Шейх Сугаип-мулла

Шейх Сугаип-мулла Гайсумов об обществе и людях
"...Сугаип-мулла Гайсумов был из тейпа Белгатой, выходец из одноименного села в Шалинском районе. Существует байка, что он получил разрешение на поселение в Шалях в "обмен" на то, что рассказал один из своих вещих снов. После этого в простонародье его стали называть "шалинский мулла" (шелар молл). Считается, что он являлся одним из самых просвещенных религиозных деятелей в Чечне. Издал в начале 20-го века две или три книги философско-теологического содержания. Начал первый перевод Корана на чеченский язык (говорят, что кое-какие его записи до сих пор сохранились у его потомков). В свое время поддержал советскую власть, за что получил в народе новое "прозвище" - "красный мулла" (ц1е молл). Говорят, что отказался создать свой вирд, но часть шалинцев и значительная часть белга-тоевцев почитают его за своего Устаза..."
CУГАИП-МУЛЛОЙ сказано:
Общество состоит из двух слоев: высший слой - это народ, низший слой - это "рабы".
"Рабы" делятся на три типа:
1. Их великое множество, ростом невелики, внешностью некрасивы, умом ограничены, наличием возможности есть, пить, спать и размножаться удовлетворяются те, что называются уьтнаш.
2. Ростом немного превосходят первых, довольно шустры, обращаясь к кому-либо, словно кричат, во время разговора подпрыгивают на пятках те, кому вполне послушны уьтнаш, а сами называются хардангаш. На тысячу уьт приходится один харданг.
3. Высоки ростом, обладают красивой внешностью и лицом, одеваются со вкусом, хоть и нет своего ума, однако, выучившись разговорам, слушая умных людей, заставляют пристально внимать себе хардангов те, что называются бож. На тысячу харданг приходится один бож.
Приходит некое время: бож заводит речь, хардангаш, его наслушавшись, подымают с места, приводят в волнение уьтнаш.
Потом они , объединившись, заводят смуту, потрясают край и страну, позорят нацию.
Высший слой боьрш, стаг, къонах.
1. Боьрш: он достается исключительно своему дому, двору, за которым он следит и в состоянии ответить.
До остального в мире ему нет дела.
2. Стаг: он достается целому селу, городу, в благополучии которого он заинтересован.
Другое его не касается.
3. Къонах: он достается всему краю, всей стране.
В течение века их появляется всего лишь трое-четверо.
" Если мы будем делать то, что делают уьтнаш, хар-дангаш и бежлой, если мы им уподобимся, тогда по-зор нам", - рассуждают боьрш, стаг, кьонах и отстраняются от общественных дел.
И тогда другие творят безобразие, беспорядок и бесчинства.
1. Уьт - чурка (чеч.)
2. Харданг - гортань, петушок, у которого только что прорезался голос ( чеч.)
3. Бож - козел (чеч.)
4. Боьрш - мужчина (чеч.)
5. Стаг - настоящий человек (чеч.)
6. Къонах - рыцарь, герой, витязь, применимо как к мужчине, так и к женщине и считается одной из высших похвал для чеченца (чеч.)


Рецензии