Метод из арсенала психологии

Пути Господни неисповедимы – никогда не думала, что смогу работать продавцом в церковной лавке. Так сложились жизненные обстоятельства, что, оказавшись в другом городе, пришлось приспосабливаться и выживать в предлагаемых самой жизнью  условиях. Так на целый год включилась в новый для меня вид деятельности, скучала по своей работе, понимая, однако, что и здесь смогу найти опыт, который обязательно пригодится в жизни и работе.

 Каждая встреча, каждое знакомство делает нас мудрее и богаче. В лавке же поток людей был просто лавинообразный. Это мотивировало быть более активной и внимательной. Люди разные, восприятие у людей, соответственно, у каждого глубоко индивидуальное, соответственно, и поведенческие реакции в мой адрес были порой диаметрально противоположные. Такое положение дел и пугало, и радовало одновременно, одним словом вывело, выражаясь терминами психологов, из «зоны комфорта» и привычного хода жизни, заставило мобилизоваться, меняться, справляться и осваивать новые виды деятельности...

 Расскажу о некоторых случаях, которые особо тронули душу, подарили новых близких людей, расширили горизонты моей «картины мира» - снова из репертуара психологов.

 Безусловно, были среди прихожан и положительно воспринявшие меня. Однако, обычное дело, когда прихожане через чур ревностно относятся к своим священнослужителям, сотрудникам, работающим при храме. Это я знала, но вот совсем оказалась не готова принимать в свой адрес колкие замечания и категорическое непринятие. Накануне из лавки уволилась по состоянию здоровья прежняя работница. Я с ней даже знакома не была, а мне в лицо с пренебрежением и осуждением посыпались обвинения в том, что я «выдавила хорошего человека из храма» и так далее, и тому подобное...Из чего понятно, что мне предоставился Господом реальный тест на диагностику уровня моей гордыни, смирения, практическая лаборатория проявить свои психологические навыки и знания в практике коммуникации…

 Очень помогло мне адаптироваться доброе отношение коллег. Дай, Господи, им здоровья на многая и благая лета. Опытные и добро расположенные, внимательные и заботливые люди приняли меня как сестру.

 Честно сказать, я в своей жизни  не внимательна к деньгам и рассеянная очень. По причине такой неорганизованности я никогда не знаю точную сумму в наличии, сдачу в магазине никогда не проверяю,  и с устным счетом у меня, из-за не востребованности этой функции в моей обыденной жизнедеятельности,  как оказалась, большие проблемы... От таких открытий, в свете новой профессиональной деятельности, становилось жутко. Я при каждой купле-продаже лихорадочно считала сумму к оплате на калькуляторе, при этом очень часто забывая цены товара, сбиваясь, стесняясь покупателя… Не сотрудница, а ужас, ужас… Нужно сказать, что многие прихожане-покупатели стали сами подсказывать, подводя итог в денежном эквиваленте другие, просто шокировали меня – приносили мне обратно деньги (даже спустя неделю), если я, сбиваясь, ошибалась в подсчетах в их пользу… Со временем, мозг активизировался, я вошла в калию.

  Поскольку человек, зачастую, начинает свой путь в Храм Божий именно с лавки, приходилось отвечать на различного уровня сложности, возникающие при этом вопросы. Слава Богу, моих знаний и умений на это хватало. Снова моим ресурсом стало общение с людьми и обращение их внимания к книгам, которые были в большом ассортименте представлены в лавке.

 Наиболее часто приходилось помогать людям, которых постигла личная утрата близкого человека, а родные при этом были до этого не воцерковлены. По примеру моих коллег выслушивала, соболезновала, утешала по мере сил, отвечали на вопросы. Человек в состоянии горя не способен запомнить большой объем новой информации. Предлагала взять брошюру «У Бога все живы» с ответами на многочисленные вопросы о необходимых в этом случае молитвах о усопшем и т.д..

 В один из обычных рабочих дней покупателей в лавке не было, мы разговорились с коллегой о книге=духовном дневнике святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».

