Борис Виппер. Время, судьба, искусство

Борис Робертович Виппер (1888 - 1967)  -  историк искусства, теоретик, педагог и музейный деятель, один из создателей советской школы историков западноевропейского искусства. Профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Предки Бориса Виппера по отцу были австрийскими выходцами из города Брегенц (Форарльберг, близ Швейцарии), лютеранского вероисповедания, происходил из семьи ремесленников. Его прадед переехал в Россию около 1820 года. Дед будущего искусствоведа, Юрий Францевич Виппер, преподавал в 1-й частной гимназии Креймана, Строгановском училище и Лазаревском институте. Бабушка - Шарлотта Георгиевна, урождённая  Фуртвенглер . Отец,  Роберт Юрьевич Виппер(1859-1954) ,   oкончил  историко-филологический факультет Императорского Московского университета. Его наставниками были замечательные русские историки В. О. Ключевский, В. И. Герье…

С 1901 года был  ординарным профессором (в дореволюционной России образовательная система была устроена по германскому образцу. Должность ординарного профессора соответствует в современной системе высшего образования должности заведующего кафедрой. Это звание было отменено в 1918 году).

Его родной брат Оскар Юрьевич  Виппер – русский юрист, обвинитель по делу Бейлиса, действительный статский советник.

Мать, Анастасия Васильевна Виппер, урожденная Ахрамович (1863—1915), — белорусского происхождения, родом из Слуцка. Отец и мать Бориса жили в семейной гармонии , их единственный ребенок рос в благоприятной обстановке : родители заботились о развитии сына и его способностей, не стесняли, но и не баловали, много путешествовали вместе с ним. От отца Борис Виппер многое воспринял. Рано проявились и его собственные художественные склонности, тяготение к живописи и к музыке.
 
В 1906 году Борис Виппер окончил Седьмую Московскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Наставниками  в университете,  оказавшими лияние на становление будущего искусствоведа   были  Николай Ильич Романов, который вызвал интерес к истории западноевропейского искусства  и  голландской живописи XVII и  Владимир Константинович Мальмберг - историк древнегреческого искусства, археолог.  Первой научной публикацией Б. Р. Виппера стала его работа на античную тему: «Памятник Гарпий» (1908).

Музей изящных искусств. Начало педагогической деятельности

Началу научно-педагогической деятельности Бориса Виппера  сопутствовало открытие в Москве «Музея изящных искусств имени императора Александра III, при Императорском Московском университете», который в  1912 году основал Иван Цветаев (отец известнейшей поэтессы  20 века Марины Цветаевой).». Здание музея было построено по проекту архитектора Романа Клейна в виде античного храма. Новый Музей должен был иллюстрировать развитие искусства от древних времён к Средневековью и Возрождению.

 Из очерка Марины Цветаевой «Открытие музея» : Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) — с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть.В 1937-м Музей получил имя поэта Александра Пушкина.

Музей стал  основным местом исследовательской и просветительской работы первых выпускников отделения. Владимир Константинович Мальмберг стал вторым директором Музея (1913- 1921).

 По завершении обучения Б. Р. Виппер был оставлен при университете. В процессе подготовки к магистерскому экзамену он совершил несколько поездок за границу, работал в библиотеках и музеях Вены, Парижа, Берлина, Италии, Голландии. В это же время он практически изучал живопись а также архитектурное проектирование под руководством архитектора И. И. Рерберга (обрусевший датчанин, среди наиболее значительных его построек в Москве — Киевский вокзал и Центральный телеграф). С 1913 по 1917 годы Борис Виппер работал хранителем картинной галереи Румянцевского музея и одновременно читал лекции по истории искусства в Народном университете имени Шанявского. В эти годы лекции Б. Р. Виппера слушали Н. И. Брунов, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, впоследствии выдающиеся советские искусствоведы. Специальный курс Б. Р. Виппер был посвящён искусству Возрождения, в этот же период он много времени уделял голландской живописи XVI—XVII веков и особенно Рембрандту,  к рупнейшему представителю золотого века голландской живописи, сумевшему новаторски воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний, духовный мир человеческих переживаний и чувств.Помните  его картину «Возвращение блудного сына», портреты стариков?  В это же время Виппером была написана программная статья об историческом развитии стилей: «Три стиля» (1920):  классическое искусство Древнего Египта, искусство Дальнего Востока и европейскую живопись последних пяти столетий. При этом общая эволюция искусства, по Випперу, была связана не с развитием технического мастерства, а со сменой художественных мировоззрений.

