***

В те времена, когда безработицы не было, а в Уголовном кодексе была статья о тунеядстве, писатели и художники могли заниматься творчеством не впадая в депрессию. После трудового дня, проведённого на улице с лопатою за гарантированную заработную плату, возвращались домой - в свой гарантированный угол для занятий, за который не надо никому платить или лизать задницу, - в мастерскую, испытывая приятную ломоту в костях от с пользой проведённого времени, со светлой головой, чистой совестью и ясными намерениями. Художник разогревал чай, нехитрый обед или завтрак, и приступал к Главному.

Многому пришлось научиться человеку – пользоваться стрелами, заниматься разведением скота и "дружить" с волками, ну а потом уж началась известная нам история цивилизаций. Похоже истрия цивилизаций вперереди, ну а пока что волки ходят-бродят вокруг того, что было человеческой цивилизацией, да потирают руки любители охоты – большой охоты, королевской, отринув всё, чего достигло человечество. А мир завис над пропастью. Нажав на паузу, успел только выкинуть опознавательный флажок на будущее, с уже известной надписью: «ВОЗРОЖДЕНИЕ», и в глазах дрожит вопрос  -  Почему?.. Почему же никто не приходит нас спасать? Мы здесь, мы ждём, мы неразумные взбесившиеся дети.  Мы ждём и не взрослеем – МЫ ЖДЁМ. Мы ждём, что нас когда-то откопают, отмоют, восстановят, расчитывая на то, что будут такие архиологи, что Спаситель снова полюбит и отмоет нас - отмоет волнами Великого потопа, потом подсушит, дав огонь для очага, и вся истоия начнётся снова...   В те времена, когда человек был частью природы, полезным являлось все, что давало возможность выжить.

В единоборстве с природой, способность человека держать возле себя источник существования, приручив его, определила преимущество человеческого рода перед прочими хищниками. Пережив эйфорию победителя, человек немного успокоился, и, вооружившись полученным опытом, стал внедрять своё преимущество. А дальше приручив всё, что возможно, и научившись обрабатывать землю, человек почувствовал себя настолько уверенно, что позабыв об угрозе окружающего его мира очень маленьких живых существ - бктерий, вирусов, грибов - вступил в единоборство с себе подобными. Зачем? Да он сам не знает. По глупости.
А как иначе, ежели все чувствуют себя победителями?
Вполне разумно было бы просто тихо пользоваться своим положением и перестать плясать у костра. Так сделали некоторые, осознав себя великими посвященными. Но не все. Те, кто продолжал скакать в посвященные не попал, потому что тишина с уверенным спокойствием властелина окружающего мира, им не надобилась. Не привыкли они ЖИТЬ - просто ЖИТЬ без экзальтаций и истерик.

Те, что плясали у костра, стали так как бы "жить" между постоянными войнами с себе подобными, а те, кто хранил тишину, продолжили процесс познания окружающего мира и осознания своего места в нём, смогли научиться пользоваться периодичностью называемой "время" - циклами времен года, дня и ночи, приливов и отливов. Эти человеки стали жрецами, потому что поняли как с пользой проводить время. Так и разделилось человечество на тех, кто пляшет вокруг костра, и на тех, кто осознает и охраняет знания с величавым спокойствием. И возникло социальное неравенство.Кто-то стал жить, используя освоенное, кто-то продолжил искать возможности освоить с пользой еще что-нибудь. А потом кто-то нашел возможность использовать тех, кто ищет возможности. А потом нашелся и тот, кто смог использовать и их тоже. Так выстроилась иерархическая лестница и началось строительство Вавилонской башни, которая в итоге рухнула...

Пока, кто-то воюет, размножается и снова воюет, сохраняя цикличность существования, есть и те, кто использует это в своих целях, но есть еще те, кто учиться использовать и тех и других. Можно исследовать мир, а можно исследовать исследователей, как принято в Китае, древнейшей из сохранившихся на земле цивилизаций, - принято использовать чужие достижения не вступая в противоборство, не вовлекаясь в хитросплетение политических интриг, не прибегая к насилию, и продолжать движение вверх.

Пока большая часть населения земли занята конкурентной борьбой, Китай продолжает свое направленное вверх движение - развитие. Если бы все живущие на земле были устремлены вверх, столкновений не было бы и ничего бы не разрушилось, как это случилось с Вавилонской башней...


