Имя не пустой звук

      
  На Васильевском острове имеется много объектов, напоминающих о море. Это и бог морей Посейдон на фронтоне Биржи, и ростральные колонны, а также памятник Крузенштерну, канонир Василий на пушке, памятник Петру работы Церетели, две башни с орудиями главного калибра, снятые с крейсера «Киров», памятник юнгам Балтики, подводная лодка «Народоволец». Действительно, много. Тем не менее ветераны-балтийцы добиваются сооружения на Васильевском острове ещё одного морского памятника. Они хотят увековечить память о эскадренном миноносце «Новик».

В Петербурге есть уже один памятник кораблю-герою. Скульптор К. В. Изенберг создал благородное и в тоже время очень экспрессивное произведение в честь геройски погибшего в 1904 году миноносца «Стерегущий». Но ведь памяти много не бывает. Тем более, что «Новик» — действительно исключительный корабль. Это же не клоун, не певичка, не поп, установкой памятников которым во всю занимаются москвичи.

Эсминец «Новик» погиб в Балтийском море, в десяти милях от острова Мохни. Это сучилось 28 августа 1941 года, когда основные силы Балтфлота вместе с гражданскими судами совершали так называемый «Таллинский прорыв». Это был не прорыв, а ад кромешный, смертный путь (погибли 10 000 человек). Маршал Ворошилов до тех пор не разрешал эвакуацию флота из Таллина, пока немецкая полевая артиллерия не начала обстрел наших кораблей, стоявших на таллинском рейде. К этому времени всё побережье Финского залива было уже в руках врага и немецкая авиация беспрепятственно контролировала акваторию залива. Караваны шли без авиационного прикрытия через минные поля под непрерывный вой бомб, атакуемые подводными лодками.

История «Новика «началась в 1011 году, когда он бвл спущен на воду. Эсминец являлся головным кораблём в серии из 30 эсминцев и мог при четырёх 102-х мм пушках развивать рекордную скорость до 37 узлов. Это был лучший корабль в своём классе. Но после Первой мировой войны стали появляться более эффективные эсминцы, и «Новик» устарел. Тогда его модернизировали, дали в 1926 году новое имя «Яков Свердлов», и корабль вновь вошел в состав Балтийского флота.

В таллинском переходе «Яков Свердлов» следовал в одном ордере с крейсером «Киров», находясь сзади него и чуть левее. Несчастье случилось в 20.47. Очевидцами трагического события были многие. Так сигнальщик с «Кирова» Александр Панасенко свидетельствовал, что «Яков Свердлов» поднял сигнал «торпеда слева» и дал звуковой сигнал сиреной, после чего увеличил ход и с разворотом влево принял торпеду, следовавшую к «Кирову», на себя.

В результате взрыва эсминец переломился  на две части, которые быстро скрылись под водой.  Таким образом, ценой своей гибели эсминец спас крейсер: если бы «Свердлов» не подставил борт под торпеду, «Киров» скорее всего не дошёл бы до Кронштадта.

Однако командир эсминца капитан 2 ранга А. М. Спиридонов в своём рапорте Главкому несколько по другому описал ситуацию:

«…Сигнальщик левого борта докладывает: „Слева 60 градусов перископ подводной лодки“. Обнаружив перископ в расстоянии 8 кабельтовых, я приказал старшему лейтенанту Орлову открыть огонь. Одновременно отдал приказание об изготовлении бомб и уже принял решение идти на лодку с целью таранить её и бомбить…. В это же время командир отделения сигнальщиков доложил: „Слева след торпеды“. Обнаружив в 2—3 кабельтовых след торпеды, я понял, что больше сделать ничего не могу, как только пожертвовать миноносцем… Я сел в кресло и стал ждать взрыва…»

Однако, специалисты, изучив немецкие и финские документы, утверждают, что «Свердлов» погиб не от торпеды, а от взрыва мины, поскольку из документов следовало, что в районе гибели эсминца подводных лодок противника не было.

Даже в наше время в одних источниках указывается, что «Новик» погиб от торпеды, в других – от мины.  Хотя, какое это имеет значение.  Гибель она и есть гибель. Характерно, что в таллинском переходе погибло ещё четыре эсминца и все «Новики». Это «Энгельс» («Десна»), «Калинин» («Прямослав»),  «Володарский» («Победитель»),  «Артём» («Азард»). Все они подорвались на минах.

