Камерный ансамбль у Т. Алиханова

Надо отметить, что я сама к нему в класс даже ни капли не просилась. У него уже училась в ту пору Марина Кесельман, а ее мнение для меня было настолько абсолютной истиной в последней инстанции, что иначе просто и быть не могло. Она за меня все оформила в деканате, как несколько позже перевела меня тоже сама по общему фортепиано от Н.Корси к М.В. Михайловой. А по английскому от Лифшиц я оказалась у Туркестанишвили без ее ходатайства вовсе. Там вся группа стрекотала на языке сразу, а я никак не вписывалась в это продвинутое общество.  Хоть я нигде так и не поняла в жизни, как это можно говорить не на русском, а как-то иначе.

Так про камерный ансамбль. Я бы, может, лучше и у кого-то другого училась, если бы смогла выбирать. Уж очень старательно и часто Тигран Абрамович сам усаживался к роялю. Тогда он играл до конца все на свете без всяких остановок. Пианисты-студенты балдели и слушали, закатывая глаза. А всем струнным просто приходилось тихо пережидать и молчать во время этих долгих откровений.

Но я пришла изучать этот предмет с самого начала  без всякой прежней подготовки. В школе у меня этого предмета не было совсем. И если в аттестате и была там поставлена мне "пятерка". То ни  малейшей моей заслуги в этом не было.  Поскольку я не посетила ни одного урока ни у  кого из педагогов этой части исполнительства. Альтистов в школе оказалась прорва. На всех не хватало скрипачей, не говоря о пианистах.  А что говорить про педагогов, которых тоже по этому предмету сильно не хватало в школе?

Так я участвовала в каждый семестр у Алиханова, если уж не в четырех ансамблях, как мне одна скрипачка недавно написала. То однозначно в двух и даже в трех без исключения. Один ансамбль я сдавала часто раньше просто за себя саму. А так как все свои дела быстро оказывались сделанными,  то Т. Алиханов меня смело бросал на помощь тем, у кого проблемы возникали. А проблем у многих было предостаточно.

Поэтому я постоянно таскалась по Москве с футляром для тех, кто играл в ансамблях на роялях, а потому не могли сами с ними таскаться по Москве. Так я переиграла все сонаты И.С. Баха частью за себя, но больше за других.  Трио Моцарта, тот, что с альтом. Сонаты разных композиторов многих стран для альта с роялем.

 Мой же поистине звездный час пришел с фортепианными квартетами Ф. Мендельсона. Он в детстве раннем сочинил аж три таких чудесных произведения. На третьем курсе мы с пианисткой отыграли первый. На четвертом курсе овладели двумя сразу. И на экзамене отыграли мы второй. Еще я не за себя тогда сыграла весь фортепианный квинтет Р. Шумана  для подруги-иностранки.

Речь пошла о том, что на диплом надо нам представить третий, о котором мы мечтали. Сыграть его не с иллюстратором на виолончели а с моим однокурсником, а в прошлом и одноклассником Сережей Хохловым. И аспирантура по этому предмету у меня в кармане, как и у них у всех.

Вот тут-то жизнь и сыграла со мной шутку, как всегда. Дух интернациональной  дружбы меня толкнул играть квартет Брамса с иностранным пианистом. Так на четвертом курсе я исполнила квинтет Р. Шумана с его женой и все  той же Мариной Кесельман на первой скрипке, так на дипломе надо было поддержать и мужа иностранки. Так я сдуру сама загубила свою аспирантуру. Поскольку пианист был не самый сильный в этом формировании. И никакая аспирантура ему и присниться не могла по  этому предмету.

Но сейчас они с женой уже много счастливых лет живут и  преподают в Финляндии.

А я состарилась без аспирантуры по камерному ансамблю у Т. Алиханова.


Рецензии