Джайнизм. Общая характеристика
Полноты изложения ради можно также отметить, что был и еще ряд различий между дигамбарами и шветамбарами. К примеру, дигамбары полагают, что женщина в теле женщины не может достичь освобождения, для этого ей необходимо переродиться в мужчину. Шветамбары же уверены, что женщина, будучи женщиной, вполне способна обрести освобождение. Дигамбары также проповедуют, что зародыш Махавиры Вардхаманы никогда никуда не переносился, и Махавира никогда не был женат и не имел жены, дочери и зятя. Шветамбары же учат обратному. Также, по мнению дигамбаров, аутентичные тексты, содержащие проповеди самого Махавиры, были утрачены, поэтому учение джайнизма излагается в так называемом «вторичном каноне», составленном из авторских текстов гораздо более позднего времени. Шветамбары же не сомневаются, что их собственный корпус канонических текстов составлен на основе проповедей самого Махавиры. Также в соответствии с дигамбарскими воззрениями достигший всеведения не нуждается в еде и питье, а шветамбары допускают возможность принятия еды и питья всеведущими. Наконец, для дигамбаров время является субстанцией, а для шветамбаров – нет.
Джайнизм проповедовал пять важнейших принципов:
1) Ахимса – отказ от причинения какого бы то ни было вреда всему живому, так, крайние джайнисты передвигались исключительно в светлое время суток и носили всегда с собой специальную метелку, которой расчищали перед собой дорогу, чтобы, упаси Бог, не наступить ненароком на какое – нибудь насекомое, не лишить его жизни и тем самым не нарушить этого священного принципа ахимсы.
2) Сатья – правдивость, то есть всегда и во всем говорить только правду, никогда не лгать.
3) Астея – отказ от воровства.
4) Апариграха – непривязанность ни к чему, отрешенность от всего.
5) Целомудрие.
Джайны учили, что все разнообразие вещей существует вне и независимо от сознания и может быть включено в состав одной из субстанций, которые выявляются эмпирическим путем: человек как бы оглядывается вокруг себя и перечисляет то, что видит, затем обобщает результаты своего наблюдения. Все на свете джайнизм делит на живое (джива) и неживое (аджива). Исходя из этой классификации, джайнизм признает следующие субстанции:
1) Живое, душу, духовную субстанцию.
2) Вещество.
3) Пространство.
4) Условие движения.
5) Условие покоя.
6) Время.
Джайнизм выделяет следующие миры:
1) Демоны.
2) Люди.
3) Боги.
4) Джины – победившие карму.
К числу основных добродетелей джайнисты относили следующие:
--- правильная вера
---правильное познание
---правильное поведение
---прощение
---смирение
---терпение
---честность
---строгость к себе
---чистота
---жертвенность.
Джайнизм признавал наличие Богов, но полагал, что они живут своей совершенно особой жизнью и на мир людей никак не влияют. Джайнизм критиковал брахманизм за чрезмерную увлеченность последнего ритуалами и жертвоприношениями. Джайнизм проповедовал строгий аскетизм, так как полагал, что источник греха – удовольствия. Отсюда – призывы к строгой и бескомпромиссной борьбе с ними. Цель человека – это освобождение от кармы и сансары и достижение нирваны.
Что касается гносеологии джайнизма, то центральным ее моментом является учение об относительности всякого суждения. Согласно этой концепции, ни одно суждение не является полным и точным отражением реальности таковой, какова она есть, поэтому к любому суждению, по мнению джайнов, следует добавлять «некоторым образом» или « в некотором отношении», чтобы подчеркнуть относительность и несовершенство нашего познания, его всего лишь пробабилистический, фаллибилистический или вероятностный и неокончательный характер. До тех пор, пока мы не достигли высшей и абсолютной цели джайнизма, а таковой является нирвана или мокша, и не обрели «исключительное знание», всеведение, мы можем отважиться лишь на относительные суждения, истинность которых жестко связана с условиями восприятия, умением делать логические выводы, достоверностью сообщаемых нам сведений.
