Но у него в запасе ход конём
***
(Расшифровка шахматной позиции на картине начала XVII века.)
Ознакомился с атрибуцией (установлением авторства) старинного полотна, сделанной поэтом Андреем Черновым в его статье «Парный портрет Шекспира и Джонсона в 1604 г. написал юный Франс Хальс»: https://wp.me/p2IpKD-4ZU
Из ссылок, прилагаемых к статье Андрея Юрьевича, узнал, что вокруг изображённой шахматной позиции уже издавна ведутся дискуссии.
Итак, два поэта–драматурга играю в шахматы. Шекспир делает ход, а Джонсон вскидывает руку. Что означает его жест? Какая позиция на доске? Последние сто лет эту задачу пытались решить не только искусствоведы, но и шахматисты Англии, Америки, СССР…
Захотелось самому во всём разобраться, тем более что А.Чернов меня к этому и подвёл.
В неизвестное нам время полотно пытались восстановить, но неудачно — поэтому повреждены волосы Джонсона, утрачена и часть надписей. Отдельные буквы на корешках книг выше плеча Бена смогли увидеть только при помощи рентгенографии.
О картине ничего не было известно до 1878 года, когда её приобрёл в Нью-Йорке у арт–дилера отставной полковник Ezra Miller (1812 г.р.) за $18000 вместе с документами, подтверждающими её подлинность. По тем временам это довольно приличная сумма. Полковник называл картину жемчужиной своей коллекции. В 1885 после смерти офицера в результате раздела наследства владельцем полотна стала его дочь, проживавшая в Бруклине (штат Нью-Йорк). Документы, хранившиеся в их семейной библиотеке в Mahwah (штат Нью–Джерси), сгорели в 1895 во время пожара в доме. Новая владелица и её семья не очень дорожили доставшейся им «жемчужиной», и в 1903 картина была продана риелтору Mr. Frank de Heyman (родом из Англии, коллекционирование произведений искусств было их семейной традицией).
Мистер Хейман волей случая сумел опередить миллиардера Джона Пирпонта Моргана — быстро сторговался, пока тот наводил справки о предмете продажи. Но банкир (и коллекционер драгоценных камней) не смирился и предложил новому владельцу $1 млн., если будет доказана подлинность картины. С той поры всё и завертелось. Поначалу экспертизы проводились в США, но их выводы нуждались в подтверждении специалистов Европы. В 1912 Хейман умирает, но его дело продолжил сын, тоже Фрэнк, который отправил полотно в Германию.
«Двумя шахматистами» занялся учёный–шекспировед из Дармштадта, ранее долго изучавший посмертную маску драматурга — доктор Пауль Вислиценус. Искусствовед первого ранга несколько месяцев проводил экспертизы, привлекал многих европейских специалистов, после чего пришёл к выводу, что Шекспир написан с натуры.
Слова Вислиценуса приводит на стр. 130 «Американский шахматный бюллетень» за июль–август 1915: «Тот, кто видел посмертную маску Шекспира и картину Шекспира и Бена Джонсона, убежден, что большего сходства невозможно себе представить ... О подделке, как с исторической, так и с технической точки зрения, не может быть и речи».
Дело продвигалось к положительному для Хейманов результату, но 31 марта 1913 скончался банкир Морган, а значит, его солидное предложение перестало быть «актуальным». Полотно в который раз пересекло океан и вернулось к владельцам. После полученных результатов европейских экспертиз реальная цена картины значительно возросла, страховые компании потребовали обеспечить лучшие условия хранения «Двух шахматистов». При переезде Хейманов в другой дом был украден ящик с рамой. К счастью, само полотно «переезжало» отдельно от рамы.
В ноябре 1930 картина выставлялась в Бруклинском музее. 12 февраля 1931 Хосе Рауль Капабланка проводил в Нью–Йорке сеанс одновременной игры на 50 досках. Зал, в котором великий шахматист демонстрировал своё мастерство, украшала эта картина. Последний раз её видели в 1955 на шекспировском фестивале в США. Затем полотно «притаилось» в частной коллекции семьи Хейман. Доступными остались только репродукции.
Не зря говорится: «шахматы игра коллективная» — всегда найдётся море желающих указать на сильный ход…, но не будем уподобляться героям фильма «Джентльмены удачи» и подсказывать Шекспиру чем ходить.
Для нас важно точно определить причину жеста Джонсона. Не будем гадать заранее. А пока движение руки приписывают следующему: Шекспир ходом слона b4 (держит его в руке) забирает ферзя c3 и ставит мат. От досады Бен вскидывает руку.
Возникают попутные вопросы: почему Джонсон отреагировал ещё до того, как Шекспир завершил ход? Так быстро увидел место «приземления» фигуры? Шекспир взял фигуру и сразу же сделал ход или застыл на несколько секунд, обдумывая варианты конечного пути (если они были)? Не высоковато ли для хода на соседнюю клетку поднят слон?
И не будем забывать, что картина — это не фотографический стоп-кадр, а художественная концентрация короткого эпизода. Надо разбираться, а потому попробуем провести «шахматную экспертизу».
Приблизим и чуть осветлим доску.
***
Далее следуют многочисленные картинки, без которых о данном исследовании рассказать невозможно. Если читатель заинтересовался чем всё закончилось, и какая позиция стоит на доске, то пройдите по ссылке на текст этой же статьи на историческом сайте "Несториана". Там далее есть переход на текст в pdf: https://wp.me/p2IpKD-55f
Отмечу, что к обсуждению получившейся расстановки на доске подключился Генеральный директор ФИДЕ (с 2018), чемпион Европы (2001) гроссмейстер Эмиль Давидович Сутовский.
P.S.
Эта статья опубликована в шахматном журнале "64" (№8 2021 г.)
Свидетельство о публикации №221070801447