В первые послереволюционные годы Виппер перевёл на русский язык один из ключевых трудов Генриха Вёльфлина «Истолкование искусства» и редактировал перевод книги Макса Фридлендера «Знаток искусства».

Эмиграция в Латвию

В 1922 году в журнале «Под знаменем марксизма» была напечатана работа В. И. Ульянова (Ленина) «О значении воинствующего материализма», в которой отец Бориса Виппера историк Роберт  Виппер был объявлен сторонником «теоретико-познавательного критицизма», связанного с достижениями экспериментальной психологии (эмпириокритицизм). Последовавшие вслед за этим идеологические гонения в советской печати вынудили профессора Роберта Виппера отправиться в эмиграцию. Он  подал прошение в Ригу в недавно созданный Латвийский университет. Летом 1924 года 65-летний профессор  приехал  в Латвию. Его сын месяцем ранее  приехал в Латвию. Жена Бориса с тремя сыновьями (старшему в это время было 8-летним Юрием, а младшему год ) приехала позже. По одной из версий – через четыре года.
Ему, молодому профессору,   Борису Випперу предложили работу  в Латвийской Академии художеств. Так началас ь добровольная 17-летняя эмиграция семьи. Семья Випперов сохраняла гражданство Советской России, сменив его через пять лет, осенью 1929 года на гражданство независимой Латвии. Руководство университета шло навстречу профессору: он получал разрешение читать лекции на русском языке. до 30 июня 1929 года, позже это послабление было продлено еще на три года.Пришлось  привыкать жить в другой стране, в другой среде, но  нет худа без добра.


с 1919 по 1944 г. в Латвийском университете успешно преподавало много российских профессоров разных специальностей. (К. И. Араба жин, В. И. Синайский, А. Н. Круглевский, Б. А. Попов, Гартье, др.). Они возглавляли кафедры, были научными руководителями магистерских, докторских диссертаций в разных областях знания, тем самым поддерживая высокий интеллектуальный уровень латвийской науки. В 1936 году  по решению Карлиса Улманиса был создан Институт истории Латвии, и проф. Виппер вошел в его состав. 16-20 августа 1937 г. состоялся представительный съезд историков Балтийских стран, на открытии которого речи произносили сам доктор Улманис, высокие чиновники государства и гости из Швеции, Польши. Рефераты читались на немецком языке. Устоявшиеся задолго до распада Российской империи традиции мультикультурности, мультиэтничности привлекали в Ригу ученых и деятелей культуры в межвоенный период. Ученые, писатели, певцы, музыканты собирали полные залы в Латвийском университете, в Латвийской опере, в доме купеческой гильдии Черноголовых, Большой гильдии, Русском клубе. На афишах значились Л. Собинов, М. Чехов, Ф. Шаляпин, М. Черкасский, Н. Плевицкая, Т. Карсавина, И. Жадан, В. Качалов… в Латвийском университете, сумел удачно найти свою научную нишу.
Еще за несколько лет до приезда в Латвию профессор Виппер приводил свою любимую мысль: «Общественная наука, в конце концов, есть автобиография общества. С течением времени автобиография не только добавляется новыми главами; она постоянно и на всем своем протяжении перерабатывается с новых точек зрения. Эти постоянно обновляемые точки зрения -- вовсе не досадный придаток, вовсе не “зло” субъективизма. Они составляют живую, двигающую и организующую силу общественной науки» Виппер Р Ю. Новые направления в философии общественной науки.

С 1924 г. Борис Виппер работал а Академии художеств сначала внештатным доцентом, затем старшим доцентом, а с 1931 г. профессором. С 1932 г. он состоял в штате Латвийского университета, где преподавал историю и теорию искусства. В начале 30-х годов он стал читать  лекции на латышском языке. По воспоминаниям латышского художника К. Нейлиса, это произошло довольно неожиданно, а именно: "Профессор сел около проекционного аппарата и стал читать лекции на очень хорошем латышском языке. Казалось, что он всю свою жизнь никогда не говорил иначе. Язык лился легко, без акцента. Отличало его только то, что он каждое слово выговаривал ясно, как это делают большинство латышей. Это было так приятно слышать! С этого дня количество слушателей на его лекциях удвоилось".
 Борис Виппер вёл курсы истории и теории искусств  в Латвийском университете и в Академии художеств, и кроме того, специально занимался латышским искусством и фактически положил начало его научной разработке (статьи «Латышское искусство», 1927; «Искусство Латвии эпохи барокко», 1937, «Латвийское искусство. Опыт синтеза», 1940). Параллельно Б. Р. Виппер продолжал разрабатывать свои лекционные курсы по всеобщей истории искусства, периодически публикуя фрагменты из текстов лекций в статьях. Для издания автобиографии Бенвенуто Челлини Виппер подготовил вводную статью, представив личность скульптора-мемуариста в широком историко-культурном контексте. В 1927 году он защитил докторскую диссертацию в Каунасском университете.

