Йога. Общий очерк

Другой ортодоксальной школой является Йога (в переводе с санскрита означает связь, соединение, союз, созерцание, размышление, сосредоточение, усилие). У истоков йоги стоял мудрец  Патанджали (жил между 7 и 2 веками до нашей эры). Поговорим о ней. Йога многие свои теоретические положения заимствует у санкхьи (в частности, онтологию), добавляя при этом кое – что и от себя. В основе йоги лежит та идея, что благодаря концентрации, медитации и аскезе человек может добиться успокоения чувств, высшего знания и, в конце концов, освобождения от материальной пракрити, власти кармы и перерождений в сансаре.
Что касается космологии и онтологии йоги, то можно указать на следующие идеи:
---Вселенная включает в себя семь миров. Первый мир – это земной мир. Второй – мир промежуточного пространства – планеты, звезды, созвездия. Первый и второй миры образуют в своей совокупности  физическую сферу бытия. Миры с третьего и по седьмой – это небесные миры, они составляют духовную сферу бытия. Вся эта космологическая структура заключена в мировое яйцо – некую силовую сферу, охватывающую все космическое пространство;
---Высший аспект бытия – Атман – Мировая Душа (Мировой Дух). Часто вместо понятия «Атман» использовался термин «Пуруша» - духовная субстанция (духовная природа). Причем выделялись две разновидности Атмана:
а) высший Атман –  творец Вселенной, божественная основа мира, безличный философский принцип, именуемый Ишвара.
б) низший атман -  совокупность человеческих разумных существ, то есть множество пурушей (индивидуальных духовных субстанций);
---Духовная Природа в своем высшем аспекте (то есть Атман или Пуруша) существует вечно. Неуничтожима и материальная природа (пракрити). Она имеет три основных свойства материальности (гуны): тамас (инертность) , раджас (движение), саттва (равновесие). Материальная природа с ее гунами изменчива и непостоянна. В отличие от вечного бытия Атмана, она вечно трансформируется, видоизменяется, сбрасывает одни формы и принимает другие, и этот процесс вечного коловращения изменчивых природных форм не знает начала и конца. Таким образом, вечное бытие духовной природы противопоставляется вечной изменчивости (но не самому бытию) природы материальной.
Теология йоги весьма противоречива и непоследовательна. С одной стороны, признается существование Бога как Абсолютной Верховной Личности, Персоны, которая находится над человеческими личностями, то есть Бог понимается в чисто теистическом ключе, чисто личностно, персоналистически. Более того, некоторые исследователи индийской философии указывают, что главное отличие йоги от санкхьи состоит как раз в понятии личного Бога. По мнению представителей школы йоги, ошибка санкхьяиков состоит в том, что они безосновательно приписывают неразумной и слепой пракрити (материи) способность к саморазвитию. Но непонятно каким образом она могла самоорганизоваться так, чтобы породить это столь сложный, разнообразный, неисчерпаемый и гармонично устроенный мир? Очевидно, утверждают представители йоги, мы не можем признавать за пракрити (материей) способность к столь чудесному саморазвитию и самоорганизации и должны ввести Сознательного Агента, усилиями  Которого мир мог бы быть гармонично построен из слепой материи; этим Агентом и будет Бог (Ишвара).  Но с другой стороны, несмотря на эти только что изложенные рассуждения, также  встречается и понимание Бога в пантеистическом ключе, когда он понимается как некий абстрактный, имперсональный, безличностный принцип, вечный, совершенный, всемогущий, вездесущий Дух, божественная основа мира – Ишвара. То есть йога здесь балансирует, маневрирует между личностным, персоналистическим и безличностным, пантеистическим пониманием Божественного.
Что касается гносеологии  йоги, то можно заметить, что с точки зрения этой философской школы познание отражает объективно существующий мир. К числу источников человеческого познания относятся: чувственный опыт, мышление (разум), авторитетные свидетельства, метафизический ( то есть сверхчувственный) опыт. Причем метафизический опыт имеет в йоге первостепенное значение, и на него опираются многие философские выводы.
В процессе познания сознание субъекта оперирует не образом объекта, но самим объектом. Они выступают как некое взаимосвязанное и неразрывно переплетенное целое. Каждый субъект самостоятельно формирует свое собственное представление об объекте. Именно поэтому об одном и том же объекте могут быть совершенно разные представления. Всякое познание – это есть ничто иное как «окрашивание» сознания объектом. Этот важный момент объясняется, например, с помощью следующей метафоры: сознание – это бесцветный хрусталь; объект – цветная подставка под ним, которая как бы «окрашивает» хрусталь, то есть передает ему свои определенные свойства. Следовательно, познание – это отражение в  сознании свойств познаваемого объекта. В каком – то даже смысле это есть проникновение субъекта в объект. Точнее, проникновение «энергии» сознания в сущность вещи.
