Мой друг Лёшка. ч. 6 Зимние подарки

Помню как-то зима выдалась морозная очень. Даже  плевки шлепались на заледенелую землю со звоном.

Я целых три месяца не выходила из дома. И хоть в квартире исправно работали все батареи, но я по-стариковски куталась во всевозможные шерстяные кофты и старый козий платок.

Ночи были длинными и от этого еще больше одинокими. На балконе болтать с Лёшой было холодно. Не знаю почему, но мы редко захаживали  друг к другу в гости по-соседски. Все больше болтали по телефону днем, когда Настя была на работе. Мне удобно это было. Могла спокойно развалиться на диване и болтать вдоволь.

В такие морозы и Лёша редко выходил на улицу. Из-за нейропатии очень сильно мерзли ноги у него, вдобавок, одну из них он практически не чувствовал, и риск обморожения был очень велик.

Но иногда сосед все же выползал на улицу. Как-то он забежал ко мне:

- Тётя Шура, не нужно ничего в магазине тебе?

- Ты в магазин?

- Да не знаю. Тошно дома, прогуляться решил. Магазин рядом.
 
- Да, Лёша. Масло растительное закончилось у меня. Купи бутылочку. А знаешь что, подожди меня. Оденусь по-простому, посижу у подъезда, пока ты в магазин ходишь. Хоть посижу на воздухе.

- Конечно, теть Шур.

Я сидела на скамейке, осторожно вдыхая морозный воздух. Одна я точно не решилась бы выбраться на улицу. Из-за ноги каждый шаг по утоптанному снегу был для меня испытанием. Но вот с Лёшей я не боялась ничего.

Сосед вернулся быстро, присел рядом и закурил.

- Посидим еще пять минут, теть Шур. Не замерзла?

- Не успела. Посидим давай.

Мы молчали, наслаждаясь редкой вылазкой на улицу. Мимо поспешно проходили люди, пряча носы в шарфы.

- Ох, не понимаю этой моды - ходить с голыми щиколотками, - проворчала я, проводив взглядом подростка в узких брюках с загнутыми штанинами.

- Ага, - согласился Лёша. - Не понимают, чем им это грозит в такой мороз. А девчонки в капроне и коротких юбках? Я вот гляжу и на них и думаю: они в будущем рожать собираются?

- И не говори лучше. А вон мальчонка идет вовсе без шапки, - поёжилась я.

На тропинке через сугроб показался мальчик лет десяти - в легкой куртке и без "головы", как говаривал иногда Лёша. Мужчина, шедший ему на встречу, буркнул:

- Пацан, уши отморозишь.

Мальчик только втянул в плечи голову и сунул нос в воротник куртки. Шедшая по пути женщина обернулась на реплику и тоже с укоризной заметила:

- Совсем башкой не соображают дети. Мозгов, видать, и у родителей нет, если разрешают так ходить.

Мальчик только прибавил шаг.

- Эй, парень, - окликнул Алёша мальчика, когда тот поравнялся с нами. - Где шапка? В кармане? Быстро надень.

От такого окрика мальчонка на секунду притормозил.

- Нету шапки, - с облачком пара выдохнул он недовольно.

- Ну-ка стой, - гаркнул вдруг сосед.
 
Мальчик остановился как вкопанный и пугливо покосился на Лёшку.

- Говори, что случилось? И курточка не по сезону на тебе.

Паренек неожиданно шмыгнул носом.

- Шапку в школе украли, - признался он хмуро.

- Ясно, да еще и дома поди попадет за потерянную вещь, - вздохнул Лёша.

- Не попадёт, - ответил парнишка, несколько оживляясь. - Им все равно.

- Кому? Родителям? - насторожился Лёша.

- Мамке и этому... отчиму.

- Таааак, - Алёша поднялся с лавочки и зло сплюнул. - Пойдём со мной.

- Куда? - испуганно спросил мальчишка и даже сделал шаг назад.

- Не бойся, я не маньяк, - улыбнулся сосед и показал на меня. - Вот свидетель, если что. А мы с тобой вон в тот магазин "Сто одежек". Видишь?

- Зачем? - заинтересованно спросил мальчик.

- Пойдем за шапкой.

- Но у меня нет денег, - недоверчиво сказал мальчишка.

- Идем, говорю. У меня сегодня пенсия. Верну тебя к этой же лавочке. Тетя Шура, дождешься? Мы мигом.