 Увлеклись, и не заметили, как к нам  вошла молодая девушка. Ее интересовали книги, она  начала внимательно разглядывать их на полках, невольно прислушиваясь к нашему диалогу. Тема ее заинтересовала.

 Продолжая наш диалог, говорю:

- Батюшка Иоанн Кронштадтский говорил, что ведение дневника помогает более серьезно и основательно относится к процессу самонаблюдения за своими поступками, формированию важного умения отслеживать помыслы, способствует более глубокой подготовке к исповеди, ясному видению своих греховных поступков.

 А дальше я, сама того не планируя, заканчиваю фразой:

- В моей психологической практике то же были позитивные случаи ведения дневника…

 До этого я считала неуместным говорить о своей, на данный момент не востребованной, профессии.

Девушка купила книгу, и ушла, а через двадцать минут мы с ней столкнулись в церковном дворе, разговорились, она попросила психологическую консультацию. Через несколько дней наша деловая встреча состоялась. Мы стали общаться. Девушка оказалась не только красавицей, но глубоким и думающим человеком, воцерковленным и читающим. Это нас сблизило. При каждом удобном случае она приезжала из-за города к нам в Храм. Ее забота и доброе расположение сердца в чужом городе стали для меня отдушиной и приносили большую радость. Чтобы отблагодарить ее и порадовать в ответ я решила подарить ей книгу Наталии Сухининой. Исходя из тем нашего общения с девушкой выбрала книгу, в которой сюжетные линии жизненных ситуаций переплетались с реальностью моей девушки-клиента и отзывались. Зашли с ней вместе в лавку и я уверенно сняла с полки книгу. Моя новая собеседница не была до этого еще знакома с творчеством Наталии Евгеньевны. Мы попрощались и расстались, а через час я вдруг поняла, что подарила совсем не ту книгу. Перезвонила девушке вечером следующего дня и хотела объяснить случившееся, но в ответ услышала такое признание:

- Вы оказались совершенно правы: книги этого автора помогают взглянуть на жизненную ситуацию, увидеть ее с другой стороны, о которой и мыслей ранее не возникало, познакомиться с опытом выхода из сложившихся условий героев повествования… Но как вы угадали с книгой! Ведь я о теме, затронутой в ней, вам даже намека не давала ... А, если честно, это главная моя сейчас проблема из-за наличия и неразрешенности, которой я рискнула обратиться к вам за психологической помощью. Много мы с вами обсудили попутно моих вопросов, а главный для меня сейчас, я пока задать была не готова. Вот книга помогла. Случайная случайность?!

 Как же у Господа все про мыслительно. Слава Богу!

 Прочитанная ею за ночь книга помогла сформулировать актуальную проблему для нашего с ней психологического консультирования. А научно обоснованный психологической наукой метод библиотерапии снова значительно помог продвинуться на пути осознания клиентом поиска выхода из проблемной ситуации.

 Заметила: очень часто у меня в практике бывают так называемые «парные случаи». В этот раз случилось так же.

 Параллельно общению с девушкой, я невольно наблюдала со стороны такую картину: каждое утро моего выходного дня, завтракая, в небольшой кухне квартиры первого этажа приходилось лицезреть очень для меня печальную ситуацию. Трое мужчин зрелого возраста, как оказалось ежедневно, собирались на лавочке перед нашим окном с целью распития алкоголя. Состав компании был очень колоритным: самый старший – высокий, ухоженный пожилой человек (его с уважением и почтением соседи именовали дедушка Миша) несколько моложе зрелый человек интеллигентного вида  подтянутый мужчина и чуть моложе мужчина – представитель южных народов. Все они проживали в этом доме с начала его заселения и знали друг друга много десятков лет, но общаться в таком составе более близко начали после выхода среднего по возрасту на пенсию. Хочу добавить некоторые подробности и о самом младшем из них (позже, к концу истории будет иметь особое значение) по его внешнему виду, даже без знания подробностей его образа жизни, было понятно человек зависимый от алкоголя, потерявший по этой причине уже многое в жизни…

 Это особо огорчало меня, поскольку именно в тот момент я проходила обучение в «Школе трезвости» замечательно-талантливого лектора кандидата химических; наук и диакона Русской Православной Церкви Иоанна Клименко. На этих занятиях предлагался и целый список вспомогательной литературы. Книги я, несомненно, тут же для себя приобрела и погрузившись в тему сделала неожиданное для себя главное открытие: любое количество любого алкогольного зелья является ядом для организма, убивающим безвозвратно нейроны мозга. «Культурное питие» (то есть бокал шампанского по праздникам) – это «культурное» самовредительство, которое может перерасти в зависимость….

