Асы кубанского неба ч. 45

Разъярённый командующий приказал: "Командира полка и командира группы - под суд!" - и уехал. Послушные следователи наскоро приговорили лётчиков, соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твердая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить в корпусе осужденных. 28 октября 1943 г. судимость была с них снята за героизм и мужество, проявленные в воздушных боях. В начале 1944 г. лейтенанту И. Федорову был передан Як-9 Т с бортовым номером 31. Воюя на этой машине, он одержал 15 побед, стал комэском, за 24 лично сбитых самолёта был представлен к званию Героя Советского Союза. Иван Васильевич имел склонность к постоянству: воевал исключительно на "яках", в паре со своим ведомым Н. Сухоруковым одержал большинство своих побед - 26 числа, а с механиком К. Мотыгиным прошёл до конца войны. Позднее генеральный конструктор Яковлев, узнав, что первый вылет И. Фёдоров выполнил в 1939 г. на УТ-1 и до конца 60-х гг. летал на Як-28, подарил ему свою книгу с лаконичной надписью - "Патриоту и ветерану "яков". К середине 1944 г. ст. лейтенант И. Фёдоров получил известность как непревзойдённый воздушный боец, по выражению одного из соратников, "энергичный и нервный, вертящийся в воздухе как чёрт".

Он стал мастером воздушных разведок, неоднократно выполнявшим на Як-9 Д опаснейшие задания. Лётчику, как правило, поручалось фотографировать результаты ударов по наземным войскам и аэродромам. Неоднократно ген. Е. Савицкий брал его своим ведомым. Едва ли найдется другой фронтовой лётчик, через руки которого прошло столько модификаций "Яковлевых". Тут и Як-1, и Як-7, и Як-9, Як-9 Д, Як-9 У и Як-3, и даже Як-9 К с пушкой НС-45 калибра 45 мм, выпущенный малой серией в 44 машины. Для него было характерно крайне бережное отношение к своим машинам, почти языческое поклонение им. Трогательно на нескольких страницах он описал прощание с одним из своих "яков": "Пришли на память слова из знаменитого пушкинского стихотворения: "Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время..." Я обошёл самолёт, осмотрел залатанные специалистами раны, долго стоял под кабиной, наконец, сел в неё, потрогал ручку управления, педали, гашетку огня. Хотелось говорить с машиной, как с живым существом"...

И. Федоров родился 21 сентября 1920 г. в дер. Дубье Кимрского уезда Тверской губ. Окончил 7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. В марте 1941 г. окончил Качинскую военную авиашколу и был направлен на Дальний Восток. Он участвовал в боях на Кубани, на юге Украины, в Крыму, в Белоруссии, освобождал Польшу, последних "фоккеров" сбил в небе Берлина. Всего за войну он провёл 416 боевых вылетов, из них 180 - на разведку, 84 - на штурмовку, в 106 воздушных боях одержал лично 36 побед и в группе - одну. Штурмовыми действиями уничтожил на земле 9 самолётов, большое количество живой силы и другой техники. Сам сбит не был. После войны служил в ВВС и ПВО. В числе первых освоил реактивные самолеты. Свой последний полёт выполнил 21 марта 1969 г. - спустя ровно 30 лет после первого вылета. Демобилизовался 21 сентября 1978 г. в звании ген.-майора. Жил и работал в г. Черкассы. Написал книгу "В небе оставили след" (Киев, 1990). Герой Советского Союза (26.10.44). Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й ст., двумя орденами Красной Звезды, "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.

ФИГИЧЕВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ.

Один из известнейших лётчиков-истребителей ВОВ, ставший Героем ещё в 1942 г., соратник Покрышкина, позднее командир одного из лучших гвардейских полков. Свои боевые вылеты на МиГ-3 с бортовым номером 8 Фигичев выполнил в первые дни войны, тогда же одержал и свои первые победы. Именно от этого лётчика принял эскадрилью Покрышкин. В 1941 г. Фигичев выполнил несколько десятков боевых вылетов на одноместном Ил-2. К июлю 1942 г. он совершил 339 боевых вылетов, из них 105 - на штурмовку и 70 - на разведку, в 26 воздушных боях лично сбил 7 самолётов врага. В октябре 1942 г. комэск 16-го гиап гв. капитан Фигичев был направлен на учёбу в ВВА, перевёлся на краткосрочные полтавские курсы штурманов и в июне 1943 г. вернулся на фронт, где был назначен штурманом 205-й иад. 21 февраля 1944 г. он стал командиром 129-го гиап, в котором сражались такие асы, как Н. Гулаев и Ф. Архипенко.

