Театральная жизнь Сапожка

Какой же город может жить без театра? В городе Сапожке Рязанской области в 1930-х годах активизировалась театральная жизнь, о чем краевед Иван Андреевич Кузнецов упомянул в своей книге «Сапожковский край. Время. События. Люди»:
«В 30-е годы в Сапожке особое развитие получила художественная самодеятельность, основу которой составляла драматургия. При районном доме культуры сложился народный драматический театр, в котором самодеятельными артистами выступали представители городской интеллигенции.
Душою театра были К. К. Козырев, Б. Ф. Вишневский, В. П. Дербенев, Е. А. Калинина, М. М. Докудовская, Е. А. Герасимова, Н. М. Рыков, А. Д. Студенецкая, М. К. Морнукова и др. Эти богом одаренные таланты играли на сцене с таким профессионализмом, что и ныне живущие очевидцы их выступлений до сих пор выражают свой восторг.
Театр имел богатую костюмерную, составленную из одежды местных дворян, купцов, крестьян. Основу репертуара составляли пьесы западных и русских классиков: Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького.
Первая плеяда артистов театра не ограничивалась самовыражением своего личного таланта, она учила театральному искусству молодое поколение, которое продолжило театральные традиции в военные и послевоенные годы». [1]
Однако театральная жизнь в Сапожке, была не такой безоблачной, как могло показаться на первый взгляд, о чем свидетельствуют критические газетные материалы начала 1930-х годов. Так в заметке «За бесчинства надо подтянуть к ответу» подписанной именем Гетман сообщалось:
«В Сапожовском гортеатре творятся безобразия. Пьянство, половая распущенность, отсутствие труддисциплины. Там есть два партийца и два комсомольца, которые не чувствуют ответственности и подрывают авторитет партии. Воеводин, старый партиец, сам активно участвует в пьянке со служащими. Необходимо расследовать дело и почистить аппарат гортеатра, а партийцев привлечь к партийному взысканию». [2]
Очевидно, критика была принята коллективом городского театра и в одном из следующих номеров был опубликован его ответ «Отзыв ка заметку»:
«Коллектив Сапожковского гортеатра, разбирая помещенную в газете «Заветы Ильича» «За бесчинства надо подтянуть к ответу» в №26 строго осудил лиц, подрывающих авторитет всего коллектива.
Ермолаева М. Ф. снята с работы за пьянку и за халатное отношение к работе.
Воеводину М. И. дан выговор по административной линии и по линии Райпрофсовета за пьянку.
Шустровой Э. Ю. Строгий выговор.
Коллектив гортеатра, считая заметку правильной в отношении указанных лиц, просит опубликовать их просьбу о снятии пятна со всего коллектива». [3]
Тем не менее, городской театр находился в центре внимание общественности и через некоторое время Майковским вновь была опубликована критическая заметка о театре «Обратить внимание на ремонт инвентаря»:
«В недавнем прошлом театр Сапожка считался самым богатым по своей обстановке и гардеробу. Теперь же все это пришло в негодность. Костюмы заплесневели, мебель и бутафория поломаны. Все разбросано без всякого порядка. Все изломано и никто не заботится о починке.
Необходимо соответствующим организациям обратить на это внимание и заставить администрацию театра привести все в порядок». [4]
Как можно увидеть из газетных материалов заметный интерес к театру и критика его деятельности в прессе была обычным явлением в 1930-х годах.

Литература
1. Кузнецов И. А. Сапожковский край. Время. События. Люди. Историко-краеведческие очерки. – Рязань: Русское слово, 2-е издание доп., 2003 С. 292-293 ISBN 5-89877-046-1
2. Гетман. За бесчинства надо подтянуть к ответу. [Текст] / Гетман. // Заветы Ильича. Орган Сапожковского РК. ВКП(б), Рика, Райпрофсовета Московской области. – 16 марта 1931 года - № 26. – С. 4.
3. Коллектив гортеатра. Отзыв ка заметку. [Текст] / Коллектив гортеатра. // Заветы Ильича. Орган Сапожковского РК. ВКП(б), Рика, Райпрофсовета Московской области. – 29 марта 1931 года - № 28. – С. 4.
4. Майковский. Обратить внимание на ремонт инвентаря . [Текст] / Майковский. // Заветы Ильича. Орган Сапожковского РК. ВКП(б), Рика, Райпрофсовета Московской
области. – 16 мая 1931 года - № 37. – С. 4.

Фотография театрального коллектива. Сергей Григорьевич Курлаев на фотографии отмечен галочкой. Фотография может не соответствовать материалам статьи.


Рецензии