Санкхья. Краткий очерк
2)тамас – тьма, невежество. 3) саттва – ясность, правдивость, свет, радость.
До начала очередного космического цикла эти энергии находятся в состоянии бездействия, покоя. Но как только они выходят из своего латентного, скрытого, потенциального, покоящегося состояния и начинают проявлять активность, действовать, то возникают 24 основных элемента, вещественные составляющие мира. Кстати, к ним санкхья, в том числе, относит также разум, самосознание и чувственное восприятие. (В скобках заметим, что первым этапом, продуктом этой эволюции является махат или «великое единство» - основа всего материального, но он же есть и буддхи – тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. То есть получается, что это Первоначало есть материальное и одновременно идеальное, некое тождество их. Невольно возникают ассоциации с ИДЕАЛ – РЕАЛЬНЫМ ТОЖДЕСТВОМ Шеллинга. Из махата возникает второй продукт эволюции – аханкара («мое», «я»), принцип индивидуального, самосознающего. А уже из аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас (ум как орган познания и действия), пять тонких элементов (потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых, в свою очередь, возникают пять материальных элементов – акаша (эфир), воздух, вода, огонь, земля) . Стоит также отметить, что эти самые три гуны (раджас, тамас, саттва), о которых уже говорилось выше, присутствуют во всех вещах Вселенной ( в том числе и в человеке), но в разной, неодинаковой степени, порождая тем самым бесконечное многообразие и неисчерпаемость вещей и предметов во Вселенной, а также, разумеется, и их свойств. Стало быть, как в музыке – семь нот и бесконечность сочетаний, так и здесь три начала плюс 24 вещественных элемента и в итоге – потрясающее многообразие и неисчерпаемость вещей и процессов во Вселенной. Эти ноты бытия порождают невообразимо многообразную музыку мироздания. Подчеркивается также, что вещественная пракрити противостоит пуруше сугубо созерцательно, будучи полностью от него отделена. Поэтому и связь духа и тела в человеке также сугубо иллюзорна, что разъясняется на наглядном примере: как бесцветный кристалл кажется алым, если поместить его перед чем – нибудь красным, так и дух кажется сплошь пронизанным чувственностью. Но ощутимые психические процессы, протекающие в душе, на самом деле принадлежат к пракрити. Путь спасения человека из бесконечного круговорота перерождений состоит в осознании того, что пуруша, его дух нисколько не затронут ни одной вещью в мире, не находится в плену у материи. Тем самым угасает и интерес к мирским делам, возникает отстраненность от них, желание воспарить над плотью, благодаря чему возникает новая карма.
Оценивая систему санкхьи, современный исследователь подчеркнул, что она являет собой фундаментальный пример «рациональной систематизации представлений о структуре космоса, существенно повлиявшей на последующие философские и религиозные формы индуизма, а также на культуру индуизма в самом широком смысле» .
Свидетельство о публикации №221070600032