Скверик

    - Грачева? Войди. - Услышала Саша голос директора школы.
Девочка осторожно вошла в просторный кабинет, осмотрелась вокруг. Окна были закрыты темными роллетами, возле стены темнел массивный шкаф. Два темных стула стояли возле такого же темного письменного стола. А за столом сидела Лидия Максимовна, одетая в темный закрытый костюм. Разглядывая все это, Саша вспомнила чеховского Беликова и его знаменитый черный футляр, в котором герой прятался от окружающего мира. На фоне полумрака яркими пятнами выделялись лишь осветленные волосы директорши да фото государственного флага над ее головой.   
    Лидия Максимовна, округлая дама средних лет, смотрела на вошедшую старшеклассницу с укором и опасением.
    - Садись, - чуть слышно сказала она.
    Саша села, глубоко вздохнула, а на выдохе откинулась на спинку стула, пытаясь расслабиться. Холод неприятного ожидания пробирал ее изнутри.
    - Что ты делала в пятницу на площади? – спросила директор.
    - Гуляла с подругой, - ответила Саша.
    - Почему ты была с теми людьми? – последовал новый вопрос. – Они позвали тебя?
    - Нет. Мы сами подошли к ним.
    Перед глазами Саши возникла картина раннего пятничного вечера: старый скверик в центре города, неподалеку от ее дома и школы, а в скверике двое активистов  - мужчина в белой кепке и женщина с рыжими, вьющимися волосами. «Спасем легкие города!» - призывает их плакат. Прохожие оборачиваются на активистов, некоторые подходят, чтобы стать рядом. Саша тоже подошла, вместе с подругой Юлькой. Раньше она слышала об этих людях, знала, кто они. Местные защитники природы протестовали против вырубки сквера, на месте которого собирались построить торговый центр. Юлька хотела было двинуться дальше, но Саша попросила подружку остаться. Скверик она помнила с ранних лет. Будучи совсем маленькой, девочка гуляла здесь с мамой и папой и, пока родители отдыхали на скамейке под деревьями, бегала по дорожке, собирая то летние цветы, то яркие осенние листья. Повзрослев, она приходила в скверик с друзьями или без них, если хотела побыть наедине с собой. Клены и ясени лениво помахивали ветками, словно приветствуя ее, а маленькие надоедливые муравьи то и дело норовили забраться на колени, когда Саша усаживалась на потрепанную, знакомую с детства скамейку. Среди спокойных, уже немолодых деревьев, дремлющих под напевы птиц, легко забывались школьные беды, казались пустяковыми ссоры с родителями или друзьями – Саша начинала чувствовать себя мудрой и взрослой. Именно поэтому скверик был дорог ей.
    Людей вокруг прибавлялось: все новые горожане подходили к активистам. Переговариваясь между собой, они словно ждали какого-то сигнала. Сигнал дал мужчина в кепке. Внимательно осмотрев собравшихся, он скомандовал: «Идемте!»
    Толпа медленно двинулась от скверика в сторону главной городской площади. Саша то и дело ловила на себе и своих спутниках взгляды прохожих – удивленные, восхищенные, порой даже раздраженные: вам делать, что ли, нечего? Кто-то махал демонстрантам, кто-то снимал их на телефон. Некоторые, забыв о повседневных делах, шли за ними – из солидарности или из обычного любопытства.
    Площадь быстро заполнилась. Организаторы шествия стали напротив входа в городской исполнительный комитет и подняли плакат над головами. По толпе пронесся возглас одобрения.
    Сердце Саши трепетало. Она впервые была на подобном собрании, впервые чувствовала себя частью чего-то очень важного, выходящего за рамки ее привычной жизни. В голове стучали слова всевозможных лозунгов о поддержке, дружбе, единстве. Если людей так много, возможно, им удастся защитить скверик?
    Среди стоящих поодаль зрителей девушка заметила знакомое лицо. Выкрашенная в блонд шевелюра, пухлые щеки, испуганно-вопросительный взгляд. Школьная директорша Лидия Максимовна нервно переминалась с ноги на ногу, рассматривая протестующих. Сашу она, видимо, не замечала. Интересно, мелькнула мысль, что здесь делает директор? Лидия Максимовна всегда боялась шума и столпотворения: выступления на публике или большие школьные перемены становились испытанием для ее нервов. Саша даже удивлялась, как эта женщина вообще согласилась работать в школе. Тем не менее, с площади директор не уходила, хотя явно чувствовала себя не в своей тарелке. Возможно, Лидии Максимовне, которая тоже жила неподалеку, хотелось узнать, что будет дальше.
    - Смотри, кто идет, - Юлька сжала Сашину руку.
    Обернувшись, Саша увидела стража порядка в милицейской форме. Он быстро спустился по ступенькам и твердым, чеканистым шагом направился к демонстрантам. Высокой, атлетичной фигурой и холодным, словно отлитым из металла лицом милиционер напоминал робота из фантастических блокбастеров.
