Эрик Линдрос, несбитый летчик

Он должен был стать следующим после Великого или как минимум с приставкой «Супер». Однако судьба распорядилась таким образом, что до уровня Уэйна Гретцки и Марио Лемье он так и не дотянул. В девяностых он стал лицом хоккейного клуба «Филадельфия Флайерз», но он не смог повторить успех семидесятых парней с Брод-стрит, остановившись в шаге от заветной серебряной чаши лорда Стэнли. Он должен был повести команду «кленовых листьев» на зимних Олимпийских играх в Нагано в 1998 году в качестве капитана к золотым медалям. При этом в составе  канадской «дрим-тим» уже были такие имена как: Уэйн Гретцки, Стив Айзерман, Рэй Бурк, Джо Сакик. Вместе с тем, в полуфинале звездная сборная Канады проиграла чеху Доминику Гашеку по буллитам, а в матче за третье место еще и отскочила финнам. Такое сложно представить, а еще сложнее в такое поверить.      
Несмотря на все вышеупомянутое его огромный потенциал, умение мощно бросать шайбу, агрессивный стиль игры и умение проходить напролом защитные построения команд соперников подчеркивали особую уникальность среди звездных игроков тех лет. Эдакий «Филадельфийский бомбардировщик» с качествами присущими истребителю и стелсу. Большие габариты не мешали Линдросу оставаться мобильным и быстрым на льду. Эрик Линдрос имел возможность, чтобы оправдать выданные ему авансы, но по ряду объективных причин так и не оправдал больших надежд.   
Давайте попробуем разобраться, почему и в какой момент все пошло не так как должно было быть.
Трудности выбора возникли у Эрика еще в 1991 году, когда под первым номером драфта его выбрал «Квебек Нордикс». Линдрос категорически был против, выступать за слабенькую и небогатую команду из франкоязычной части Канады. История схожа на ту, что случилась с Марио Лемье, вот только Супер Марио после долгих переговоров все же стал игроком «Пингвинз». Как показала история лидером «Питтсбург Пингвинз», владельцем, человеком, сохранившим данную франшизу НХЛ для нас, не дав обанкротиться в трудные времена. Четыре завоеванных Кубка Стэнли в качестве игрока и владельца клуба. И это благодаря Марио юный проспект Сидни Кросби засверкал новыми красками, превратившись из молодого юнца в суперзвезду НХЛ достойно сменив Лемье. Вот и Эрику надо был соглашаться на довольно неплохой контракт «Нордикс» по тем временам. Через четыре года клуб продадут и команда переедет в Соединенные Штаты Америки в Денвер. «Квебек Нордикс» трансформируется в «Колорадо Эвеланш» и с первого сезона в НХЛ новая команда выиграет Кубок Стэнли. Да и вообще во второй половине девяностых и начале нулевых «Лавины» будут грозной силой в лиге, одним из лидеров, постоянно претендующих на победу в розыгрыше Кубка Стэнли. В результате долгих споров, переговоров и судебных тяжб происходит обмен из «Квебека» в «Филадельфию», хотя Линдрос мог оказаться и в «Нью-Йорк Рейнджерс». По итогам судебного разбирательства права на хоккеиста получили «Летчики» так как они раньше сделали предложение. 
Чтобы выменять Линдроса у «Квебека» «Филадельфия» отправила в стан «Северян» сразу несколько хороших игроков, а также пятнадцать миллионов долларов и первый номер выбора драфта. Из них ярко выделялась парочка Форсберг и Хекстолл. Рон Хекстолл уже был знаковой фигурой для «Филадельфии», но ради светлого будущего команды и он пошел в размен. К слову, Рон вернется обратно через несколько сезонов к «Летчикам» и станет партнером Линдроса. А вот швед Петр Форсберг, возможно, по мнению большинства специалистов и аналитиков более универсальный хоккеист, входящий в состав «Тройного золотого клуба» пригодился «Филли» бы больше чем Линдрос. Справедливости ради, нужно заметить, что по одной из версий «Филадельфия» не могла на тот момент заполучить Форсберга так как он выступал в Швеции. Решение необходимо было принимать без промедлений, и руководство «Филадельфии» сделало свой выбор в пользу Линдроса. Генеральный менеджер Бобби Кларк сам бывший игрок «Флайерз» и приверженец силовой и агрессивной манеры игры сделал ставку на Линдроса и стал выстраивать команду вокруг молодой звезды.    