Александру Грину было 16, когда отец, снабдив его скудными напутствиями и бесполезным рекомендательным письмом, отправил его вон из дома, в котором Александр родился и жил подле своей матушки покуда та не умерла. Жизненный опыт, который он приобрел, был полон испытаний, и от того мог бы считаться тяжёлым. Но так уж сложился его жизненный путь.
Можно предполагать многое, когда точно знаешь, что никогда прежде этого не пробовала - знаешь, что не умеешь, но не убежден, что не получится.
Кто-то хочет быть лётчиком, а кто-то киллером или бреет голову чтоб стать открытым космосу. Выдумки человечьи открыты не космосу, а лишь, себе подобным - выдумщикам. Зачем-то придлагая "саморазвитие" увлекающиеся психологи приводят в пример бабочку. А мне больше нравятся черепахи - крепкие, надёжные существа, освоившие две стихии, живущие в гармонии с окружающим миром и себе подобными, медленно, но верно. Мы смотрим на них – они на нас. Мы стареем – они нет. Львы стареют – они нет. Так и живут они, чувствуя приливы и отливы, в унисон с силами земли, потому, что они - часть её. Нет черепахового кладбища–они живут долго, ничего не зная о старости, ничего не зная о смерти. Они живут – а мы храним память об усопших, об успевших...


Как-то судьба подкинула мне странных знакомцев из богемной среды, и я поняла, что эти люди, называющие себя "художниками", представляют собой две составляющих "всемирного художественного процесса" - одни пьют каждый день, высекая искры талантов столкновением горячих глаз над наполненными стаканами, поддерживая тем самым друг в друге доброе расположение духа, другие употребляют средства, позволяющие величать друг друга гениями. И те, и другие с изменённым сознанием -  это и составляет суть и смысл этой тусовки - как бы "творческой" - и отличает её от остальных, которые тусуются как бы "корпоративно", хотя на самом деле разницы никакой. Взаимообратный PR, когда каждый хвалит всякого, кого считает своим - ты меня, я тебя - "отличает" каждую тусовку. Это игра в закрытое акционерное общество поддерживает её, оно существует благодаря этим PR-технологиям, и это очень напоминает индустрию моды, когда способ существования есть умение убедительно навязывать остальным что-то совсем не нужное. Там имеются свои критики, которые тоже нужны, как адвокаты правосудию, - потому что иначе никто не поверит в достоверность происходящего, то-бишь в их гениальность. Пример: Малевич, по сути, не сделал ничего особенного, просто наступление творческого кризиса приобрело статус чрезвычайно модной тенденции - болезненной гениальности, его опустошенность стала полезной принося кому-то немалые дивиденды. Вообще кризис любого порядка всегда приносит кому-то высокие дивиденды, поэтому тема кризиса - в кино, в живописи, в музыке, в литературе, в экономике, в стране, да где угодно – эксплуатируется с вполне определённой для кого-то пользой. А на самом деле пользы в этом нет, напротив, одни потери.

Малевич не сделал ничего из ряда вон выходящего, просто предыдущее поколение художников – живых и не ленивых, предопределило ожидание нового-важного.  И это ожидание было “вознаграждено”. Т.е. использовано людьми оборотистыми, сумевшими извлечь прибыль из ожидания новаторства и обеспечить хорошими барышами следующие поколение "коллекционеров" – людей, способных вложить деньги в ничто и сохранять эту тайну, окутав вуалью некого несуществующего смысла, закрытостью доступной только “избранным”. Вот так на ожидании людей примитивные особи скалачивают себе капитал на чёрный день, чтобы этот день не наступил никогда - ни для него, ни для его детей и их внуков, правнуков и их правнуков. Нет сомнений – такая "элитарность" дорогого стоит, ибо ! такой "особый" человек не хвастается КАПИТАЛОМ – он его отложил на "чёрный день", ожидая именно его, а не чего-либо нового.  Вот только сущность свою не изменил и карму -  жизненный тупичок,  неодолимый! Его понять бы надо. А как, если из своего нутра глядишь? Никак. Выбираться нужно. Преодолеть себя – своё напуганное сердце.


Знакомцы, как позже выяснилось, "употребляли". Я не спрашивал зачем, но на этот не заданный вопрос могла бы услышать ответ - для ТВОРЧЕСТВА! ...а потом  у них всё было "Гениально! ГЕ-НИ-АЛЬ-НО, просто …ец!" - матом они пользовались, как золотым ключом, выпуская наружу запертые чувства, - то была высшая эмоциональная сфера, непостижимая для других, виртуозно выковыриваемая ими кончиком иглы изнутри через заржавевшую замочную скважину напрочь закрытого внутреннего мира. Как музыкант выбирает всю суть звучания из своего инструмента, так и эти восторженные существа, упиваясь, захлёбываясь накатившей эйфорией, как разрезвившиеся дети, пускались во все тяжкие и с горячим треском в голосах с непререкаемостью работников культпросвета трубили во все свои трубы об открытиях своего внутреннего мира разглядывая собственные испражнения. О чём это я? Да надо бы разобраться, как совершая подобные поступки человек меняет мир вокруг себя, пытаясь решить свой ребус бытия. Такой человек пытается выпрыгнуть из себя, как рыба из аквариума, в стремлении преодолеть знакомые, но не понятные ему, пределы - бесстрашно или беспечно, рискуя упасть не обратно в аквариум, а на своё, расхлябанное от нездорового увлечения самим собой, обезвоженное брюхо.


Рецензии