Миманса. Телеграфно кратко
Еще одной ортодоксальной философской системой древней Индии является миманса (в переводе с санскрита буквально означает исследование, рассуждение). У ее истоков стоял Джаймини (4 век до нашей эры). Приведем несколько размышлений о ней. Для нее характерен буквализм в понимании Вед, которые она рассматривает как истину в последней инстанции, как вечный и несотворенный авторитет. Истина Вед доступна лишь посвященным, но отнюдь не только брахманам, но всем, кто обладает правильным знанием (парашана). Для правильного понимания смысла Вед нужно правильное понимание слова в этих священных текстах. Все слова Вед осмыслены, там нет ничего случайного, но их значение доступно не каждому, но только тому, кто серьезно занимался герменевтикой и философией языка. Миманса полагает, что именно и только она передает истинную, подлинную, сокровенную сущность Вед. Для мимансы характерна вера в несокрушимую, спасительную силу неукоснительного выполнения ведических ритуалов. Джаймини учил, что у каждого человека есть своя дхарма (религиозный долг) , свой тип социально и культурно значимой деятельности, которую он должен выполнять настолько хорошо, насколько это вообще возможно, и это именно свой долг, свой путь, только тебе предписанный и предназначенный: лучше плохо выполнять, но свою дхарму, чем хорошо, но чужую. Так вот ,самое то главное состоит в том, что суть дхармы можно достоверно и надежно уяснить только из текста Вед, которые понимаются как никем (даже Богами) не сотворенные, существующие изначально, а значит, абсолютно истинные и непогрешимые. Отсюда и изменения в мире вещей объявлялись невозможными, ибо все материальные вещи - лишь производные, так сказать дериваты, от вечных образцов (моделей, парадигм, паттернов, как сказали бы сегодня) ведических ритуалов и действий. Именно отсутствие проблемы творения и разрушения мира собственно и приводит мимансу к отбрасыванию, отрицанию необходимости идеи Бога.
Мир для мимансиков реален и вечен, а не является только иллюзией, сновидением. Реальны и вечны также и индивидуальные души, и материальные элементы, из которых состоят наши тела. Понятие Бога (как уже было отмечено выше) отбрасывается как избыточное и ненужное. Место Бога занимают Веды, они возносятся на абсолютный пьедестал. Правда, им не молятся как Богам, а стараются вести себя в соответствии с их ритуалами и предписаниями, и тот, кто выполняет их абсолютно точно, обретает высшее благо. Если же человек выполняет ритуалы только и исключительно ради них же самих, то создается «вечная карма», которая и приводит человека к спасению.
Рецензии