Вайшешика. Краткий очерк

Теперь перейдем к характеристике философской системы, которая именуется вайшешика (что в переводе с санскрита означает особенный, отличный). Основателем ее считается мудрец Канада или Канабхудж – «пожиратель атомов» (точные годы жизни неизвестны).
Это есть система плюралистического реализма, признающая реальное существование атомов, из которых Богом  сотворен мир, существование множества душ и, разумеется, бытие Бога как творца Вселенной. Но, естественно, надо понимать, что творцом он является отнюдь не в христианском смысле – в Индии мы не найдем библейского « творения из ничего», вайшешика чужда креационизму – а, как и в ньяе, в смысле действующей причины. Вся реальность в вайшешике рассматривается с точки зрения категорий – максимально общих понятий. Эти категории выступают и как виды реальности, и как объекты познания. Этих категорий в вайшешике семь: субстанция (дравья), качество ( гуна), действие ( карма), общность ( саманья), особенность ( вишеша), присущность ( самавая), небытие ( абхава).  Причем, указывается, что первые три категории существуют реально, вторые три – это логические категории, продукты деятельности ума. Что касается небытия, то это – отрицательная категория, она связана концептуально с существенным для вайшешики понятием различия и, по сути, коренится в нем. Небытие отрицать невозможно: ведь когда мы,   например, смотрим на совершенно пустой стакан, мы не можем отрицать в нем отсутствия какой – либо жидкости; мы видим, так сказать, небытие воды (или чего – либо другого в этом стакане), и это происходит благодаря тому, что мы отличаем полный стакан от пустого, и не потому, что таково наше восприятие, а потому, что они объективно таковы.  Кстати, субстанцией в вайшешике именуется все то, что способно обладать качествами или в чем может происходить какое – либо действие. Качество – это то, что не существует само по себе (например, белизна или яркость) и присуще субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет активности. Вайшешика выделяет 24 различных качества.  Субстанция выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир – акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и эфир – акаша, которая, однако, является субстратом звука), едины, вечны и всепроникающи (пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство). Действие понимается как физическое движение пяти видов – вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Некоторые действия не воспринимаются (например, действия ума – манаса).
Большое значение эта философская система придает категориям всеобщности и особенности. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса (например, «коровность» - это то, что обще всем коровам и существует независимо от рождения или смерти любой из коров, и точно также существует категория «деревности», «человечности» ну  и так далее). Противоположна всеобщности категория особенности – вишеша ( или вайшеша), отсюда, кстати, и название самой школы. Роль особенности заключалась в том, что она индивидуализировала вечные сущности мира, дифференцировала их, отражала все реальное разнообразие субстанций, благодаря ей все предметы и объекты уникальны, строго индивидуальны, непохожи друг на друга, отличны друг от друга.
Космология вайшешики насквозь, можно сказать, радикально материалистична. Мир и все тела в нем состоят из атомов (ану). Эти атомы материальны, протяженны, сферичны, неизменны, вечны, невидимы. Эти же атомы, согласно Канаде, можно наблюдать как пылинки в луче света, падающем через окно. Каждая такая пылинка состоит из трех частиц (трайнука), а каждая частица – из двух половин (двайнука). Эта одна шестая часть пылинки и есть атом = ану, который уже не может быть далее разделен, и является индивидуальным = неделимым. Сами по себе они пассивны, первое свое движение, так сказать, некий первотолчок, они получают от невидимой силы – адришты и потом вступают в самые различные и бесконечно многообразные соединения и комбинации под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. В этом мире индивидуальные души должны совершенствоваться и в конце концов достичь освобождения. При этом воля Бога направляется моральными заслугами индивидов через особую, не поддающуюся прямому восприятию силу.
И еще несколько замечаний по поводу адришты. Она может быть причиной как природных, физических, так и морально-психологических явлений. Она укоренена в душе, а значит она определяет не только морально-физический облик конкретного индивида, но и облик и состояние всех вещей, с коими его душа связана как всепроникающая субстанция. Адришта как некие «генетические коды» определяет конкретное устройство и «наполнение» материального мира, образуя структуру или конфигурацию всего того, что входит в сферу человеческого опыта. А это уже придает материальной Вселенной также и вполне определенный человеческий или моральный смысл на самом глубинном структурном уровне существования.
И еще важно: когда заканчивается один космический цикл, и когда завершается космическая ночь, следующая после окончания данного цикла, то тогда Адришты всех душ, населяющих Вселенную, как бы «запускают», инициируют – под контролем бога Ишвары – новый космический цикл, служа при этом своеобразными хранителями информации, проносящими сквозь космическую ночь тот образ мира, который нужно создать, дабы воплощенные души могли снова переживать опыт страдания и освобождения от цикла перерождений. То есть они – некие матрицы, образцы, парадигмы, хранящие, запечатлевающие в себе, в своих структурах опыт и строение прошлых миров и использующие этот опыт для построения новых моделей мироздания.
Ряд исследователей полагают, что концепция Адришты не просто дополняет, но и потенциально заменяет физическую причинность на морально-религиозную. Иными словами, Вселенная детерминирована не состоянием  вещества, материи или физическими = природными процессами, но она, прежде всего, детерминирована духовно-психическими качествами душ людей и богов, населяющих ее. Она = Вселенная кармична и, если угодно, «морально вменяема». И именно моральная порча ведет в итоге к космической ночи и затем к новому космическому циклу .
Кстати, напоследок еще один интересный факт: Канаде приписывается учение о гурутве=силе тяготения, предвосхищающее закон Ньютона. Мудрец полагал, что все вещи падают на землю именно в силу действия гурутвы – всемирного тяготения.


Рецензии