    - По какому поводу собрание? – прогремел над площадью раскатистый бас.
    Толпа беспокойно загудела, кто-то из зрителей попятился назад.
    - Нам нужен мэр, - уверенно ответила рыжеволосая женщина (председателя исполкома в народе называли мэром), - пусть он выйдет сюда.
    - Мэр в отъезде, - послышалось в ответ. – Есть вопросы к нему, записывайтесь на прием. А сейчас расходитесь. Здесь не место для сборищ.
    - Мы отправили заявку через интернет, - возразила женщина. – Недели две назад. Только ответ пока не пришел.
    - У мэра много дел, - отрезал милиционер. – Ждите, ответят.
    - Чего ждать? – взорвался мужчина в белой кепке. – Пока вырубят все деревья? В городе мало магазинов? Или за этот чинам хорошо заплатили?
    Милиционер пристально посмотрел на активиста.
    - Выбирайте выражения, гражданин, - сухо сказал он. – Дел много, потому что не только вам нужно уделить внимание. Придет время – с вами тоже разберутся. Так что расходитесь. Здесь запрещено толпиться.
    - А чего вы нас прогоняете? – не унимался активист. – Площадь общая, кто хочет, тот и ходит по ней. Или исполком ее выкупил?
    Лицо милиционера оставалось все таким же бесстрастно-невозмутимым.
    - Есть закон, гражданин. Который запрещает собрания, если они не согласованы с властями. Ваше собрание не согласовано. Не разойдетесь сами, придется вызвать тех, кто вам поможет. – Страж порядка потянулся к рации, висевшей у него за поясом.
    По площади пробежал гул возмущения, сменившегося тревогой. Толпа стала рассеиваться, ряды демонстрантов – медленно редеть. Юлька вновь сжала Сашину руку.
    - Пошли, я боюсь, - шепнула она. – Сейчас сюда менты приедут, будут всех ловить.
    Саша напряженно следила за милиционером. По телу растекался холод, радостное возбуждение превращалось в беспокойное ожидание с примесью липкого страха. Страж порядка достал рацию, начал с кем-то разговаривать… Юлька настойчиво дернула подружку: идем, мол, быстрее. Саша покорно вздохнула: «Ладно, идем». Приподнятое настроение было испорчено, желание помочь и защитить сменилось подавленностью,  чувством бессилия.
    Покидая площадь, девушки едва не столкнулись с округлой фигурой в темном брючном костюме, которая тоже спешила уйти с места событий. Подняв глаза, Саша увидела перед собой Лидию Максимовну. Мелькнувший на лице директорши испуг почти сразу превратился в раздражение и обиду. Саша быстро поздоровалась, и они с Юлькой проскочили мимо. А в понедельник, когда пути директора и ученицы вновь пересеклись в школьном коридоре, Лидия Максимовна попросила девочку зайти к ней после уроков.
    … - Ты понимаешь, что это нехорошо? Знакомство со смутьянами до добра не доводит.
    Саша недоуменно смотрела на директоршу.
    - Разве эти люди сделали что-то плохое? Они хотят спасти деревья.
    Директор кивнула.
    - Возможно. Но в исполкоме лучше знают, что нужно гражданам.
    - Почему же торговый центр нельзя построить в другом месте?
    Лидия Максимовна нервно поморщилась:
    - Грачева, ты еще ребенок. Зачем тебе лезть в дела взрослых?
    Щеки Саши вспыхнули. Жар возмущения разлился по телу, растопив робость и тревогу. Сжав руки на коленях, девушка резко качнулась вперед.
    - Мне семнадцать лет, и я разбираюсь, что к чему. Как будущий эколог, я знаю, что деревья нужны городу. Чем больше их будет, тем лучше. А магазинов у нас вполне хватает. Верно?
    Лидия Максимовна отвела глаза и шумно вздохнула.
    - Ты ведь понимаешь, что от тебя ничего не зависит. Ни от тебя, ни от меня. Как наверху решат, так и будет. А ты наживешь себе проблемы, если будешь участвовать в незаконных собраниях. Ты хорошо учишься, представляла школу на олимпиадах, и до этого дня мы тобой гордились. А сейчас ты можешь нас подставить.
    - Может, тогда мне перейти в другую школу? – Саша старалась говорить спокойно, хотя внутри вся кипела.
    Лидия Максимовна сникла. Сгорбившись и опустив голову, она вяло махнула рукой.
    - Ладно, ступай. Надеюсь, ты услышала меня. У тебя последний год, впереди – поступление. Вот о чем нужно думать. Не порти себе жизнь раньше времени.
    Саша поднялась со стула, направилась к выходу. В двери она обернулась, чтобы попрощаться с директоршей. Та по-прежнему сидела,  опустив голову, и вертела в руках карандаш.
    - Лидия Максимовна, - позвала Саша.
    Женщина исподлобья посмотрела на нее. Помедлив несколько секунд, Саша спросила:
    - А вы зачем пришли на площадь?
    На губах директорши появилось некое подобие усмешки.
    - Возвращалась с работы и решила узнать, что там происходит. Но мне не понравились те люди. Они плохо отзывались о властях, грубили милиции. Нехорошо это. – Директор покачала головой и повторила: - нехорошо.
 
