Вспоминая адреса Льва Толстого

     После моего посещения Ясной Поляны всё встало на свои места. Некоторые вещи и предметы, последние пять лет бесконечно попадавшиеся мне на глаза, обрели совершенно новое, конкретное "звучание". Потертая тонкая книжечка "Лев Толстой в Хамовниках" стала мне дорогим помощником. Я узнала адреса, связанные с юностью Льва Толстого и стала их изучать. Было неожиданно и радостно прочитать и вспомнить важный именно для меня адрес: Чертольский или Гагаринский переулок. Здесь родилась моя мама и долгое время жили её родители, мои бабушка и дедушка, к которым меня часто привозили в гости. а именно сюда, в этот переулок, приходил к своим друзьям юный Лев Толстой.
     Лет в восемь, когда я гостила у  маминых родителей, я совершенно самостоятельно пошла на Пречистенку(тогда эта прекрасная старинная улица была Кропоткинской) Так вот, я отправилась в небольшой особнячок, в котором размещался музей Льва Толстого.Помню, что меня уже знали и кассиры и смотрители.К этому времени у меня уже было сочинено самое моё первое стихотворение и я чувствовала себя достаточно взрослой. конечно, в самый первый раз меня привел в этот особняк дедушка.
     Лев Толстой мне казался Дедом Морозом. Мне было не понятно, как такое может быть? Я пришла в дом к писателю, пришла к нему в гости, хожу по его комнатам, а его, хозяина - нет, он меня не встречает! В свои восемь лет, я не очень себе представляла, что есть некая "смерть", которая забирает людей навсегда.Это было то прекрасное "затишье" в нашей семье, когда никто не уходил навсегда, хотя это слово "смерть" я уже слышала по радио, когда объявляли про гибель космонавта Комарова. Да и известная песня "Сулико", которую пели мама и бабушка на два голоса, очень меня тревожила непонятным словом:"Я могилу милой искал..."
     Но вернёмся именно к тем ощущениям в музее - вот я который раз прихожу, думала я, а дедушка с белой бородой не встречает меня, а только многозначительно и немного сурово смотрит на меня,  маленькую второклассницу, с портрета. Помню, я проходила всю анфиладу старинных комнат и залов и останавливалась около полки, на которой стоял на подставке какой-то таинственный зелёный прозрачный камень довольно крупного размера. Я понимала, что нахожусь в литературном музее, а не в геологическом. Но этот камень, как магнит, притягивал мое детское внимание.Потом, многие годы я вспоминала этот камень! Откуда он? Почему красовался на почётном месте? И в тот вечер, когда я стала листать брошюрку про Хамовники, я тоже вспомнила про стеклянный таинственный предмет. И вот, уже готовясь ко сну, я всё же решила что-то ещё прочитать, раскрыв наобум книжечку... И вдруг - мистика! Я открыла ровно на нужной мне странице и это "что-то" стало ответом на мой давний вопрос:"Рабочие Мальцевского стекольного завода в Дятькове*  прислали Толстому  пресс для бумаг - глыбу зелёного стекла с надписью:"Русские люди всегда будут гордиться считая вас своим великим, дорогим, любимым" Вот, что это был за камень! Памятный подарок! Может это был мне дан определённый знак, чтоб я складывала под "пресс" памяти все мои детские впечатления?
Я так все время и делала!
 
    Как это удивительно, как таинственно следовать за мыслями великого писателя, читая его записи в дневнике! Прекрасную книгу я приобрела на выставке зимой 2018 года - "Наедине с Толстым". Отдельные мысли  писателя  собраны под одной обложкой: высказывания о войне, о мире, о любви, о человеке. Примечательно то, что это чудесное издание "Ясной Поляны" придерживалось толстовского метода, а именно, собрать 365 высказываний, ровно столько, сколько дней в году. Раньше я не знала об этом методе.
     Это чудо - общение с Толстым наедине доступно каждому. Но всё дело в том, что находясь в сети повседневных насущных проблем и забот, проводя много времени в лабиринтах московского метро, у многих не получается спокойно открыть книгу, "остановиться" и что-то осмыслить.
     Так вот, такой "остановкой" и явилась для меня Ясная Поляна, место, пропитанное энергетикой Льва Толстого его мыслями, думами, размышлениями, его трудом.
     Утром, осматривая старый заброшенный храм в Туле, я сильно подвернула ногу, наступив в яму между камнями. Поездку отменять не стали и поехали с подругой с надеждой, что боль пройдёт. Но не тут то было!! Каждый шаг мне давался с трудом. Я, наивная, и представить себе не могла, что не будет лавочек на каждом двадцатом шагу, как это обычно бывает в парках. А все потому, что, как мне потом объяснили, это вовсе не парк, а определённое природное пространство, которое сохраняется таким, каким оно было при жизни писателя. Это - заповедник! Не должен взгляд пришедшего сюда "спотыкаться" о лавочки и скамейки. Должна быть чистая алея из берёз, пустые длинные тропинки, трава, дорожки. А вот уже на дороге от дома до флигеля Кузьминских, пожалуйста, отдыхайте на зелёных лавочках, совершенно простых, без бронзовых витеиватых  кованых завиточков. Лавочки лаконичные, без излишеств...
     Я долго потом размышляла: зачем мне дана была такая прогулка, с преодолением боли? Невозможность дойти до скромной могилы Толстого... Не затем ли, что начиная с того времени, всё будет тяжело, но я все преодолею?
    После посещения Ясной поляны мне очень захотелось увидеть опять тот заветный зелёный стеклянный камень.Придя на Пречистенку, в музей, я его там не обнаружила.Меня отвели к старейшей музейной смотрительнице, которая мне пояснила, что уже много лет этот экспонат находится в архиве! Ну что же? Значит выросло другое поколение, у которого нет в воспоминаниях детства такого волшебства... Ну что же? Зато теперь лежит кольцо с рубином, которое писатель подарил своей супруге за помощь в переписывании романа "Воскресение".  Главное - неизменно... Писатель открыт каждому, кто готов... Все 365 дней в году...





* Дятьково - Хрустальный завод в Орловской губернии


Рецензии
Наталия! Добрый день!
Вот и славно: будем с Вами соревноваться в поиске толстовских раритетов (а также булгаковских, достоевских и т.д).
Интересно, а в музее Голубкиной Вы побывали тогда в детстве или потом? Я мечтаю увидеть её скульптурный портрет Толстого. В 19-м году казалось, ну, куда он денется этот музей в Большом Левшинском переулке, пойду на сейшен в Дом ученых и забегу туда на минутку. Но ковид утопил все мечты о путешествиях по Москве( только потому, что кому-то очень хочется летать в Италию, Индию и прочие рассадники вирусов.
Естественно, я Вас с ходу заношу в список "Избранных авторов", чтобы не пропустить продолжение.
Перечень ваших наград, Наталия Олеговна, вызвал у меня почти благоговейный трепет, но всё же я решусь высказать пару критических замечаний в здешней "личке".
До новых встреч!

Лариса Бережная   13.07.2021 00:02     Заявить о нарушении
Лариса, спасибо за рецензию. В личке ответила вам.

Филатова Наталия   19.07.2021 00:03   Заявить о нарушении