На Балтике перед войной было 8 «Новиков». Судьба двух из них, не попавших в таллинский переплёт, была тоже печальной. «Ленин» («Капитан Изыльметьев»), стоявший на ремонте в Либаве, при подходе к городу немцев был взорван командой. Следует отметить, что командир корабля капитан-лейтенант Юрий Афанасьев за уничтожение «Ленина» был отдан под суд, котрый приговорил его к расстрелу. Реабилитирован в 1955 году из-за отсутствия состава преступленрмя. «Володарский» («Победитель») подорвался на мине. Повезло только «Сталину» («Самсон»). Ог ещё в 1936 году по Северному морскому пути ушёл с Балтики на ТОФ, где благополучно дожил до 1956 года в качестве пдавучей казамы ПКЗ-52.

   Возвращаясь к судьбе командддира эсминца «Ленин» следует обратить внимание на непорядочность некоторых высокопоставленных флоиских начальников. 22 июня «Ленин» был выведен из сужого дока на воду для продолжения реонтных работ. В тот же день к вечеру немцы подошли к окраинам Либавы, а 23 июня начались уличные бои. Звуки выстрелов приближались к заводу. Афанасьев обратился с запросом к комадиру Либавской ваенно-морской базы, капитану 1 ранга М. Клевенскому с заросом, что делать с эсминцем. Тот прказал ни в коем случае не допустить захвата корабля немцмаи и действовать по обстаноке. То есть возложил всю ответственность на командира эсминца. Во второй половине дня 23 июня Афанась, решив, что ждать больше нечего, отдал приказ на подрыв корабля. 27 июня Клевенский со штабом, прихвтив Афанасьева, на торпедных катерах вырвался из Либавы, а 29 июня немц поностью заняли город.

     Казалось бы Афанасьев действовл правильно. Так поступать требовал Корабельный устав, а УК РСФСР за «непринятие начальником надлежащих мер к уничтожению или приведению в негодность… средств ведения войны, когда им грозит непосредственная опасность захвата неприятелем и уже использованы все способы сохранить их», предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок не ниже трех лет, а при отягчающих обстоятельствах — высшую меру.

    Всё б было правильно, но эсминец носил мия воэдя мирового пролетариата, и уничтожение его получало политическую окраску. По прибытии в штаб Балтийского флота, находившегося в Таллине, Клевенский немедленно подал на имя командующего флотом Трибуца подлую докладную записку, в которой, защищая свою задницу, всю вину за уничтожение эсминца «Ленин» возложил на Афанасьева: «Командир эсминца „Ленин“, приняв отходящие в беспорядке части за непосредственную угрозу кораблю, не доложив об этом на КП [командный пункт военно-морской базы] и не приняв никаких мер не только к обороне, но и по выяснению элементарной обстановки, взорвал миноносец „Ленин“ и отдал приказ взорвать подводные лодки».

   Трибуц, пнимая, что Афаевськв не в чём не виерват (об этом он публично заявил позже) для перестраховки (как никак два его предшественника на посту комфлота бвли репрессированы) отдаёт командира эсминца под суд. Мол, пусть судьи решают.

    А судьи были ещё те. Любому человеку ясно, что алтернативы взрыву не бвло, ясно, что не имеело никакого значения, когда взрывать корабль, 23 июня или 28 июня. Наверное это бвло ясно и судьям, но они решили, что лучше перебощить, чем прослыть мягкорелыми, полллитически неграмотными юристами.

    Чем объяснить такую горькую судьбу балтийских "Новиков"? Седые мореманы всё списывают на то, что кораблям поменяли названия, что их нарекли именами деятелей не имевших к флоту никакого отношения. Мол, морю такая операция не нравится. Чушь, конечно. Вон, тоже один из «Новиков» — «Лейтенант Ильин», побывав и «Гарибальди», и «Троцкими», и «Войковым», досоужил до 56 года. Разумеется — чушь, но что-то в ней есть. Название корабля как-то влияет на его судьбу.

СПРАВКА

Значение слова НОВИК:
1. Ист. Молодой дворянин в Русском государстве 16—17 вв., впервые записанный на военную службу.
2. Устар. Тот, кто недавно стал заниматься чем-л., недавно вступил на какое-л. поприще; новичок.

