Санкхья. Краткий очерк

Одной из известных ортодоксальных школ индийской философии была Санкхья.  (в переводе с санскрита – число, перечисление, расчет). Остановимся на ней подробнее. Ее основателями считаются Капила и Ишваракришна (4 век до нашей эры). Для этой школы характерна дуалистическая картина мира. Согласно учению санкхьи, есть два вечных, несотворенных  мировых принципа – пуруша – чистый дух и пракрити – материя. Причем некоторые историки философии трактуют этот момент в том смысле, что с самого начала существовала некая первичная, не поддающаяся позитивному определению субстанция, некое безосновное начало, которое кое – кто трактует даже как небытие. Позже из нее зарождается пракрити – материальная основа мира, а затем – пуруша – духовное начало. Причем дух наделен сознанием, но при этом полностью пассивен и самостоятельно действовать не может. Если в ранние периоды своего существования санкхья признавала единого и неделимого Пурушу, то позже она стала исходить из наличия множества индивидуальных пуруш. Материя есть активная и деятельная сила, но она лишена сознания, а потому ни на что не направлена. Следовательно, по логике санкхьи, мир может возникнуть только лишь благодаря взаимодействию этих двух принципов. При этом в пракрити активизируются три энергии развития (гуны), которые понимаются и как философские свойства, качества вещей. Эти гуны следующие: 1) раджас – стремление, активность, подвижность, страстность.
2)тамас – тьма, невежество. 3) саттва – ясность, правдивость, свет, радость.
До начала очередного космического цикла эти энергии  находятся в состоянии бездействия, покоя. Но как только они выходят из своего латентного, скрытого,  потенциального, покоящегося состояния и начинают проявлять активность, действовать, то возникают 24 основных элемента, вещественные составляющие мира. Кстати, к ним санкхья, в том числе, относит также разум, самосознание и чувственное восприятие. (В скобках заметим, что первым этапом, продуктом этой эволюции является махат или «великое единство» - основа всего материального, но он же есть и буддхи – тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. То есть получается, что это Первоначало есть материальное и одновременно идеальное, некое тождество их. Невольно возникают ассоциации с ИДЕАЛ – РЕАЛЬНЫМ ТОЖДЕСТВОМ Шеллинга. Из махата возникает второй продукт эволюции – аханкара («мое», «я»), принцип индивидуального, самосознающего.  А уже из аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас (ум как орган познания и действия), пять тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают пять материальных элементов – акаша (эфир), воздух, вода, огонь, земля) .  Стоит также отметить, что эти самые три гуны  (раджас, тамас, саттва), о которых уже говорилось выше, присутствуют во всех вещах Вселенной ( в том числе и в человеке), но в разной, неодинаковой степени, порождая тем самым бесконечное многообразие и неисчерпаемость вещей и предметов во Вселенной, а также, разумеется, и  их  свойств. Стало быть, как в музыке – семь нот и бесконечность сочетаний, так и здесь три начала плюс 24 вещественных элемента и в итоге – потрясающее многообразие и неисчерпаемость вещей и процессов во Вселенной. Эти ноты бытия порождают невообразимо многообразную музыку мироздания. Подчеркивается также, что вещественная пракрити противостоит пуруше сугубо созерцательно, будучи полностью от него отделена. Поэтому и связь духа и тела в человеке также сугубо иллюзорна, что разъясняется на наглядном примере: как бесцветный кристалл кажется алым, если поместить его перед чем – нибудь красным, так и дух кажется сплошь пронизанным чувственностью. Но ощутимые психические процессы, протекающие в душе, на самом деле принадлежат к пракрити.  Путь спасения человека из бесконечного круговорота перерождений состоит в осознании того, что пуруша, его дух нисколько не затронут ни одной вещью в мире, не находится в плену у материи. Тем самым угасает и интерес к мирским делам, возникает отстраненность от них, желание воспарить над плотью, благодаря чему возникает новая карма.
Оценивая систему санкхьи, современный исследователь подчеркнул, что она являет собой фундаментальный пример «рациональной систематизации представлений о структуре космоса, существенно повлиявшей на последующие философские и религиозные формы индуизма, а также на культуру индуизма в самом широком смысле» .


Рецензии