Если бы Линдрос остался в «Квебеке», то через несколько лет переехал в Денвер и выступал за местных «Колорадо Эвеланш», которые являлись успешной франшизой НХЛ конца девяностых и начала нулевых. Так, когда Патрик Руа «психанул» после домашнего разгрома со счетом 1:11 от «Детройта» и несвоевременной замены тренером после девяти пропущенных шайб последний наотрез отказался выступать за «Монреаль Канадиенс» и попросил своего обмена в другой клуб. Руа был обменян в «Квебек», который превратился на хоккейной карте НХЛ в «Колорадо» и в первый свой сезон 1995-1996 победил в розыгрыше Кубка Стэнли. В 2001 году он взял второй Кубок Стэнли в составе «Лавин». Так вот если бы Линдрос не отказал «Квебеку», то с высокой вероятностью стал бы частью того золотого поколения «Колорадо Эвеланш» дважды выигравшего заветный трофей. Конечно, Линдрос не стал бы первой звездой в этой команде. У «Лавин» тогда было целое созвездие звезд: Джо Сакик, Валерий Каменский, Сандис Озолинш, Уве Крупп, Клод Лемье, Адам Дедмарш, Алексей Гусаров и упомянутый выше Патрик Руа. Плюс к тому же грязный провокатор и забияка Клод Лемье, человек, которому в те времена почти каждый в НХЛ хотел разбить лицо, часть силовой агрессии оппонентов замыкал бы на себе, не давая Линдросу становиться первой звездой «танцев на льду». Естественно Эрик своим присутствием не испортил звездный коллектив «Эвеланш».
Как известно история не терпит сослагательного наклонения. Эрик примерил свитер оранжевого цвета став капитаном и лидером «Филадельфии». Линдрос пришел оправдывать ожидания руководства и болельщиков, много забивая и ассистируя. Конечно, в плей-офф «Летчики» не сразу залетели, пришлось подождать пару сезонов. В сезоне 1994-1995 «Филадельфия» попала в плей-офф и добралась до финала Восточной конференции, уступив в нем будущему обладателю Кубка Стэнли «Нью-Джерси Девилз». В этом сезоне произошло еще одно историческое событие для «Флайерз». Была образована тройка в нападении: Джон Леклер–Эрик Линдрос–Микаэль Ренберг, которая будет наводить ужас на защиту соперников. Пресса и фаны назовут это трио «Роковым Легионом». В следующем сезоне Эрик проведет свой лучший сезон и наберет 115 очков (47+68), попутно зацепив «Харт Мемориал Трофи». В играх на вылет дорогу «Филадельфии» перейдет команда-золушка кубкового похода «Флорида Пантерз» образца сезона 1995-1996. И лишь в следующем году «Флайерз» попадут в финал, где им будет противостоять мощный и техничный «Детройт». «Летчики» не смогли оказать достойного сопротивления «Красным крыльям» под руководством легендарного Скотти Боумена. «Детройт» выиграл серию всухую (4-0) у «Флайерз». Филадельфийцы ничего не смогли противопоставить парням из города моторов. Создавалось ощущение, что красно-белые на голову выше соперника. Тренер «Филадельфии» Терри Мюррей лихорадочно менял вратарей в рамке, но без результата. Ни Рон Хекстолл ни Гарт Сноу не спасали и не тащили на последнем рубеже пропуская порой не самые сложные шайбы. Единственное звено Линдроса на которое была сделана ставка оказалось просто нейтрализовано защитниками «Ред Уингз». Да и вратарь Майк Вернон, поймав кураж в воротах, отбивал практически все броски беззубого в этой серии «Легиона». У «Крыльев» наоборот забивали игроки разных звеньев. Айзерман, Федоров, даже «полицейский» Даррен Маккарти сотворил великолепный гол, мастерски обведя завалившегося Хекстолла на лед. Наверное, поэтому в глазах Линдроса читается некоторая обреченность. Он должен был что-то сделать, взбодрить команду на правах капитана, однако великолепный «Детройт» не оставил ему даже мыслей попробовать завести своих партнеров. «Летчики» пролетели мимо кубка развалившись под напором «Ред Уингз». Это, несмотря на то обстоятельство, что в предыдущих раундах плей-офф они уверенно выбили «Питтсбург» с Марио Лемье и Яромиром Ягром, «Баффало» с Домиником Гашеком и Пэтом Лафонтеном и «Нью-Йорк Рейнджерс» с Уэйном Гретцки и Марком Мессье. Больше Эрик так близко к заветному трофею не приблизится.
