Жизнь прожить - не поле перейти

 
На  садовой  скамеечке  сидит  хорошенькая  девушка.  Подходит  молодой  человек.
- Здравствуй ,  красавица!
- Привет!
- Вам  не  нужен  добрый, умный, ласковый  муж  и  зять вашей маме?
- Нет,  спасибо, не  нужен,  она  ещё  первого  не  догрызла!
Это  анекдот,  шутка,  но  ведь  в  каждой  шутке  есть  доля    правды:  тёща  «грызёт»  зятя.  А  ведь  когда-то  дочь  выходила  замуж  по  любви,  и  ей  казалось,  что  лучше  его  нет  в  целом  свете:  умный,  добрый,  ласковый,  трудолюбивый!  Как  же ты  сейчас  позволяешь  своей  маме  так  издеваться  над  твоим  любимым    человеком?
Мне  вспоминается  один  эпизод  из  моей   далёкого прошлого.  Жили  мы  тогда  в  коммунальной  квартире,  вот- вот  должны  были  дать  отдельную.  Ну,  это  так  к  слову!  Самое  интересное,  что  сахар  давали  по  талонам.  У  мужа  была  тогда  очень  трудная  работа.   И  по  всей  вероятности  он  задумался  и  положил  в  чай  лишнюю  ложку  сахара.    Разгорелся  скандал,  да  ещё  какой!
- Ты  не  экономишь,  думаешь  только  о  себе. . .  Ну  и  так  далее. . .   Много  было  сказано  обидных  слов.
Муж  вспылил,  хлопнул  дверью  и  ушёл  на  работу.
Я  зашла  в  комнату,  помолчали. . .
-  Мама,  меня  никогда  и  никто  не  заставлял  выходить  за  него  замуж,  я  люблю  его  и  выбрала  его  сама.  Он  тоже  меня  очень  любит  и  никакие  неприятности,  тем  более  такие  пустяковые,  не способны  нас  развести.  Мы  связаны  одной  судьбой,  мы  любим  друг  друга  -  и  это  главное!
-  Я  не  собиралась  вас  разводить,  я  просто  сделала  ему  замечание.
- Но  это  замечание  повлекло  за  собой  массу  обидных  слов  и  неприятностей.  Запомни,  мама,  он  очень  хороший  человек  и  я  никогда,  никому  не  дам  его  в  обиду.  Кстати,  ты  знаешь,  как  мы  здесь  очутились:  ведь  у  нас  в  Дубно  была  неплохая  комната.  Он  узнал,  что  тебя  положили  в  областную  больницу .  И  не  задумываясь  ни   на  минуту,  он  срочно  всё  отдал  и  приехал  сюда  с  маленьким  сыном,  чтобы  как-то  облегчить  твои  страдания,  и  ты  выздоровела,  вышла  из  больницы.  А  у  него  сейчас  очень  трудная  работа:  он  директор  самой  большой    в  городе  школы  -  новостройки .  И,  конечно, не  стоит  его  упрекать    таким  пустяком.  Я  прекрасно  понимаю,  что    война  убила  отца,  и  ты  из  милой  доброй  и  ласковой  мамы  превратилась  в  сильную,  требовательную,  практичную  женщину.  Ты  была  и  за  маму  и  за  папу.  Если  бы  оставалась  прежней,  мы  бы  просто  не  выжили.
Мама  молчала,  а  потом  заплакала.  Я  приласкала  её,  погладила  по  голове:
- Мама,  успокойся.  Ты  очень  много  сделала  для  нашей  семьи,  очень  много.  Я  век  не  забуду,  как  ты  у  директора  завода  и  председателя  профсоюза  добивалась  этой  комнаты.
И  ведь  добилась.  27  метров  -  это  хорошая  комната,  хоть  и  в  коммуналке.  Со  временем  дадут  отдельную.  Не  плачь!  А  как  много  ты  сделала  для  детей  детского  дома,  приехавших  к нам сюда в эвакуацию.  Разобраться,  женщина  не  должна  быть  сильною,  но  её  сделали  сильною  обстоятельства,  жизненные  обстоятельства,  потому  что  счастье  твоё  отняла  война.
С той поры  мама  не  просто  стала  лучшей  мамой  на  свете,  она  попросила  у  моего  мужа  извинения,  и    они  стали  лучшими  друзьями.  Моя  мама  помогала  нам  во  всём. 
Может  быть,  некоторые  черты  её  львиного  характера  перешли  ко  мне,  но  я  знала  только одно,  что  женщина  должна  быть  сильной,  когда  жизнь  диктует  тебе  свои  правила,  а  счастье  отнимают    суровые  жизненные  обстоятельства. И  несмотря  на  то,  что  квартиры  всегда  и  везде   добивалась  и  получала  я,  но  во  время  любой  переписи, (а  их  было  несколько  за  наши  годы  жизни),  на  вопрос  :  Кто  хозяин  квартиры?  я  всегда  отвечала:  Владимир  Кочубей.    Я  доверяла  ему  всегда!  Наверное,  от  того,  что  очень  любила.
Но  это  уже  другая  история. . .


Рецензии
Мудрость не всегда годы, мудрость передаётся по наследству... Очень ценное качество человека... Спасибо. С теплом -

Бреус Светлана   18.02.2022 19:33     Заявить о нарушении
Светлана,здравствуйте! Спасибо за поддержку: это та правда жизни, которую очень ценю. Очень хорошо, что Вы есть. Спасибо Вам за стихи !

Валентина Кочубей   13.03.2022 12:33   Заявить о нарушении
Это Вам, Валечка, спасибо! ЗА ВСЁ СПАСИБО!

Бреус Светлана   13.03.2022 18:21   Заявить о нарушении