Из записок двоечника Мой детский сад

 
                Из записок двоечника… Мой детский сад
 
 
 
 
                По несчастью или к счастью,
                Истина проста
                Никогда не возвращайся               
                В прежние места      
                Даже если пепелище               
                Выглядит вполне
                Не найти того, что ищешь
                Ни тебе, ни мне…
               
                Г. Шпаликов
 
   
          Когда моя бабушка, Акулина Степановна, уже не могла совладать с моими шалостями, то родители окончательно решили меня, пятилетнего, определить в детский сад. Наверное, чтобы я был под неустанным зорким оком строгих воспитателей, не допускал озорства и гармонично развивался.
        На старой Узкозаводской улице Сормова, между деревянными домами частников, ладных и двухэтажных, процветал детский сад №98 – скромное приземистое строение довоенной постройки с сараями и складами сбоку, да с запущенным фруктовым садом «на задах». За задним забором сада, наискосок, с улицы Старая канава, виднелась   церковь, красная и старообрядческая. С 1930 года служба в ней прекратилась (в ней кто-то жил) …
         Детский сад с 1947года относился и к летним дачам, что у совхоза «Сормовский Пролетарий», где позднее, к 1954 году, был организован и
пионерский лагерь «Александровка», принадлежащий Сормовскому заводу…               
        Нарядные воспитанники с носовыми платками в карманах, организованно гуляли по дощатым мосткам периметра детского сада, играли в фруктовом саду или сбившись в кучу слушали чтение книжек,  часто «Айболита» или  про Алёшу «Почемучку», попутно показывая друг дружке как построить из пальцев домик.
        Часто нам, в игровой форме, проводили занятия, чем- то похожие на экзамены: показывали что-то непонятное в мешке и мы, ощупывая предмет через грубую мешковину, описывали его по очереди.
     Растрёпанные казённые книжки я читал мало (хотя читать уже умел), но картинки рассматривал охотно и часто копировал их цветными карандашами.
     После занятий по рисованию наши воспитатели устраивали выставки наших простеньких рисунков. Обычно это домик с садиком, калиткой и тропинкой к колодцу, из чердачного окошечка - красный флажок, а из верхнего угла - солнышко… Только один мальчик всегда рисовал что-то длинное, серое, с множеством окошек. Мы ему говорили, что таких  домиков не бывает, а он твердил, что бывает и рисовал так. Потом, оказалось, что он жил в бараке и кругом были бараки…
     На музыкальных занятиях мы постоянно разучивали новые песенки, случайно до сих пор помню одну: «Колокольчик золотистый развернись  надо мной, мы летим, парашютисты, над страной, над страной…» После долгих репетиций мы выступали с показом наших танцев и песен перед родителями…
       В летние месяцы нас часто парами выводили на прогулки в Сормовскую дубраву, в садик у клуба Починки, в Сормовские луга, где  наши воспитатели в определённом месте набирали глины для занятий по ручной лепке…
       Случайно увиденная ладейка в небе над нами, была событием.  …Мы дружно, задрав головы, заворожённо глазели на хрупкое бумажное диво, парящее в вышине.  Почему-то самодельных ладеек в небе моего детства было гораздо больше, чем, например, сегодня… Если взять двойной тетрадный лист, крест-накрест наклеить на него лёгкие планочки от фанерки, чуть натянуть «загиб», привязать «путцы» да мочальный хвост и ладейка готова. А уж вытащить потихоньку катушку ниток из швейной машинки – дело одной минуты и захватив всё выбежать во двор, где завидев бумажного змея, дворовая компания ребят сопровождает меня к Пановой горе. Под Пановой горой у нас было удобное место, где можно запустить змея не опасаясь зацепиться за что-нибудь или порвать нитку…  Кто хоть когда-нибудь видел высоко в небе полёт бумажного змея – не забудет это никогда…
     Новогодние праздники в детском саду заканчивались тяжёлыми хрустящими гостинцами, набитыми конфетами, зефиром, волнистым мармеладом, орехами, печеньем и ещё чем-то таким… При этом неизменно появлялся фотограф, устанавливал треногу штатива и привычно выполнял свою работу, снимая нас, нарядных, группами и по списку, у ёлки…
    Детсадовская скрипучая карусель летом никого не интересовала, так как двигалась со скрипом и воем, а в морозные зимние дни  приносила одни неприятности.   Младшие, из любопытства, пытались лизнуть чёрный металл карусели и моментально примерзали. Перепуганная воспитательница с чайником в руках бегала по кругу, освобождая то одного, то другого малыша из языкового плена струёй тёплой воды. Так продолжалось в каждый морозный день…    Чтобы украсить места наших зимних игр и уберечь наши языки от злосчастной карусели находчивые воспитатели раскрашивали воду разными цветами туши, разливали раствор по песочным формочкам и замораживали за окошком.  Мы тем временем мастерили лопатками   снежные клумбы, а потом все вместе выкладывали узорами из разноцветных льдинок наши искусственные сугробы. 
    Почти каждое утро к боковому складу подъезжала лошадь и возчик, не торопясь, разгружал продукты и молочные бидоны…  Мы, тем временем, подходили ближе, а самые отважные предлагали смирно стоящей лошади свежие лопухи, а зимой – пучки сена из санной подстилки…
     С питанием здесь было налажено, а если я вдруг заболевал, то моя бабушка ходила с посудой в садик и ей выдавали на меня обед… 
     Часто, наши воспитатели, занавесив плотно окна, усаживали нас в актовом зале и показывали диафильмы, в основном как бы учебные: как правильно переходить улицу, как поливать цветы, как ухаживать за обувью, как вести себя за столом и т.д. Нередко приезжала  кинопередвижка и нам крутили мультфильмы, послевоенные, цветные, очень поучительные и правильные…
     Однажды кто-то из старших, подойдя к нам, спросил: а кто сегодня дежурный? "Я" - ответил я весело и беззаботно (хотя дежурным не был). - "Так что же у тебя цветы завяли и рыбки подохли?" …Весь остаток дня я чистил аквариум и бегал с лейкой от умывальника  к подоконникам с горшками  незнакомых мне цветов,  ногами и руками ощущая, что «Я» - плохая буква...
      За детским садом цвёл запущенный фруктовый сад, соседствующий с церковным огородом, где   в зарослях малины я однажды набрёл на целую россыпь мелких «серебряных» монет. Набрав пригоршню той мелочи, я показал монеты пришедшей за мной вечером матери.  «Иди и положи туда, где взял» - услышал я приказ, понимая, что радость моя преждевременна.  Спрятав своё «богатство» в том же малиннике, наутро я уже ничего не обнаружил…
       Детский сад просуществовал вплоть до 2000 года, потом был заброшен, затем здание было кем-то освоено, позднее - снова пустовало… 
   Хотя пионерский лагерь «Александровка» был переименован в оздоровительный, и дачи ещё принимали детей, однако в 2014 году очень скромно отметили его 60-летие…
   В настоящее время здание обрело новых хозяев и получило новое
назначение.  Теперь здесь частный   Дом престарелых – ООО 
«Пансионат южный»…
 
               
 
 
                Е.Б.  05.07.2021г.


Рецензии