- Иди, Алёша.

Я сидела в полном шоке. Алёша, действительно, решил купить незнакомому мальчику шапку. Мне даже стало неловко, что я не предложила внести свою лепту в доброе дело. Но это поправимо. Душу переполняли жалость к мальчику и восторг от того, что есть еще такие люди, как мой сосед, мой друг Лёшка.

Сколько народу прошло мимо парнишки, бросив косые взгляды на его замерзшие уши, с укоризной бурчали что-то, но только Лёша поинтересовался - а в чем, собственно, дело тут. А тут дело не в моде, а в банальном человеческом несчастье.

Очень скоро парочка вернулась, магазин был буквально в соседнем доме. Одежда там была самая недорогая по нынешним временам. На голове мальчика красовалась вязаная серая шапочка, натянутая до самых бровей, в цвет ей поверх курточки кричал новизной шерстяной шарф, а карман подозрительно топорщился.

- Вот, тёть Шур, оделся снеговичок, - похвастался довольный Алёша.  - Теперь до весны не замерзнет.

Глаза мальчика благодарно блестели.

- Беги домой, - похлопал мальчонку по плечу сосед. - Береги вещи, прячь, как я тебя научил.

- Дяденька, спасибо еще раз. Я все понял, - улыбнулся мальчик и поспешно удалился.

- Что ж, Лёша, ты ему шапку и шарф купил. Это хорошо. Но на пенсию твою всех не оденешь. Деньги-то остались? Давай я дам. Сколько прикид стоит?

- Тетя Шура, не стоит. Да недорого все. Там распродажа сегодня. Зима уж закончится скоро. Главное, что мальчишка теперь не мерзнет. Ты знаешь, а я ему две шапки даже купил.

- Две? Зачем? И так много потратился, - указала все же я на расточительность.

- Ты знаешь, тетя Шура, я расспросил его о жизни, пока мы ходили. Мать и отчим пьют, им плевать на ребенка. В чем он, что с ним? Я ведь так же рос. Купил ему шапку, а паренек не знает, куда и спрятать. Говорю: надевай сразу. А он говорит, что боится: увидят родители, пропьют его новую шапку. Ну я и научил: снять перед домом и в рукав спрятать. Но на всякий случай еще одну купил. Да и в школе не следует в раздевалке вещь оставлять. Подозреваю, что и там ему достается. Эх...

Лёшка снова закурил.

- Добрая душа у тебя, Лёша, - только и сказала я.

- Да не очень, тёть Шур. Вот таких родителей, как у этого мальчишки, придушил бы сам и не пожалел, поверь.

- Настя не заругает за деньги?

- Да когда она меня ругала? Тем более за такое. Она в одном случае меня только ругает. Ну, ты знаешь.

- Да уж. Не война, не разруха, а дети страдают, - подытожила я. - Пойдем по домам что ли? Морозно. Нагулялись.

- Пойдём, - подал мне руку Лёша, помогая подняться с лавочки.

Уже у двери квартиры сосед спохватился.

- А про сигареты себе забыл я, однако. Пойду к Таньке в ликерку.

- Зайди потом, за масло деньги отдам, - напомнила я.

С мороза дома было тепло и уютно. Я не спеша разделась и поставила чайник на газ. В голове все вертелась сегодняшняя история. Как бы все же Лёше всучить хоть немного денег за его подарок мальчишке. У меня-то пенсия побольше его будет, да и меньше мне уже нужно для жизни, чем ему. Зная его деликатность в этом вопросе, я изломала голову. Какими словами убедить его? Хотелось мне сделать что-то для своего друга, но так, чтобы он не чувствовал себя обязанным мне.

Прошло какое-то время. Я успела вскипятить чайник, заварить чай и сделать пару бутербродов. Уже хотела перекусить, когда окно на кухне будто поманило меня. Я с любопытством выглянула на улицу.

У подъезда на щербатой лавочке, которую Алёша неизменно красил каждый год в ночь на 9 мая как свой посильный вклад в празднование дня победы, растянулся во весь рост какой-то мужчина. Около него с озадаченным видом стоял Лёшка.

Я ничего не поняла и стала заинтересованно наблюдать. Вот сосед склонился к мужчине, потряс его за плечо. Тот заворочался, но не поднялся. Лёша более настойчиво принялся его тормошить. Мне было не слышно, но я понимала, что Лёша что-то тому говорит.