Через год канадцев ждало еще одно испытание и последующее разочарование. В феврале 1998 года начались зимние Олимпийские игры в Нагано. Руководство НХЛ пошло на беспрецедентные уступки на то время, и приостановила регулярный чемпионат на период проведения Олимпиады. Само собой на турнир поехали лучшие из лучших и в команде «кленовых листьев» капитанил Линдрос, даже при наличии в составе команды Уэйна Гретцки. Внезапно для всех родоначальники хоккея по окончанию игр уехали вообще без медалей. В полуфинале стеной для канадцев стал злой гений игры на последнем рубеже и мастер игры на голове чех Доминик Гашек. В серии послематчевых буллитов «Доминатор» оказался надежен, чем его визави Руа. Линдрос свой буллит не смог реализовать. В матче за бронзу канадцы проиграли сборной Финляндии, в которой тогда зажигала «финская вспышка» Теему Селянне.
Сразу же по приезду в Северную Америку с Линдросом случилось еще одно неприятное событие, что в дальнейшем отрицательно отразится на его спортивной карьере. В рядовой встрече регулярки между «Питтсбургом» и «Филадельфией» защитник «Пингвинов» Дарюс Каспарайтис жестким силовым приемом поймал Линдроса. Капитан «Летчиков» не был готов к такому удару. В результате Линдрос получил тяжелейшее сотрясение мозга и не смог продолжить игру. Леклер и Терьен помогали ему покинуть лед, так как он не смог самостоятельно уйти на своих ногах. Недружелюбное приведение по прозвищу «Каспер» как тогда называли Каспарайтиса, первый гвоздь в крышку карьеры Линдроса забил. Можно подумать, что Дарюс просто выполнил свои функциональные обязанности в защите. В пору рассказать предысторию, из которой станет ясно, что к Линдросу испытывало личные неприязненные отношения множество игроков лиги. Линдрос сам стал заложником силового и агрессивного стиля борьбы с соперниками. После его силовых приемов противник оказывался на носилках. Так несколько лет назад Каспарайтису, когда он защищал цвета «Нью-Йорк Айлендерс» досталось клюшкой по лицу от Линдроса. В 1996 году на Кубке Мира в борьбе за воротами Каспарайтис прижал Линдроса к бортику и у последнего сдали нервы. Линдрос повалил Дарюса на лед, придавил защитника сборной России своим телом при этом, успев ему нанести несколько ударов рукой по лицу. «Каспер» не забыл старые обиды и через пару лет отомстил канадцу. Однако, кто же виноват, что Линдрос забыл про простые неписаные правила хоккея о том, чтобы не опускать голову и свой взгляд на лед, когда игровой момент еще не закончен, с целью недопущения столкновения и травм. Линдрос и сам размазывал соперников по бортам, а Владимиру Константинову обещал голову оторвать. Опять же, как показал финал Кубка Стэнли 1997 года,  «Владинатор» больше отрывался на игроках «Филадельфии» чем они на нем.
У Эрика периодически стали происходить конфликты с руководством клуба, в частности с генеральным менеджером Бобби Кларком, а также с болельщиками. Роман с «Филадельфией» начал двигаться к своему завершению. Катализатором разногласий, обоюдных упреков и обид, послужила травма ребра, полученная Эриком в одном из выездных матчей чемпионата. Уже после игры в отеле Линдросу стало очень плохо. Его обнаружил сосед по номеру в ванной комнате в бессознательном состоянии. Как выяснилось позже, у Эрика произошел коллапс легкого, вызванный внутренним кровотечением брюшной стенки. Если бы партнер по команде и врач своевременно не помогли Линдросу, то Эрик мог бы скончаться. Масло в огонь подливал тот факт, что по указанию руководства «Флайерз» Эрика должны были посадить в самолет, несмотря на его плохое самочувствие и болевые ощущения, а медицинскую помощь оказать уже по приезду в Филадельфию. Лишь только профессионализм клубного врача отказавшегося выполнить указание руководства клуба посадить Эрика на самолет и самовольно принявшего решение его направить в местную больницу позволило сохранить жизнь хоккеисту. 
