Енот Листик, барсук Храпун и упавшее облако

  ***

Ну вот, ты добился своего, - проворчал барсук, - дождь идет уже четвертый день. Теперь-то ты счастлив? – добавил он. Енот поначалу не ответил. Но потом все-таки обронил: да при чем тут счастье. Я-то сперва радовался дождю, - сказал барсук, - но четвертый день! Вылезаешь из норки – даже погулять негде; сразу становишься мокрым как бобер; вот сегодня я собирался за грибами сходить, а тут разве сходишь.. Да, - отвечал енот Листик, - тут если только не за грибами сходить, а за этими темными облаками.
- Как это? – не понял барсук.
- Я подумал, что если бы эти облака, что мы видим над собой, росли на земле подобно грибам – то их можно было бы собирать. Из них бы шел дождь – только вверх – а мы бы их вырывали из земли, и..
- Что делали?
- И собирали бы..
- А потом что? Грибы можно засушить, а потом готовить из них что-то вкусное. Или солить их. А облака разве можно засолить или высушить?
- Почему нет – я бы попробовал соленые облака!
- Ты шутишь, енот?
- Нет. Просто мы ведь никогда не пробовали солить облака или сушить. Вот и боимся. Но вообще-то, когда я говорил о собирании облаков, - я имел в виду другое. Собрать облака, принести их домой, а потом..
- Ну и?
- Привязать их к дубу, в дупле которого я живу, и трясти за веревку..
- Но зачем?
- Чтобы дождь шел, когда тебе хочется, и при этом не мешал другим. И можно было бы приглашать друзей на твой собственный дождь – как на праздник, как на день рождения.
- Так ты предлагаешь искать облака?
- Если бы.. Это ж я только представил. Хотя.. А вдруг мы найдем хоть одно облачко?
И они пошли под проливным дождем – искать облака. И, конечно, ничего не находили. Промокнув насквозь, они побрели обратно, и тут услышали откуда-то справа треск – словно что-то большое пробиралось сквозь лес, а потом упало. Они пошли на звук, и увидели его. Это было облако; оно лежало на земле, и было размером с большую сосну; кажется, от него исходили звуки, похожие на стон.
- Что это с ним? – полюбопытствовал енот
- Похоже, ему больно – решил барсук.
- Да.. больно – услышали они от облака.
- Ты говоришь?! – разом воскликнули оба.
- А вы разве не слышали, как гром гремит? – был ответ.
- Да, - согласился енот, - но сейчас ты не гремишь, а еле говоришь.
- Это потому что я упал, и почти лишился сил.
- А как случилось, что ты упал?
- Мне говорили, что нельзя подходить к краю неба, и смотреть вниз.
- Кто говорил?
- Облака.
- И ты не послушался?
- Да. И сорвался вниз. И упал.
- Но я слышал, что облака легкие, и они не могут упасть. Они же не дерево.
- Не знаю, что ты там слышал, енот, но.. Вот дождь может падать?
- Может.
- А снег?
- Может.
- Тогда странно: дождь может падать, снег может, а облака, состоящие из капель и снежинок – не могут?
- Так между каплями и снежинками – там же воздух.. Иначе выходило бы, что облака – это как большое озеро, плывущее в небе, или большой сугроб. Но это не так. И ты, прости, совершенно не похож на озеро или сугроб.
- А на что я, по-твоему, похож?
- На остров очень густого тумана, наверное..
- Пусть так. Но ты не понял меня. Я упал не так, как падает вода, снег или деревья. Они падают из-за собственной тяжести. Я же упал потому, что ослушался и заглянул за край неба. И страшно мне стало. И я почувствовал себя тяжелым – самым тяжелым на свете.. Пока я падал, я ослеп..
- Ты быстро упал?
- За несколько мгновений.
- Ослеп.. Так ты и сейчас слепой?
- Да.
- Как же ты различил нас?
- По запаху.
- Аа.. Тебе очень больно, да?
- Пока я падал, меня раскидало в разные стороны, и я уже не знаю, где я..
- Ну, раз ты говоришь с нами, - значит, ты здесь.
- Наверно, другие мои облачные части тоже думают, что они - это я, - там, где они находятся..
- Это невозможно.
- Почему же.. Пока я падал, от меня отрывались куски, и разлетались кто куда.