Наконец, лежащий на лавочке человек, смешно взбрыкнув ногами, попытался встать, но вместо этого свалился вниз. Лёша всплеснул руками и, по его губам я поняла, что выругался, затем попытался посадить мужчину на пятую точку. Тот был большим и грузным. Вдобавок, я догадалась, что пьяный в хлам. Водворить его обратно на лавочку невысокому Лёшке явно было не по силам.

Лёшка закурил, минуту подумал, затем откинул недокуренную сигарету, наклонился к пьяному и что-то быстро заговорил. Тот замотал головой. И было непонятно - соглашается он с Лёшей или нет. Но через минуту и настойчивые попытки он встал на четвереньки и пополз в сторону нашего подъезда. Лёшка семенил перед ним вперед спиной, выставляя свои ноги как ориентиры для ползущего человека.
 
Через пять минут в подъезде послышалась возня, и я поспешила к выходу.

- Лёша, что случилось? - спросила я, открывая дверь тамбура.

- Тётя Шура. Да вот, - развел руками сосед. - Эй, не останавливайся. Давай, давай, давай. Ты молодец, ты сможешь.

Последние слова были обращены к поднимающемуся на четвереньках по лестнице человеку.

- Кто это? - не унималась я, смутно узнавая человекоподобное существо, под завязку наполненное алкоголем.

- Тёть Шур, не знаю. Мороз на улице, а он пристроился спать на лавочке. Замерзнет ведь.

- И куда ты его? - недовольно проворчала я.

- Ты не против, если он в тамбуре поспит? Дорожка тут ковровая, и не холодно. Проспится дядька, домой уйдет. Не оставлять же на улице его.

- А ты его караулить что ли будешь? Вдруг до ночи не проспится? Проснется и буянить начнет? Или нагадит.

- Нагадит - уберу, - хмуро ответил Лёшка. - И покараулю, если надо. Человек же. Как бросить?

- Ладно, давай, - я нехотя отступила, освобождая проход.

- Ну, мужик, давай еще немного. Ты же орел, ты же крепкий, ты сильный. Так держать. Ну?.. Порог мешает? Перекинь колено через порог и будет тебе счастье.

Алёша приговаривал пьяному, как малому ребенку.

Мужчина что-то прохрипел нечленораздельное и послушно поднял согнутую ногу, как собака, которая хочет пометить дерево. Его качнуло, рука в локте подогнулась, и он врезался головой в косяк. Норковая шапка с него слетела.

- Ну, ёж твою...- выругался сосед, поднимая шапку.

- Лёша, - застыла я в изумлении. - Ты знаешь, кто это?

- Говорю же, теть Шур, нет.

- Это бывший владелец твоей квартиры, Валентин.

- Да ты что? Мы у женщины покупали эти раздолбанные хоромы,- удивился сосед.

- Да то жена его была, Марина. Квартира ее личная. Они тут мало жили, все больше сдавали кому не попадя. А Валентин ее муж.

- Он чего, по старой памяти пьяный сюда приперся?

- Они в соседнем доме живут, через двор. Подозреваю, что по старой-то памяти ко мне шел. Он редко, но метко выпивает. И каждый раз ко мне идет денег занять.

- Тааак, Валентин или как тебя там, давай уже на коврик переползай. Тааак, молодец, еще шажочек. Умница.

- Да, повезло ему с группой поддержки, - усмехнулась я. - Вот что, Алёша. Давай-ка его ко мне в прихожую. Негоже ему в тамбуре на коврике, пол бетонный, простынет. А мне он как и не чужой вроде. Пятнадцать лет знакомы.

- А если нагадит? - не удержался Алёша и процитировал меня.

- Позову - уберешь, - отбрила я. - Давай, Валентин, знаешь дорогу.

Под наше подбадривание пьяный мужчина водворился в моей просторной прихожей, чинно свернувшись калачиком под вешалкой.

- Позвонить что ли Марине его? - недоуменно спросила я саму себя.

- У тебя есть ее телефон?

- Есть, мы ж общались всегда по-соседски, - ответила я. - Только не хотелось бы. Больно уж она крута на расправу. И ему попадет, и мне вдвойне. Скажет, что я его напоила. Она такая. Сколько раз Валентин мной прикрывался. Заначку оставит себе, потом напьется. Она его ругать, спрашивать, где деньги взял. А он на меня кивает - Шура в долг дала. Она ко мне - суд чинить. Ох и резкая она.