Это происшествие и стало точкой отсчета, когда Бобби Кларк и Эрик Линдрос окончательно разругались.
Урок, который Каспрайтис преподнес Линдросу последний, по всей видимости, усвоил плохо. В сезоне 1999-2000 у Линдроса   случился аналогичный инцидент с капитаном «Нью-Джерси Девилз» Скоттом Стивенсом. Опущенная на лед голова на приличной скорости встретила не хилый корпус защитника «Девилз». Скотт Стивенс забил уже последний гвоздь и сбил «филадельфийский бомбардировщик» навсегда. Эрик уже не сможет играть, так как играл прежде. Линдрос снова покидает лед с помощью одноклубников. В госпитале ему поставили диагноз – сотрясение мозга. К слову за сезон у него уже было несколько «сотрясов». «Филадельфия» вылетела из плей-офф, уступив «Дьяволам» в решающем седьмом матче финала Восточной конференции.
Сезон 2000-2001 Эрик полностью пропускает, пытаясь восстановиться после тяжелых травм. После восьми сезонов в «Филадельфии» Линдроса все-таки обменяли в «Нью-Йорк Рейнджерс». Первый сезон за «синерубашечников» у Эрика получился неплохим 73 очка (37+36), но в последующем Линдрос стал регрессировать напоминая бледную тень того дерзкого и несокрушимого центрфорварда которого все знали. Попутно Линдрос получает еще одно сотрясение. Медики рекомендуют игроку завязать с хоккеем. Результативность следующего «Великого» катастрофически падает. Дальше Эрик просто доигрывал в «Торонто Мейпл Лифс» и «Даллас Старз» проведя по сезону за каждую из команд.
8 ноября 2007 года Эрик Линдрос официально заявил о завершении карьеры. Он пополнил список крутых игроков НХЛ, которым так и не покорился Кубок Стэнли.
И все же было одно светлое пятно на этом временном отрезке у «Большого Эрика». В 2002 году Линдрос завоевал золотую медаль в составе сборной Канады на Зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Нужно признать, что в этой команде Эрик был далеко не на первых ролях. Он уже не мог, так вызывающе вести себя как в 1998 году в Нагано и просить принести ему географическую карту мира перед игрой с белорусами, чтобы найти государство на карте. По его принципам и логике он должен был знать перед матчем, где находится Республика Беларусь, с которой пришлось тогда скрестить клюшки на групповом этапе. В «Солк-Лейк-Сити» он забросил всего лишь одну шайбу. Статистика говорит сама за себя. Он уже не был капитаном «кленовых листьев». Эти игры ознаменовались для хоккейного мира возвращением Супер Марио, возвращением гениального Марио Лемье. Его триумфальное возвращение в хоккей с целью спасти от банкротства «Питтсбург», а также, чтобы его сынишка вживую увидел как играет его отец, бесспорно, повлияло на победу канадцев на Олимпиаде. Эрик Линдрос был в этой компании даже не парней, а  канадских мужиков возглавляемых Марио.
Восемь сезонов. Это много или мало. Вопрос риторический и философский. Знаменитая «Русская ракета» Павел Буре отыграл за «Ванкувер Кэнакс» семь сезонов и этого было достаточно, чтобы его номер вывели из обращения в клубе. И это несмотря на сложные взаимоотношения с руководством «Ванкувера». Однако, Павла безумно любили болельщики да и сейчас его обожают по всему миру. Похожая ситуация была и у Линдроса, только вот болельщики «Филадельфии» долгое время относились к нему прохладно, даже с некоторой издевкой. Кто-то умудрился высказаться в том духе, что, мол, под своды ледовой арены вместе со свитером нужно поднять самого Линдроса. Потепление наступило спустя годы. Сменившееся руководство «Филадельфии» приглашает Эрика принять участие в матче легенд клуба на «Зимней Классике». Наконец-то все обиды забыты и оранжевой краской на белой стене нарисован номер 88 и сделана надпись FOREVER. 18 января 2018 года «Филадельфия Флайерз» вывела из обращения в клубе игровой номер 88, под которым играл Эрик Линдрос. Двумя годами ранее Эрик был включен в Зал хоккейной славы в Торонто. Это дань уважения за заслуги и всеобщее признание, которое удается заслужить лишь избранным.               


Рецензии