В. Фигичев родился 12 марта 1917 г. в селе Каркавино Акмолинской области (ныне Алтайский край) в семье служащего. В 5 лет он потерял отца и переехал с матерью в Оренбург, а позднее в пос. Катав-Ивановский. Окончил среднюю школу и школу ФЗУ, а в 1938 г. - Ворошиловградскую военную авиационную школу. Смуглый, худощавый, черноволосый лётчик в выгоревшей добела гимнастерке, впечатлительный, добрый и немного разбросанный на земле, он был беспредельно храбр, дерзок и находчив в воздухе... Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Закончил войну под Берлином, выполнив на МиГ-3, Як-1, Ла-5 и "Аэрокобре" 612 боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 21 самолёт. До 1957 г. служил в ПВО. Демобилизовался в звании полковника. Работал главным администратором Киевского областного драмтеатра, позднее жил в Виннице. Умер в 1993 г. Герой Советского Союза (23.11.42). Награждён двумя орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

ФЛЕЙШМАН АЛЕКСЕЙ ДЕМЕНТЬЕВИЧ

Родился 29 июня 1917 г. в селе Гришковцы, ныне посёлок Бердичевского района Житомирской области, в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ и 2 курса рабфака. Работал мотористом в авиационных мастерских г. Житомира. С 1939 г. в рядах Красной Армии. В 1940 г. окончил Одесскую военную авиашколу пилотов. С началом ВОВ на фронте, был лейтенантом в 4-м ИАП. Через год полк, входя в 15-ю ВА, действовал на Брянском фронте и был вооружён самолётами "Харрикейн". В середине августа 1942 г. ИАП был переведён под Сталинград на Донской фронт и вошёл в состав 16-й ВА, получив самолёты Як-7Б. После завершения Сталинградской битвы полк был переброшен на СКФ, где участвовал в боевых действиях на Кубани. С 14 апреля по 1 июня 1943 г. зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Флейшман участвовал в воздушных сражениях на Кубани. Совершил 54 боевых вылета, сбил 4 самолёта лично и 3 - в группе. В одном из боёв сбил "Мессера" над линией фронта. Ветеран вспоминал: "Бомбардировщики противника на самолётах Ju-88 пытались наносить удары по нашим войскам на линии фронта с высоты 7000 метров. 7 мая 1943 г. большая группа "Юнкерсов" появилась юго-западнее Новороссийска. Лётчики 2-й авиаэскадрильи находились в районе станции Крымская на высоте 3000 метров.

Ведущим был я. Получив информацию с земли о направлении полёта бомбардировщиков, принял решение набирать высоту на перехват противника, о чём передал лётчикам по радио. Несмотря на отсутствие у них кислородных масок и кислорода в баллонах, лётчики смогли подняться до высоты 6000 метров, но чувство кислородного голода заставило их пойти на снижение, а затем на посадку. Позже опыт, полученный в полётах на больших высотах в ПВО Ярославля, позволил мне подняться на высоту 7000 метров. В завязавшемся воздушном бою я сбил истребитель Ме-109. Отвесным пикированием вышел из боя и нормально приземлился на аэродроме Абинская"... К середине маю 1943 г. зам. командира эскадрильи 4-го ИАП (287-я ИАД, 4-я ВА, СКФ)  ст. лейтенант А.Д. Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. В сентябре 1943 г. убыл с фронта на учёбу. 24 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 г. окончил ВВА. С 1957 г. полковник А.Д. Флейшман - в запасе. Жил в г. Харькове. Умер 1 сентября 2006 г. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст. (дважды), Отечественной войны 2-й ст., Красной Звезды; медалями.

ЧИРКИН АЛЕКСЕЙ ЛУКЬЯНОВИЧ

Родился в 1912 г. в с. Средние Апочки Старо-Оскольского района Курской обл. В 1936 г. окончил Батайскую авиашколу. В 1939 г. был призван в Красную Армию и направлен в ВВС в ту же школу уже лётчиком-инструктором. Воевал с июля 1942 г. в составе 926-го ИАП в должностях командира звена и зам. командира эскадрильи лётчиков-истребителей в составе 219-й смешанной авиадивизии 4-й ВА при освобождении Кубани. В первом же боевом вылете Чиркину пришлось встретиться одному с четырьмя "мессерами". Положение казалось безвыходным, но на выручку подоспели два наших "Як-3", которыми пилотировали кубанские лётчики-истребители лейтенанты Фёдор Мягких и Сахаров. В бою один вражеский самолёт был сбит, другие предпочли удалиться. Только над Кубанью капитаном Чиркиным было сбито 9 немецких стервятников. 11.09.42 г. его назначили на должность начальника воздушно-стрелковой службы 790-го ордена Кутузова ИАП, а в сентябре 1943 г. он был переведен в Управление 329-го ИАП помощником командира дивизии по ВСС, где проходил службу по май 1945 г. Отличился в воздушных боях под Грозным, на Сев. Кавказе и в Крыму. Совершил 195 боевых вылетов и в 67 воздушных боях сбил 10 самолетов противника лично и 6 в группе. Генерал-майор авиации. Награды: пять орденов (2 - Красного Знамени, 2 - Отечественной войны 1-й и 2-й степ., Красной Звезды) и медаль "За отвагу". Умер 7 ноября 1997 г. и похоронен в Сочи.