В целом следует заметить, что метафизика джайнизма натуралистична: в ней даже карма понимается как вещество, в то время как в других системах она интерпретируется как плод деяний или энергия, порождающая этот плод. Освобождение в джайнизме – это не изменение сознания, а простое разъединение двух субстанций - души и кармы. Душа при этом понимается как качественно самостоятельная субстанция, сущностью которой является мышление. Пока она загрязнена кармической материей, она подвергается страданиям, и главная задача ее – освободиться от них, для чего, собственно, и нужно устранение кармы. А чтобы ее устранить, нужно неукоснительно соблюдать те самые пять принципов, о которых речь уже шла выше, и главный из них – это именно ахимса, то есть полный отказ от причинения какого бы то ни было вреда каким бы то ни было живым существам.
По ходу своего развития и своей институционализации джайнизм приобретал также черты и религиозной системы, что роднило его с буддизмом. Джайнизм, как и буддизм, - религия без Бога. Точнее существование Бога в нем, конечно, признается (как выше уже об этом говорилось), но Боги – это всего лишь высшая форма сансарного существования, они, точно так же как и все остальные живые существа, накапливают карму, которая привязывает их к круговороту сансары, и в конце концов умирают и вполне могут родиться уже не Богом и даже не человеком, а каким – нибудь животным или насекомым, червем, крысой и так далее – в зависимости от того, какую карму они накопили за время своего существования в божественной оболочке. То есть Боги в джайнизме лишены своих важнейших атрибутов – вечности (бессмертия) и всемогущества. Они не являются абсолютными и вседовлеющими субстанциями, они, как и все в этой Вселенной, подчинены закону кармы, которая довлеет над ними и которую они не в силах ни отменить, ни изменить.
Человеку джайнизм предписывает веру в свои силы: соблюдая все заповеди, принципы и предписания джайнизма ты вполне можешь достичь подлинного освобождения – нирваны, и тогда даже Боги будут с почтением взирать на тебя и завидовать тебе.
Кстати, по поводу веры в свои силы: ряд исследователей видят в этом чуть ли не джайнистскую революцию, предвосхитившую основные принципы эпохи Модерна = Нового времени. Индивидуализм, расцвет финансового капитала, торговля, банки, идея о том, что спасение человека зависит только от него самого, дуализм души и тела (джива/ аджива), вполне себе аналогичный картезианской картине субъекта и объекта, отрицание богов и ритуалов, приоритет городской культуры – все это очень напоминает отличительные черты общества эпохи Модерна. Конечно, это вопрос дискуссионный, допускающий разные трактовки, нуждающийся в дополнительных исследованиях, но, очевидно, этот тезис имеет право на существование .
Размышляя об исторических судьбах джайнизма в Индии, Л. С. Васильев подчеркивал, что «строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнистская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую системусоциальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов» . Джайны не растворились в океане господствовавшего в Индии индуизма. Они сохранили свою философию, свои идеи, свое мировосприятие, свой образ жизни, пронесли все это через века и взошли с этим богатым идейно – духовным багажом на борт корабля под названием «современность» . И речь может идти не только о духовно-идейных аспектах, но и социально-экономических. Джайны издревле концентрировались на торговле, финансовых операциях, ростовщичестве (поскольку, скажем, земледелие им запрещал все тот же принцип ахимсы – во время пахоты можно погубить червей или жуков), селились в городах и крупных торговых центрах, образовав ядро финансового капитала. Показательно весьма, что и в наши дни именно джайнские кланы в Индии контролируют основные банки и финансовые институты, что делает их позиции в современном индийском обществе весьма влиятельными, несмотря на в целом небольшой процент тех, кто является адептом этой религии. Не каждой из религиозных или философских систем Индии это было дано осуществить. Тем большее уважение вызывает в этой связи джайнизм.
Свидетельство о публикации №221070600060