- Тогда не звони, - сказал Лёша. - Проспится, пусть домой идет потом и сам разбирается со своей женой.

- Да, Лёша, ты прав. А то прибежит она, орать начнет. Не люблю я скандалов. Давление потом подскакивает. Эх, Лёша, не проходишь ты мимо бед человеческих. Бог вознаградит.

- Ага, посылку по почте пришлет с призом, - усмехнулся сосед. - Ладно, теть Шура, пойду. Настя скоро придет, надо на ужин что-то скумекать. Как будет гость твой в состоянии сесть, так зови меня. Я его провожу. Чтоб тут сильно не разлеживался.
Через три часа Валентин начал подавать признаки жизни.  Я кое-как привела его в чувство. Он еще с час отпивался чаем у меня на кухне под мой бубнешь, перемешанный с ругательствами. И все равно он еле стоял на ногах. Я позвонила Алёше. Тот не заставил себя ждать.

- Ну, владелец квартир и пароходов, в путь, - скомандовал Алёша, закидывая руку мужчины себе на плечо. - Держись, дядька, прорвемся.

Мы с Настей, она к тому времени уже была дома, проводили парочку тревожным взглядом.

- Тётя Шура, пошли к нам пить чай, дождемся Лёшу, заодно расскажешь, что тут было без меня, а то от Алёшки не дождешься подробностей, а мне, ох, как любопытно.

- Пойдём, - согласилась я.

А через десять минут разговора с женой Алёши я знала, что делать...

Вскоре Алеша вернулся и со смехом рассказал:

- Да, Марина у этого Валентина та еще штучка. Я довел его до самой квартиры. Дело нелегкое, надо сказать. Дядька крупный, и всю дорогу норовил сесть на пятую точку. Один раз даже в сугробе с ним повалялись. Короче, я приставил его к стенке у квартиры, позвонил в дверь и смотался. Не хотелось на глаза жене его показываться, а то подумает, что я его собутыльник, и мне еще попадет под горячую руку. Спустился я на лестничный пролет ниже и ждал - откроет дверь или нет дома ее. Открыла. Я не пожалел, что спрятался заранее. Такого ора и мата я от женщин еще не слышал. Я быстро пустился наутек. С четвертого этажа до первого меня преследовал ее крик, аж уши заложило. Настя, как хорошо, что ты у меня не такая.

- Если постараешься, то буду, - тоже смеясь сказала Настя. - А если честно, то я тобой горжусь.

Как только я пришла домой, то схватилась за телефон и позвонила давней приятельнице.

- Алло, Аля, у тебя вроде внуки приехали? Дай мне Сашка на минутку... Да, Саша, с приездом. Ты ведь парень мастеровой. Можешь мне помочь купить кое что?.. Хорошо, договорились...

Через два дня мне позвонил возбужденный Лёшка.

- Тётя Шура, тут чудеса такие. Я расскажу. Представляешь, вчера вечером звонок по домофону. Я думал, что Настя ключи забыла, вот и звонит. А там мне: "Служба доставки. Вам посылка". А мы ничего не заказывали. А адрес наш и фамилия. Я в шоке. Расписался за доставку. Открываю коробку. А там...

Алёша захлебывался от восторга.

- И что же там? - спросила я, разыгрывая удивление.

- А там новенькая дрель. Представляешь? С пробойноком, насадками и прочим. Волшебный ящичек такой. Я давно о ней мечтал, моя-то старая, допотопная. Давно хотел купить новую, да больно дорогая вещь для нас. Представляешь? Не понимаю, кто ее мне подарил. А мне, выходит, подарили? Все данные мои. Я думал, что Настя решила меня осчастливить. Отказывается. Да не по карману нам такое. Вот как думаешь, что это? Обратного адреса нет. А самое смешное, что Настя на почту звонила, узнать хоть что-то. А там говорят, что ничего не доставляли.

- Скажу одно, Леша. Это тебе кто-то решил отплатить добром за твое добро. Ведь оно всегда возвращается. Ты заслужил, значит.

- Но кто, тётя Шура?

- Не знаю, Лёшенька, не знаю.

А сама довольная улыбалась. Добро непременно должно возвращаться.


(продолжение...)


Рецензии