ШМЕЛЁВ ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ

Блестящий воздушный боец, без единой царапины прошедший всю войну - от западной границы до Сталинграда и от Кубани до Прибалтики, умница с внешностью и манерами старого русского интеллигента, И. Шмелёв был образцом для молодежи и опорой для командования, человеком, способным самостоятельно решать сложнейшие боевые задачи. "Даже внешность у него была располагающая - крепкая, широкая в плечах фигура, роскошная черная шевелюра и огромная борода", - вспоминал о нём однополчанин дважды Герой И. Степаненко. Он родился в Москве в рабочей семье 2 августа 1917 г. Здесь окончил десятилетку, аэроклуб. Жил в Москве в Товарищеском переулке в доме 22/24. Работал инструктором по авиамоделизму. По путевке комсомола был направлен в Борисоглебскую военную авиашколу, которую успешно закончил в 1940 г. С начала войны на фронте. Его имя стало широко известно во время боёв на Кубани. 29 и 30 апреля лётчик провёл сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолётов, из них 4 Ю-87 в одном бою.

В мае 1943 г. майор Шмелёв выследил и после долгого преследования сбил над Геленджиком Як-1, захваченный немцами, противник на нём пристраивался к нашим самолётам и неожиданно атаковал их. Оборотень столь досаждал командованию советских ВВС, что оно пошло на чрезвычайные меры: на фюзеляжи всех "яков", участвовавших в кубанских боях, были нанесены две параллельные кольцевые полосы черного цвета. По этому признаку, вернее, по его отсутствию и нашёл врага Шмелёв... В июле 1943 г. 4-й иап, где воевал Илья Васильевич, был перевооружён на Як-9 Т, имевший 37-миллиметровую пушку. На этой машине лётчики полка воевали до конца войны. ...В начале октября 1944 г. перед боями за Ригу Шмелёв попросил слова на партсобрании: "После Сталинграда мы ведь, по сути, не воевали над большими городами. Город-то красивый. Сталинград фашисты в щебень превратили, а этот не успели. Уберечь бы нам Ригу. Вношу предложение: избегать обстрела жилых зданий". Почин Шмелёва был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В Прибалтике Шмелёв сбил 9 самолётов.

Он сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. В 350 боевых вылетах и 77 воздушных боях сбил лично 29 и в группе 15 самолётов противника. После войны продолжил службу в ВВС, окончил Высшие лётно-тактические курсы командиров частей, командовал полком. 25 марта 1957 г. во время тренировочного полёта на истребителе у полковника Шмелева в результате паралича глазных нервов пропало зрение. Чудом он посадил машину и через несколько дней подал рапорт об отставке. Жил в Москве. Работал на ВДНХ. Умер 25 декабря 1979 г. Герой Советского Союза (24.08.43). Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

- Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. М.: АСТ, 2014.
- Брежнев Л.И. Малая земля // Воспоминания. М.: Политиздат, 1982.
- Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной войны. Самые результативные летчики 1941–
1945 гг.: Справочник. М.: Яуза, 2007.
- Гречко А.А. Битва за Кавказ. М., Воениздат, 1967.
- 1. Д.М. Дёгтев, Д.В. Зубов, С.В. Богатырев - Битва за небо Кубани. 1943 г., М., изд-во "Вече", 2020 г.
- Табаченко А.И. Покрышкинский авиаполк. «Нелакированные» боевые хроники. 16-й
гвардейский истребительский авиационный полк в боях с люфтваффе. 1943–1945. М.: Центрполиграф, 2014.
- Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Воениздат, 1968.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ):
- Ф. 22268. Оп. 0383418с. Д. 0002.
- Ф. 22249. Оп. 0020781с. Д. 0001.
- Ф. 20215. Оп. 1. Д. 18, 19.
- Ф. 51. Оп. 932. Д. 220, 461, 463, 464, 482, 484, 497, 501, 523, 455, 453, 456, 458.
- Ф. 22830. Оп. 0123320с. Д. 0007.
- Ф. 464. Оп. 5689. Д. 188.
- Ф. 412. Оп. 10282. Д. 96.
- Ф. 371. Оп. 6367. Д. 217.
- Ф. 47.  Оп. 1063. Д. 440.
- Ф. 10791. Оп. 0000001. Д. 0012а.
- Ф. 3189.  Оп. 1. Д. 2.
- Ф. 22206. Оп. 1. Д. 48, 49.
- Ф. 22373. Оп. 0226473с. Д. 0002, 0002Ф. 0003, 412. Оп. 10282. Д. 96.
- Ф. 371.  Оп. 6367. Д. 217.
- Ф. 20215. Оп. 1. Д. 19.
- Ф. 10791. Оп. 0000001. Д. 0012а.
- Ф. 22206. Оп. 1. Д. 48, 49.

2019-2021 гг.


Рецензии