 Наблюдая безрадостную картину скорбела и обдумывала план моего «вмешательства с миссией помощи страждущим» из невольно наблюдаемой компании...

 Читая очередную книгу по теме – это была тонкая брошюра о судьбе выпивающего спортсмена, у меня созрел план моей интервенции. И соответствующий случай представился.Возвращаясь с работы в дождливый день, застала двоих старших членов компании под козырьком при входе в подъезд. И я , опасаясь негативной реакции с их стороны, залпом выпалила:

- Я обучаюсь на курсах. Мне дали почитать книгу Ивана Дроздова «Судьба чемпиона» для написания отзыва о ее содержании. Мне самой трудно с этим справится, думаю, что ваш мужской взгляд более объективно охватит смысл.

 Отдала книгу среднему по возрасту мужчине и скрылась в подъезде. Придя дома в себя (мне было не легко обратится к мало знакомым мужчинам), оценила свое поведение и мысли (оказывается, подсознательно делала «ставку» на потенциал среднего мужчины, считая его более ресурсным). На душе было радостно – как смогла подала руку помощи, и главное, - они ее приняли. Сделала что могла, а дальше их зона ответственности: сами решат читать или нет, верить или сомневаться, действовать или оставаться на своей волне… Если честно, отклика я не ждала, то есть совершенно не думала получить «заказанный» мной отзыв. Максимум, на что я надеялась, - кто-то из них прочтет и задумается. Отдала книгу и работала последующие дни без выходных, не имея возможности наблюдать поведение мужской компании.

 Дальнейшие события меня несказанно обрадовали: через несколько дней, возвращаясь домой, увидела на лавочке дедушку Мишу, который стремительно поднялся, завидев меня, обратился уважительно и сказал, пожимая мою ладонь:

- Искренне благодарю! Я все понял. Прочел книгу на следующий день. И уже несколько дней после этого совершенно трезв. От алкоголя отказался категорически – больше его в моей жизни не будет! Книгу передал своему товарищу…

 Такое положение дел меня обрадовало, подарило надежду. На следующем занятии по программе «Школы трезвости» поделилась с радостью своим приобретенным опытом.

 Прошла неделя, я работала без выходных. Дворовое общение компании видеть не могла. В очередной мой выходной мирно отсыпалась утром. Вдруг грохот металла и громкий крик:

- АльбЫЫЫна! Дай книгу!

 Я резко проснулась, испугалась и сразу не смогла ничего понять. Выскочила из спальни в коридор квартиры, столкнулась там со своим сыном. Он тоже мирно спал в соседней комнате и, вскочив, то же спешил к источнику шума.

 Оказалось, что в оконную решетку вцепился третий, самый младший мужчина дворовой компании, стучал в окно нашей квартиры, выкрикивая моё имя, повторял одно и тоже:

- АльбЫна! Дай книгу!

 Как позже оказалось, компания изменила характер и суть своего общения ввиду отказа от употребления ядовито-алкогольных веществ, вступила в новую фазу своего существования. Авторитет двух старших мужчин и их непреклонность в благом намерении возымел влияние и на третьего мужчину. Это было особо удивительно в том ключе, что до этого он уже и сам, вероятно не вспомнил бы, когда последний раз в своей жизни держал в руках книгу.

Так положительный результат прочтения книги превзошел все мои ожидания.  Слава Богу!

Будьте трезвы и здравы!







С уважением, Альбина Николаевна Алдошина


Рецензии
Вы - молодец, Альбина!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.05.2023 19:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.