К середине 1930-х годов в процессе работы над лекционными курсами Випперу стало не хватать прежних впечатлений от памятников классического искусства, полученных в его первых европейских поездках после окончания университета.
Летом 1937 года он совершил новое путешествие, побывав в Вене и Париже, в Голландии, Германии и во многих городах Италии. Кульминационным моментом поездки стало посещение огромной выставки произведений Тинторетто в Венеции. Выставка Тинторетто дала Б. Р. Випперу важные импульсы для последующего создания монографии об этом мастере, другие итальянские впечатления непосредственно отразились в монографии о Джотто (1938). Латвийский этап научной деятельности Виппера подытожил его сборник очерков по истории и теории искусства «Судьбы искусства и художественные ценности», изданный в 1940 году.

В  Москве. Штапы научной деятельности и обвинение  в «космополитизме»

За месяц до начала войны профессор Борис Виппер со своей семьей и со старым отцом уехал в Москву -  отец и сын Випперы были приглашены на постоянную работу в Москву. Негативные отклики на отъезд Випперов в латышской эмигрантской печати публиковались вплоть до 1990-х годов. Как бы ни оценивалось поведение Роберта и Бориса Випперов в связи с их отъездом в советскую Россию в мае 1941 г., никто не осмелился отрицать, что все годы пребывания в Латвии они с достоинством несли лучшие традиции дореволюционной российской науки. В отличие от большинства русских деятелей науки и культуры, работавших в довоенной Латвии, Роберт и Борис  Випперы в советское  время не были преданы забвению. Обращение к наследию Бориса Виппера (как и его отца - Роберта Виппера) поражает тем, что ученый за короткий срок сумел внести существенный вклад в изучение истории латышского искусства.

Несколько поколений искусствоведов Латвии с благодарностью вспоминали Б.Р. Виппера. В сборнике, изданном в Риге к столетию ученого, отмечалось, что деятельность Бориса Виппера в Латвии является ярким образцом принадлежности большой личности к культуре двух народов.

В мае 1941 года Б. Р. Виппер получил должность научного сотрудника секции истории искусств Института истории материальной культуры Академии наук СССР (ИИМК) и кафедру истории искусств в ИФЛИ. В октябре он был эвакуирован с Институтом Академии наук в Ташкент. Там  параллельно заведовал кафедрой истории искусств в Средне-Азиатском государственном университете. Летом 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву, Б. Р. Виппер возглавил кафедру общего (зарубежного) искусствознания искусствоведческого отделения МГУ. Получил  должность заместителя директора по научной части в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
За одиннадцать лет работы Б. Р. Виппера в Московском университете на его лекционных курсах и семинарах, посвященных искусству эпохи Возрождения и XVII—XVIII веков, выросла целая плеяда молодых специалистов, многие из которых позднее стали лидерами отечественного искусствознания, видными представителями музейного сообщества, ведущими художественными критиками. Среди них: И. А. Антонова, Е. И. Ротенберг, В. Н. Гращенков, В. Н. Прокофьев, А. А. Каменский, А. М. Кантор и др. Из воспоминаний А. М. Кантора «О Борисе Робертовиче Виппере»: «Восхищали его лекции, в которых всё было необычайно систематичным, до предела ясным, и вместе с тем всё удивляло новизной и глубиной мысли, изложенной в четких, лаконичных формулах, напоминающих афоризм… Немалое значение имело и то, что рядом с Виппером как-то не возникал вопрос о языковых барьерах. Казалось, что Борис Робертович родился на свет с полным и абсолютным знанием всех существующих на свете языков, а также всей мировой литературы, не только искусствоведческой, но любого профиля и назначения. Никакие аналогии из области философии, литературы, музыки, театра, любых гуманитарных и естественных наук не представляли для него трудности, всё он анализировал и сопоставлял с абсолютной уверенностью, всё знал с доскональностью, присущей «узкому» специалисту…»
В 1954 году Б. Р. Виппер покинул МГУ в связи с решением об объединении кафедр общего искусствознания и русского искусства в единую кафедру теории и истории искусства под руководством А. А. Фёдорова-Давыдова (о весьма сложных отношениях между Б. Р. Виппером и А. А. Фёдоровым-Давыдовым упоминал в своих воспоминаниях ученик и аспирант Бориса Робертовича Е. И. Ротенберг. Оставив работу в университете, Виппер продолжал воспитание искусствоведческой молодежи в Институте истории искусств Академии наук и в Институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств.