- Да, но если бы они тоже осознавали себя тобой – ты бы чувствовал себя присутствующим в разных местах, а не только здесь. И вообще, как-то не так ты говоришь. Я попытался представить, что я падаю вниз, и у меня, допустим, отрываются лапы, а потом хвост.. Но разве хвост или лапы могут обладать отдельным самосознанием, совпадающим с моим? Нет. Это просто будут неживые лапы и хвост.
- Это у вас так. Ты исходишь из того, что центр души находится в голове.. Ну, или в сердце.. И пока голова и сердце на месте – душа связана с телом. А лапы и хвост, если они оторвались – прекратили связь с душой, и ничего не осознают, как никогда и не осознавали, ибо не были центром «я». Но у меня по-другому – у меня центр «я» везде. И на сколько бы частей я ни разорвался – это будет много маленьких облаков с той же душой и с тем же «я».
- Постой, но разве душа может разделиться на части? И если у маленьких облачков, которые отделились от тебя, то же самое «я» - значит, они – ты, и ты должен чувствовать их частью себя?
- Да, твоя душа не может разделиться на части. Ты так устроен, енот. Или твой приятель барсук. Но я же иначе устроен, как сказал тебе. И моя душа может разделиться на части, которые не сообщаются между собой. Вот как твои лапы и хвост, которые якобы оторвались от себя, помнишь? Только мои «лапы» и «хвост», оторвавшись, живы, и имеют то же самосознание, что и я, однако теперь не чувствуют связи со мной, и существуют отдельно. Ты считаешь, что если есть одинаковое «я» в разных частях, то это – одно и то же «я», одна и та же душа, единая и неделимая в разных частях. У меня же единство разделено безвозвратно.
- Похоже на сумасшествие какое-то. Для меня, если душа разделилась на части – то она умерла и уничтожена.
- С чего ты это взял? При чем тут сумасшествие? Сумасшествие – это когда в одно «я» разделилось на несколько совершенно разных. И потом, разделение на части – вовсе не обязательно является смертью. Если от дерева отделились ветки, - это значит, что дерево уничтожено? Нет, ветки дают начало новым деревьям.
- Но это будут именно другие деревья, а не то же самое дерево!
- У вас на земле все так и есть, но.. Смотри, вот сейчас идет дождь. Он один-единственный. Но капель очень много. И фактически они одинаковы и являются этим самым одним единственным дождем. Теперь представь, что у капель одинаковое «я». Но все же они различные части дождя.
- Ты хочешь сказать, что капли – это как близнецы? Даже если так (хотя по-моему капли все равно чем-нибудь отличаются) – у них же все равно будет разное «я», - ведь близнецы осознают себя разными личностями?
- Если близнецы – еноты или барсуки – то да! А если облака – то нет.
- Я все равно не в состоянии понять, как такое возможно.. Если близнецы осознают себя одним «я», то они должны осознавать себя не только в себе, но и во всех остальных близнецах.
- И не надо ничего понимать! Все было бы так, как ты говоришь, если бы душа и «я» не были разорваны на части. Однако здесь части равны целому. Но они не едины в целом.
- Пусть даже так. Но теперь эти твои части, раскиданные по нашему лесу.. Если даже у них то же «я», что и у тебя, но они не сообщаются с тобой -  теперь у них будет другой опыт, ведь они будут жить в других местах леса, общаться с другими существами и т.д. Значит, они станут уже не такими «я», как ты.
- Похоже на правду, но это не так. Потому что я знаю, мы снова найдем друг друга, и станет единым облаком, как на небесах было когда-то, - и когда это произойдет, - я снова вернусь на небо, чтобы никогда больше не смотреть за его край..


Рецензии
Я снова вернусь на небо, чтобы никогда больше не смотреть за его край

Алевтина Ремаркина   24.07.2021 01:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.