К вопросу о взаимопонимании

             
   Прочитав мой очередной рассказ, подруга-учительница авторитетно заявила:
   - Тебе надо написать роман!
   - Да не пишу я романов! – возмутилась я её безапелляционностью и напором. Этот непрошеный совет напомнил мне стиль общения с педагогами старой советской формации, когда учитель - царь и бог, а его мнение – единственно верное и непререкаемое. Диалог в этой ситуации – непозволительная роскошь и вольнодумство. Многие достойные люди считают себя вправе диктовать вам свою волю. И нам самим трудно порой удержаться от соблазна покомандовать, невзирая на мнение оппонента.
   На самом деле мы часто ведем себя подобно еврейской маме из известного анекдота:
   - Моня, домой!
   - Мама, я замерз?
   - Нет, ты хочешь кушать!
   Мама знает, как правильно жить. У неё опыт. Это общеизвестно. Но не всё так однозначно, не правда ли? В этом я смогла убедиться на личном примере.
Однажды на занятии по культурно-исторической психологи, когда шёл глубокий психологический разбор, а за столом сидело 15-20 человек народу, мне пришлось разливать чай. Казалось бы, что может быть проще? Подай аккуратно напиток и не мешай работе. У нас принято, что девчонки всем чай наливают. А мне тихонько говорят:
   - Попробуй столько заварки и кипятка налить, сколько ему надо. И сахару по его вкусу положи…
   Я растерялась… Мы с этим парнем вовсе не знакомы. Просто знаю, что его зовут Кирилл и он участник семинара. На этом маленьком действии я своим внутренним чутьем должна уловить настрой другого человека быстро и незаметно, и налить чай именно для него. Простая задача, не правда ли?.. Полтора десятка загадок за одним столом…
   Свойством широкой русской души всегда являлась так называемая «эмпатия» - со-чувствие, со-переживание, со-звучие и со-творчество, то есть совместное переживание одного события или чувства. Неслышное звучание, тончайшие вибрации струн одной души эхом отзываются в другой, настроенной на ту же волну. И это, оказывается, можно почувствовать и распознать, всего лишь распахнув своё сердце навстречу! Это, кажется,  несложно, но так трудно…
   Наши предки владели этим даром естественно, не задумываясь и никак не называя. Просто душевное тепло, просто забота, просто приятие…
30.06.21


Рецензии