Чарвака-локаята. Телеграфно кратко
Основателем этой философской школы наряду с легендарным Чарвакой является также Брихаспати (середина первого тысячелетия до новой эры). Локаятики крайне резко и бескомпромиссно критиковали Веды и брахманизм. Они полагали, что единственной реальностью, доступной восприятиям и ощущениям, является наш материальный мир (лока). Все предметы в нем состоят из четырех великих сутей (элементов) – земли, воды, воздуха и огня, правда в некоторых текстах добавляется еще один элемент – эфир. Эти элементы (великие сути) существуют вечно и неизменно. Все свойства предметов зависят лишь от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Итак, единственная существующая реальность – это наш материальный мир, состоящий из материальных начал. Никаких Богов, бессмертных душ, ада и рая и прочих подобных начал не существует. Свойством существования обладает лишь то, что воспринимается органами чувств. Кстати, сознание, разум и органы чувств тоже вполне материалистичны, возникают в результате сочетания уже известных нам материальных элементов, а после смерти живого существа это сочетание элементов распадается, и его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. В гносеологии локаята проповедует радикальный сенсуализм, то есть для нее единственным источником познания признаются ощущения, поставляемые органами чувств.
Еще следует отметить, что особенностью локаяты (чарваки) является учение о наличии принципа свабхавы – наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу; все воздействия, приходящие к данной вещи извне и чуждые ее природе, бессильны изменить непреложный и от века установленный ход ее существования. В этике чарваки проповедовали гедонизм, объявив целью человеческого существования заботу о собственном благополучии, чувственное наслаждение и избегание страданий. Эта школа базировалась на отрицании какого бы то ни было загробного воздаяния (так как нет никакой души, которая сохранялась бы после смерти, там, за той чертой нас кроме праха и тления ничего не ждет, поэтому спешить жить и наслаждаться надо здесь!). Существует только наш мир и те наслаждения, которые он может нам предоставить, к ним и надо стремиться, а часто используемый аргумент, что мирские наслаждения дескать всегда связаны со страданием, смехотворен, не выдерживает никакой критики и вообще не имеет смысла: ведь мы же, рассуждают локаятики, не отказываемся есть рыбу только потому, что в ней имеются кости.
Вот такая это была философская школа, скажем прямо, стоявшая особняком, необычная для древнеиндийской философии. В целом она была уникальным, эксклюзивным явлением в истории развития индийской философской мысли. Ее радикальный атеизм и материализм, полное отрицание Вед, закона кармы, примитивный гедонизм и моральный натурализм привели к тому, что она не получила значительного распространения, ее влияние было недолгим и ограниченным, и она довольно скоро сошла на нет, оставшись лишь историческим фактом, казусом в истории философии древней Индии.
Свидетельство о публикации №221070600063