Что же касается самого сознания, то оно имеет субстанциональную основу. Вместе с тем, оно есть особая функция Мирового Духа (Пуруши), функция, осуществляющаяся через материальную природу (пракрити). Высший и единственный подлинный субъект, существующий в мире – это Мировой Дух (Пуруша или Атман). Он проявляется и преломляется в миллионах и миллиардах человеческих и нечеловеческих сознаний, но вместе с тем не тождественен им.
Индивидуальное же сознание имеет диалектическую, двойственную, амбивалентную, противоречивую природу, ибо, с одной стороны, оно выступает в качестве субъекта по отношению к внешним объектам (оно мыслит по поводу них, познает их, подвергает их мыслящему и критическому рассмотрению), а с другой – оно само  есть объект рефлексии по отношению к деятельности Мирового Духа (Пуруши = Атмана).
В йоге разработана теория различных модификаций состояния ума и сознания, в соответствии с которой выделяют пять уровней духовной жизни: 1) рассеянное состояние, при котором ум беспомощно блуждает от одного объекта к другому (кшипта); 2) притупленное состояние ума (мудха), например, во сне; 3) относительно успокоенное и умиротворенное состояние (викшипта); 4) сосредоточение, концентрация  ума на одном объекте – предмете размышления (экагра); 5) прекращение вообще какой – либо деятельности ума (нироддха). Первые три состояния здесь вообще несовместимы с йогой, а два последние открывают путь к ней, поскольку очищают ум от элемента раджас (движение, изменчивость) и дают полностью выявиться элементу саттва (равновесие).
Ну и, наконец, антропология йоги вытекает из рассмотренных выше йогических онтологии и гносеологии. Человек здесь рассматривается как троякая комбинация духа (индивидуальное «Я» - пуруша), органа разума (манас) и плотного физического тела. Йога разделяет ведическое учение о сансаре и карме. Высшая цель человека – это достижение освобождения через этическое совершенствование, аскетическую практику и систему особых психотехнических упражнений.  И еще несколько замечаний по поводу того, что йога понимает под освобождением. Как правило, считается, что это есть освобождение сознания от невежества, власти кармы и постоянных перерождений в сансаре. И это все правильно, но это есть далеко не окончательная, а лишь промежуточная цель, за которой скрывается другая еще более высокая и абстрактная, а в силу этого еще менее понятная для неискушенного в философских тонкостях и нюансах обывателя. И действительно, освобождение сознания, по мнению представителей йоги, не может полагаться в качестве высшей цели, ибо индивидуальное сознание не является, так сказать, субстанциональным, самостоятельным (автономным). Оно существует не для самого себя и не ради себя, а для неких Целей некоего Существа (Сущности). Это Существо или Сущность есть Абсолютный  Мировой Дух (Атман, Пуруша или Бог). Его Цель – это получение опыта бытия, а затем освобождение от власти материи и от оков материального бытия. Можно суммировать основополагающую идею йоги так: путь освобождения индивидуального сознания пролегает через восприятие и осознание истины о том, что подлинное, истинное духовное «Я» человека стоит выше тела, ума, чувств, счастья и несчастья личного эго, выше пространства, времени и физического мира. Это есть осознание себя как Абсолютного Духа, пребывающего над изменениями, страданиями, желаниями, злом и смертью. И это есть понимание того, что существуют особые практические методы, особые психотехнические упражнения, ведущие к такому освобождению.
Йога уверена, что существует особый параллелизм микрокосма – человеческой  психофизиологии – и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные устремления человека к самосовершенствованию, к переустройству самого себя находят некий изоморфизм, некое соответствие, некий одобрительный отзвук  в игре космических сил, что позволяет человеку развивать в себе особую йогическую силу, способную кардинально изменять естественный миропорядок, давать чистое и правильное восприятие вечных истин как в видимой, так и в невидимой Вселенной.
Существуют восемь классических ступеней или этапов йоги.
1. Самоконтроль (яма). Основу самоконтроля образуют следующие способности: ненасилие, правдивость, избегание воровства, целомудрие, нестяжательство.
2. Соблюдение этических предписаний или самообуздание (нияма). Основные из них – нравственная чистота в помыслах, словах и деяниях, удовлетворенность собственным положением, самообучение и самосовершенствование, аскетическая тренировка, повторение вслух священных текстов, подвижничество, преданность Богу (Высшей Реальности).
