Баллада Вийона о противоречивости
1. Форма баллады.
Никто из поэтов средневековья не сказал о человеке так глубоко, так точно и так ярко как Франсуа Вийон. Его «Баллада поэтического состязания в Блуа» бросает нас в какой-то стремительный горный поток человеческой души, бурлящей противоречиями. Этот поэтический поток несёт нас на протяжении 35 стихов, каждый из которых открывает нам новую противоположность человеческого характера, а иногда и целых две.
Приведу два отрывка в переводе Ильи Эренбурга:
«От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.»
«Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер – и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
И для меня презрение – почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.»
2. Образ человеческого "я", сотканный из противоречий полных глубокого драматизма.
Человек Вийона мастерски слеплен из одних только противоречий его натуры. В них внутренний диссонанс, разногласие с самим собой, трагический разлад и вместе с тем какая-то необъяснимая тайна. Парадокс в том, что он с л е п л е н из противоречий, которые разрывают его. Это придаёт внутреннему "я" драматизм прямо-таки шекспировской силы. Это какой-то поэтический бред Гамлета, в котором одновременно сквозит искромётная насмешка Меркуццио. И, возможно, есть что-то от Ричарда Третьего. (Первый стих, между прочим, сочинил не Вийон, а король.) Шекспир ещё не успел родиться, а тут уже в каждой строке новая сцена исполненная драматического напряжения, предвосхищающая будущий "Глобус"*.
3. Отношение поэта к этой противоречивости.
Поэт страдает от своей противоречивости и вместе с тем восхищённо воспевавает её в неверояно красивых образах, играя на контрастах антитез так виртуозно и эффектно как никто до и после него**. Поэтому "манера", в которой написано стихотворение, идеально отвечает его содержанию, так как в ней царит то же самое противоречие:
Я мучаюсь - и восхищаюсь этим (своею противоречивостью),
Страдая этим, - я так счастлив им.
Этих стихов нет у Вийона, но они напрашиваются сами собой.
4. Истоки баллады
Традиция противоречивого характера человеческой природы восходит к ренессансу. Одним из лучших образцов этой традиции является сонет Петрарки, в котором причиной противоречивости является влюблённость:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца, и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
И смерть и жизнь — с тоскою прокляты;
И этому виной, о донна, — ты!
(перевод Верховского Ю. Н.)
5. Место баллады Вийона в литературе.
Итак, Франсуа Вийон один из родоначальников литературы ренессанса, а в дальнейшем романтизма, сентиментализма и реализма. В своём образе человеческого "я" он открыл и воспел будущий стержень "новой" литературы, источенный червем противоречий, но при этом искусно украшенный розами, слезами и звёздами. Семена, так щедро разбросанные Вийоном в этой балладе, взойдут в трагедиях Шекспира и Кальдерона, в романах Рабле, Сервантеса и Достоевского, в стихах и поэмах Лермонтова, Верлена и Блока. Приведу лишь один пример из Кольцова:
То себя он ненавидит;
То собой он дорожит;
То полюбит, то разлюбит;
За миг жизни век дрожит…
(Алексей Кольцов "Человек")
-----------------
* Театр, для которого Шекспир писал свои трагедии.
** Здесь Вийон блистает своей виртуозностью как Паганини, сумевший сыграть сложнейшую мелодию на одной струне (образ человек), ведь это поэтическое сотязание.
Свидетельство о публикации №221070701698
Интересная работа, мне очень понравилась! Человек соткан из противоречий - это так и есть, особенно, человек мыслящий, неглупый, он вечно сомневается, желая постичь истину, правильно ли он поступает, отсюда и противоречия, заложенные в человеке, в его натуре. "До конца всё ясно, только дураку"! Байрон говорил о себе6"Во мне всегда, насколько мог постичь я, две , три души живут в одном обличье". Тоже, сплошные противоречия! На примере Петрарки -И счастлив, что влюбился без ответа боготворит и проклинает свою судьбу, а отними у него эту любовь, будет страдать ещё больше! "Страданьем - жив, со смехом я - рыдаю". Такова человеческая сущность;" От любви - до ненависти"...Как ни странно, противоречия - двигатель прогресса - "Я знаю, что я ничего не знаю" - побуждает узнавать, учиться! А в литературе появился романтизм на основе ренессанса...
Спасибо огромное за знакомство с балладой Вийона!
С теплом и улыбкой.
Людмила Иоффе 09.05.2024 15:27 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за Ваш отзыв. Он мне очень понравился. Особенно идея о том, что противоречия - двигатель прогресса. Я понял, что цельные натуры тоже по-своему противоречивые и на душе стало легче!
С теплом и благодарностью!
Владислав Плеханов 09.05.2024 20:29 Заявить о нарушении