Название «Новик» предложил командующий Балтийским флотом Н. О. Эссен в честь бронепалубного крейсера «Новик», которым он командовал до 1904 года и за успешные действия был награждён золотым оружием. Николай II утвердил это предложение. Из этого примера видно как серьёзно (вплоть до имперетора) относились в царской России к наименованию корабля. Хотя тоже были проколы. В английском языке слово «корабли» — женского рода. Поэтому крейсер «Queen Victoria» — это вполне уместно. Но когда могучему русскому линкору дают женское имя «Императрица Мария», то от такого выбора ждать ничего хорошего не стоят.

Почему- то в России бвло модно  называть новые корабли именами погибших предшественнико, что тоже нехорошо.   За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: "Штандарт" и "Гангут" по 5 раз, "Ингерманланд" – 6, "Не тронь меня" и "Азов" – 7, "Полтава" и "Самсон" – 8, "Выборг" – 10, "Меркурий" – 11, "Нарва" – 14, "Москва" – 18, "Надежда" –22.    Такая практика явно не рационалта. Например говоря о "Меркурии" нужно каждый раз пояснять о  каком "Мкруурии" идёт речь.

Считается, что: «Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.»

Однако этому положению крестители кораблей следовали двлеко не всегда. В советское время нарекали корабли очевидно политики. Названия типа «Комсомолец Туркменистана» были сплошь и рядом. Но верхом нелепости было название одной из подводных лодок: атомный ракетный подводный крейсер «Имени ХХV съезда КПСС». Представляете: «Врагу не сдаётся наш гордай „Имени 25-го съезда КПСС“…»

Хотя, конечно, были и удачные названия. Так сторожевые корабли проекта 50  носили названия зверей: "Пантера", "Ягуар",  "Волк",  "Горностай", "Пума" и даже "Гиена". Очевидно, что и морским богам такие имена нравились.  "Зверки" отслужили по 39-42 года и никаких серьёзных  инцидентов с ними не происходило.

В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается «свидетельство о рождении».

Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

А и в наше время чудес хватает. Например, подводные лодки «Святительл Николай» и «Святой Николай Чудотворец» — совершенно противоречивые для боевого корабля названи. Святитель — это символ кротости, доброты, милосердия. Может ли подводный крейсер быть добрым? Или корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». Представляете: пока сигнальщик отсемафорит: «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов у вас по курсу мина», корвет в эту мину и врежется.

Вот сказал автор: «отсемафорит», да и неправильно сказал. Флажный семафор, действующий в российском ВМФ более 115 лет, фактически отменен. С 1 декабря «флажное сигналопроизводство» больше не значится в программах младших специалистов связи (в «учебках»), которые обеспечивают визуальную связь между кораблями. Вместо махания флажками сигнальщиков учат «моргать прожектором» по азбуке Морзе. А перестали  изучать флажную азбука потому,  что  срок обучения сигнальщиков в «учебке» стал очень коротким.

При таких новшествах может быть и имена кораблей отменят. Долго писать. То ли дело: эсминец №5 или фрегат №12. А ведь имя корабля — это тоже оружие, и к выбору его нужно отноится очень отвтственно.
.

ТАЛЛИНСКИЙ ПРОРЫВ
(Из книги «Морская судьба»)

Окружили в августе
Немцы Таллин-порт.
А в порту, как взаперти,
Весь Балтийский флот.

Лишь когда по «Кирову»
Стали пушки бить,
Ясно Ворошилову:
«Нужно уходить!»*

Вышли двадцать транспортов
Курсом на Кронштадт.
Тысячи раскрытых ртов
В ужасе кричат.

Мессеры как хищники.
И спасения нет.
Где же вы защитники!?
Их пропал и след!

Пять эсминцев сгинули,
Пара субмарин.
Поздно порт покинули.
Нет других причин.

Восемнадцать транспортов
Уничтожил взрыв.
Это называется:
«Таллинский прорыв»**

___________________________________________________

* Главком Северо-Западного направления маршал К.Е.Ворошилов отвергал своевременные предложения военных моряков о выводе флота из Таллина.

**В августе 1941 года из Таллина в Кронштадт вышли 225 кораблей и судов. До Кронштадта дошли 163. Погибли около 11 000 человек.

БФ потерял 5 эсминцев, 2 подводные лодки, 3 сторожевика, 2 тральщика

Из крупных судов погибло 18 транспортов, 1 танкер, 1 ледокол, 2 спасательных судна.


Рецензии