3. Дисциплина тела (асаны). Через специальные статические и очистительные упражнения (всего их насчитывается 84) развивается выносливость и жизнеспособность физического тела. (Правда, здесь в скобках, следует заметить, что есть и такие понимания всех этих упражнений, согласно коим их цель – демонтаж физического организма. Эти практики призваны эффективно умертвить тело и остановить поток жизни души, превратив человека в оцепеневший и еле живой труп, в котором физико-психические процессы максимально заморожены. А потому особенно комично выглядят весьма распространенные в современном мире занятия так называемой «лечебной йогой». Они бессмысленны, ибо методы, направленные на мортификацию =умертвление тела и оцепенение души, используются для прямо противоположных задач. Все это может свидетельствовать только о полном непонимании этими людьми фундаментальных интенций философии йоги).
4. Дисциплина дыхания (пранаяна). Регулирование дыхания и подчинение его контролю воли. Здесь, прежде всего, имеется в виду совокупность приемов постепенного замедления ритма дыхания, с которым, по представлениям йоги, связан ритм всех психических процессов, прежде всего мышления.
5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара). Развитие волевого управления органами чувств, прекращение деятельности внешних чувств  для создания наивысшей сосредоточенности.
6. Концентрация сознания (дхарана). Речь идет о способности концентрации внимания на одном, определенном внешнем объекте, предмете.
7. Созерцание (дхьяна) или медитация. Это развитие однородной сфокусированности сознания, высшая ступень концентрации внимания, состояние «растворения» в объекте.
8. Полное сосредоточение и транс (самадхи) или трансовая медитация. Это есть сосредоточенность внимания, приводящая к утрате чувства Я, причем есть трансовые состояния двух типов: в первом ощущение объекта еще не утрачивается, а во втором  - активность субъекта замыкается сама на себя и представление об объекте полностью исчезает.
Причем с первой по пятую ступени происходит развитие внешних средств йоги. С шестой по восьмую – внутренних. Дхарана, дхьяна и самадхи – три ступени (степени) психотехнической практики. Именно отсюда начинается настоящая йога. Все остальное – подготовительные средства.
С древности считалось, что практика йоги позволяет человеку раскрывать скрытые силы своего духа. В йоге это называют «совершенными способностями». К ним, например, относят:
---чтение чужих мыслей;
---способность быть невидимым;
---способность не ощущать голода и жажды;
---способность не чувствовать боли;
---знание о моменте собственной смерти;
---знание прошлых и будущих событий;
---знание чужих и своих прошлых жизней;
---способность озарения;
---обострение органов чувств;
---перемещение сознания из одного тела в другое;
---свободное передвижение в пространстве;
---левитация, то есть способность человека при помощи одного только внушения, одной только силы мысли преодолевать гравитацию, силу тяжести, свободно парить в пространстве, не имея при этом никакой внешней точки опоры;
---способность повелевать природными стихиями;
---всезнание;
---способность создавать материальные объекты силой одной только мысли.
В разных йогических трактатах приводятся и другие такого рода способности.
Завершая обозрение философии йоги, хотелось бы заметить, что она во многом очень близка санкхье, иногда даже говорят о системе санкхья – йога, понимая под этим некое философское двуединство, в котором роль теоретического базиса, теоретического развернутого обоснования играет санкхья с ее развитой онтологией, гносеологией  и космологией, а йога являет пример практического преломления и воплощения этих идей.
Ну и, конечно же, что всегда следует помнить, говоря о йоге, так это то, что все эти многочисленные психофизические практики, техники и упражнения не есть самоцель, но они всегда есть только средство, некая лестница, подготовительные ступени, а цель, вершина  здесь одна – достижение адекватного отношения к миру, а через него и достижение полного и окончательного освобождения, состоящего в осознании своего тождества, своей неразличимости, своей нераздельности с Абсолютным Духом, Ишварой (Атманом = Брахманом), своей слитности с Ним, своей растворенности в Нем, в Его глубинах и структурах, в Его дыхании,  понимании того, то ты есть Он, а Он есть ты. Только осознав эту истину, только поняв свое единство, слияние, совпадение  с Абсолютом, сделав это единство явным и отчетливым для своего сознания, можно добиться не иллюзорного,  не бутафорского, не опереточного, но подлинного, истинного освобождения, можно вырваться из плена материи, растворить свое конечное я в бесконечном Я высшей реальности, слить свои цели с Его Целями, подчиниться ритму Его Жизни и Его Процессов, испытав тем самым величайшее наслаждение и подлинное освобождение, в сравнении с которым все блага нашего земного мира меркнут и бледнеют и есть ничто. В этом, как представляется автору данных заметок, заключена одна из главных философских интуиций йоги.


Рецензии