Атма, или человек без паспорта

Лет 15 назад мне удалось посетить Путтапарти, Ашрам Саи Баба. Если честно, то для меня все эти великие гуру были уже давно не авторитетами, потому что никакой новой идеи они несли. Так, пересказ старых бредней индуизма, что я Бог и ты тоже Бог. Всё это был старый путь, лишенный истинного знания. Но мать-Индия по-прежнему порождала крупные фигуры в плане духовности, пусть и на старом пути. Поэтому, без цели познакомиться с Саи Баба, я прожила сколько недель в его ашраме. В отличие от нас, раджа-йгов, от учеников саибаба не требовалось чистоты. Хочу рассказать вам о другой душе по кличке Атма.

Когда-то он бросил всё в Казахстане, вроде продал квартиру и приехал в Индию, чтобы броситься к ногам Саи Баба. Непонятная преданность человека человеку... Человек должен искать Бога, а не падать к ногам Гуру. Но все люди разные, индия зовет всех. В шрам приезжали люди со всего мира, но особенно люди из небогатых стран отличались особой привязанностью к учителю и преданностью.

Атма был ещё крепкий мужчина, но, как это часто бывает в Индии, ему полностью снесло крышу насчёт всяких мистические чудес, которая Индия может произвести с человеком. Поэтому, не долго думая, он то ли порвал свой паспорт, то ли просто паспорт закончился, и все свои деньги раздал индийским бедным, отдав большую часть в ашрам Саи Баба. После этого что то пошло не так, и он запил, постепенно превратившись в местного бомжа. Я помню, как он спал на месте кремации, рядом со свиньями, и дети дразнили его и кидались в него камнями. Атма при этом кричал: "Шанти до!", мол, дайте покоя, проклятые заразы!

Почему с духовностью у него не пошло, я не знаю. Мог бы выслужиться, занять какой-нибудь пост в ашраме, но почему-то на Атму напал демон пьянства. И вскоре он стал грязным, вечно пьяным бомжом, выпрашивающим по 10 рупий у населения ашрама. Взамен он мог спеть какую-то песенку, или рассказать какую-то историю, и так как мне было очень скучно, то 10 рупий я для него никогда не жалела. Хотя знала, что давать деньги на водку - это грех.

Атма рассказывал, что однажды уже то ли умер здесь и уже разлагался, но воскрес, то ли чуть не умер. От этого на его теле есть незаживающие раны, и без водки он просто сгниет заживо. Я уже не помню, были ли эти раны на самом деле, но тело его было похоже на воскресшего мертвеца, или мумию.

В глубине души я надеялась, что Атма всё же однажды поднимется с колен, и займет свое место либо в сообществе Путтапарти, либо вернётся домой. И однажды, о чудо, мы встретились на улице, и он был трезвый. Не просил даже 10 рупий! Сказал, что за ним приехала жена, и что вроде как он хочет вернуться в Казахстан, восстановить все доки. На радостях он повёл меня местный ресторан, и даже угостил чаем. С надеждой, что он всё-таки встанет с колен, я уехала из Путапарти.

Через несколько месяцев вдруг услышала знакомый голос на берегах Ганги. Атма, уже одетый в теплую одежду, бродил по серебристым берегам Ришикеша, и выпрашивал традиционные 10 рупий у местного населения. Очевидно, к Саи Баба он охладел, а может быть, к тому времени Саи Баба уже умер, я не помню. (Лично меня личность великого гуру оставила глубоко равнодушной, поскольку ему пытались говорить, что Бог пришел, но он не слышал. Если бы он услышал, то несколько тысяч его последователей тоже смогли бы это услышать, но не судьба). Одни учатся в Бога, другие припадают к ногам людей, наслаждаясь их почитанием себя как Бога).

Итак, Атма перебрался в Ришикеш, где бомжевать было немного сложнее, потому что климат там более суровый, и ночами бывает холодно. Казалось бы, у него всё ещё был шанс на реабилитацию, но судьба распорядилась по-другому. Кто-то мне сказал, что Атма умер прямо там, в Ришикеше, и его беспризорное тело валялось на улице. Полицейские спрашивали, по какому обряду его похоронить, какой он веры. Сказали, что вроде он индуист, и тело Атмы кремировали, после чего пепел от Атмы слился с волнами великой реки...

Вот такая печальная судьба. Да, Индия, конечно, творит чудеса, но не до такой же степени, чтобы полностью игнорировать проблемы плоти, денег, здоровья и гражданства. Говорят, что несколько тысяч человек за 30 лет пропали в Индии подобным образом. Некоторых ищет полиция, а некоторые становится просто духовными бомжами. Так что душа душой, а паспорта рвать не надо, и деньги лучше иметь при себе, хотя бы на случай похорон.


Рецензии