мазо. специфик. .. на любителя короче;
как часто/всегда.


--
9.

19о8 г. - мих. кузмин, - `алехсандр.
песни`.

некый эстэтизм поэнтическый. музыкальн.
воспевающ. эхзотику востока, и т.п. пр.
морали - минимум/ноль. оттого и прелес-
ть; воздушность, легкость , пряность ..
мускусность .


--
1о.

19о9 г. - "сборн. ст. о русск. интеллигенц.
`вехи` " (~ 5-ть @второвв).
(:потом еще и продлж. случилос..) .


--
11.

191о г. - н. тэффи, - `юмор. рассказы`.

абсурдическ. некый жарнр. сатира,сарка-
зм. сборн. фельетонов `городок` (в ими-
грац. в париже-то). особый юмор аверче-
нковскый.


~~
pz.


а).

любопытн. аспект ещё был затронут как,
нонконформизм:  `как можно отстроить-
са от социума, сохранив себя; не сло-
мавшис до конца /до победнаго ?` .

итак, быков примерно так отвечает там:

что на его взгляд /по его мнению , смо-
гли/сумели себя отгородить, ~ сохранив,
такие вот персонажи-ка /деят-ти/творч.:

- богомолов вл. ;

- шаламов вар. ;

- хлебников, хармс ..  ;

- отчасти цветаева ;

- горькый (но, типа под конец все ж сло-
малса-таки. стал сталинистом красным ко-
ндовым; облажалса типа. биографию подмо-
чил. и т.д. т.п.) .

~
б).

любопытн. рефференс/сравнен./сопоставл.,
горького м. (пешкова а.)  и, земляка его,
- прилепина з.;  что мол дескать, тоже ..
жизни хлебнувш. писатель, выросш.  ххi в.


(..)

*


Рецензии