***
    Девушка в одиночестве прогуливалась среди знакомых кленов и ясеней. Деревья дремали, греясь на еще теплом сентябрьском воздухе и лениво шевеля листьями. Один из листьев, уже пожелтевший, сорвался с ветки и опустился на траву, коснувшись Сашиного плеча. Где-то чирикнул воробей, мимо пронеслась бабочка. Две трясогузки перебежали дорожку, покачивая длинными хвостами. Скверик жил своей обычной жизнью, не догадываясь о том, что его ждет. Может, это было к лучшему.
    Дойдя до скамейки, Саша увидела женскую фигуру, идущую ей навстречу. Фигура с рыжими вьющимися волосами, распущенными по плечам, показалась девушке знакомой. Подойдя ближе, Саша узнала активистку с плакатом. Активистка была молода, лет тридцати на вид. Женщина, видимо, тоже узнала Сашу: поравнявшись с ней, она улыбнулась и приветливо кивнула.
    - Я помню вас. В пятницу вы были с нами – здесь и на площади, верно?
    Саша улыбнулась в ответ, хотя улыбка вышла грустной.
    - Да, была. Только не узнала, чем все закончилось.
    Тонкие брови женщины сдвинулись к переносице, взгляд помрачнел.
    - К сожалению, митингующих разогнали. Приехала милиция, припугнула людей – и все разошлись. Но есть и хорошая новость, - ее лицо вновь посветлело. – Меня, кстати, Вера зовут. А вас?
    - Александра.
    - Очень приятно. Так вот, Александра, сегодня утром я все-таки попала на прием. Мэр все еще в отъезде, и меня принял один из его заместителей. Выражался он типичным языком чиновника, но смысл его слов примерно такой. Они, конечно, понимают, что деревья людям нужны. Но и торговые центры нужны – от них отказываться нельзя. Со временем вместо старых деревьев высадили бы новые – там, где они бы никому не мешали. Тем не менее, желание горожан учтут. Если большинство людей против вырубки сквера, они предложат заказчику более подходящее место.
    Вера сделала паузу, затем продолжила:
    - Мы с Павлом – вы видели его на митинге – хотим создать коллективное письмо в защиту сквера. Чем больше горожан его подпишет, тем лучше. Будем бороться дальше. – Женщина закончила свою речь уверенно и обнадеживающе.
    Из-за облаков выглянуло солнце. Яркие блики упали на траву, засверкали огоньками в волосах Веры. Деревья оживились и зашелестели, приветствуя теплого друга, их темные, постаревшие к осени кроны улыбнулись, сразу став светлее и моложе. На губах Саши тоже появилась улыбка, теперь уже легкая и радостная. Не все потеряно, у скверика еще есть шанс.
    - Когда ваше письмо будет готово, дайте мне знать, хорошо? Я тоже подпишу его.


Рецензии
Прочел Ваш рассказ, Оксана!
Думаю, он продиктован не только призывом ко всем быть более активными в вопросах защиты природы?))) Хотя может быть мне только показалось. Во всяком случае из Вашей героини наверняка выйдет достойный Гражданин и Человек.
Удачи в творчестве!
С уважением

Григорий Ходаков   27.04.2022 22:10     Заявить о нарушении
Спасибо! Эта история написана под впечатлением от событий, которые произошли с моей страной за последние два года.

Оксана Баранова 2   30.04.2022 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.