Обзорная монография об искусстве Англии 1945, стала первой работой Виппера, представленная отечественному читателю после более чем двадцатилетнего перерыва, и продемонстрировала стиль широко эрудированного историка, тонкого знатока искусства и блестящего литератора. К лучшим образцам этого стиля относится сравнительная характеристика двух ведущих мастеров английской портретной школы - Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо.

За книги об изобразительном искусстве Англии и творчестве Тинторетто Б. Р. Виппер был подвергнут обвинениям в «англомании» и «космополитизме». В первых строках монографии о Тинторетто Б. Р. Виппер позволил себе неосторожное по тем временам высказывание: «Автору настоящего очерка посчастливилось подробно ознакомиться с замечательной выставкой, организованной летом 1937 года в Венеции и посвящённой творчеству Тинторетто».

«Это слово "посчастливилось" было расценено как преклонение перед Западом, космополитизм, и было специально организовано заседание кафедры в Московском университете, где я как раз был в аспирантуре, где его ругали официально…» -  Е. И. Ротенберг. В «Литературной газете» 1 августа 1950 года была опубликована статья поэтессы Е. Шевелевой «Английский туман». В ней говорилось, что «…сей англоман тщится приписать английскому искусству лавры, на которые оно никогда не претендовало», и делался организационный вывод: «Удивительнее всего то, что космополитическая книжка Б. Виппера, изданная в 1945 г., до сих пор числится в списках литературы, рекомендованных Министерством высшего образования СССР для нашего студенчества. Книга эта может принести лишь вред. В сложившейся ситуации Б. Р. Випперу пришлось публично выразить свою «приверженность долгу советских искусствоведов»  в двух статьях: "Сюрреализм и его американские апологеты" и "Ложные методы монографического исследования…»

Обобщающие труды 1950-1960-х годов

После ухода из Московского университета Б. Р. Виппер сосредоточил свои усилия на создании цикла обобщающих работ, в которых на самом широком историческом материале и источниковой базе исследовал процесс становления европейского реалистического искусства в двух ключевых фазах его развития - итальянском искусстве XVI - XVIII веков и голландской живописи XVII века. Первые две книги вышли в 1956 и 1957 годах: "Борьба течений в итальянском искусстве XVI века 1520 - 1590" и "Становление реализма в голландской живописи XVII века". Третья и четвертая книги, написанные с перерывом в 5 лет и 4 года, развили поставленную проблематику и завершили цикл: "Очерки голландской живописи эпохи расцвета 1640 - 1670" 1962 и "Проблемы реализма в итальянской живописи XVII - XVIII вв." 1966
"Лучшее из того, что он создал, - труды об искусстве Италии XVI века и о голландской живописи XVII столетия… В этих фундаментальных работах решена труднейшая задача - синтез громадного фактического и аналитического материала в масштабе великой художественной культуры".

C 1960 года Б. Р. Виппер руководил сектором классического искусства Запада в Институте истории искусств Академии Наук и участвовал в нескольких коллективных комплексных трудах. Еще в 1959 году в обстановке некоторого снижения идеологического прессинга в общественных науках он выдвинул новаторскую задачу, не имевшую в то время аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной науке об искусстве, - проследить эволюцию методов искусствознания от его истоков до современности. По инициативе Виппера в институте была организована межсекторная группа по истории искусствознания, куда вошли специалисты по истории изобразительных искусств, архитектуры, театра и музыки. Виппер возглавил авторский коллектив по созданию многотомной "Истории европейского искусствознания", написал многие разделы в нескольких томах и был одним из соредакторов издания.
За семь лет работы над "Историей европейского искусствознания" под руководством Б. Р. Виппера было подготовлено шесть томов этого коллективного труда: "История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века" 1963.

Семья

Супруга  Бориса Виппера, Мария Николаевна (урожденная Щенкова, (1896—1974) ,  происходила  из московских купцов первой гильдии, владельцев шелкового предприятия Товарищества «С. Зубкова и Ко» в селе Хомутово (Щёлково). В семье росло трое сыновей: Георгий (Юрий), Павел и Андрей. В последствии Юрий Борисович Виппер (1916—1991), литературовед, академик АН СССР;  Павел Борисович Виппер (1920—1997) биолог, геоботаник и  Андрей Борисович Виппер (1923—2008), химик, доктор технических наук.

Признание, наследие

Самой памятной формой признания вклада Б. Р. Виппера в искусствознание стало учреждение в его честь ежегодной научной конференции "Випперовские чтения", с 1968 года они проводятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина.


Рецензии