Малый Сапожок главный центр сектантства?! Часть 1

Раскол Русской православной церкви, в результате церковных реформ патриарха Никона, разделил жителей города Сапожка и его окрестностей на православных и раскольников, причем последние часто сохраняли верность старой вере тайно от властей. В книге Анатолия Анатольевича Щевьева «Микроистория села: взаимодействие старообрядческой и «мирской» культур и социальные отношения. (с. Коровка XVII–XX вв.)» [1] подробно описана история старообрядческой культуры в селе Коровка Сапожковского района Рязанской области. Действительно, во многих документах о жителях села Коровка имеются сведения о проживании в селе раскольников. Имеются так же сведения о раскольниках, проживавших в других селах Сапожковского уезда Рязанской губернии. На этом фоне село Малый Сапожок отличалось официальным отсутствием в селе раскольников. Тем не менее в 1920-е и 1930-е годы село Малый Сапожок считалось главным центром сектантства в окрестностях города Сапожка. Властями и общественностью Сапожковской волости велась активная борьба с сектантами – баптистами, которая нашла отражение на страницах местной прессы. Так 23 февраля 1929 года в газете «Сапожковская деревня» была напечатана статья Виноградова «Дадим отпор сектантскому и поповскому дурману – через укрепление организаций безбожников. Почему мы боремся с сектантами». Кстати отец и сын Виноградовы долгое время были священники православной церкви села Малый Сапожок, но пока невозможно найти связь между автором статьи и священником Малого Сапожка. Итак, предлагаем читателям познакомиться с содержанием статьи.
«Дадим отпор сектантскому и поповскому дурману – через укрепление организаций безбожников.
Почему мы боремся с сектантами.
«Сапожковская волость является местом активной работы сектантов – баптистов. Из своего главного центра – села Малого Сапожка – влияние баптистов распространяются и на окружающие селения: Смыково, Канино, Кочетовка и т. д.
В то время, как православные церкви пустеют, число баптистов непрерывно растет. В чем причина этого роста? Чем объясняется их влияние на крестьянскую массу?
Многочисленные религиозные секты - и в том числе баптистов – возникли еще в царской России. Православие, призывая к покорности, поучая, что все власти и порядки от бога, защищало всецело интересы эксплуататоров. Попы всегда были на стороне буржуазного государства и помещиков и при этом нещадно обирало свою паству за труды. Такое положение не устраивало крестьян, и они создавали свои собственные религиозные секты, отрицающие почти все обряды, отказывающиеся от выполнения государственных повинностей, вроде – воинской и т. п.
Во время гражданской войны православное духовенство, открыто помогавшее белым, отказывавшее в выдаче ценностей для помощи голодающим Поволжья, еще более растеряло свое влияние на крестьянство. Но, на прямой путь к безбожью, крестьянство переходят довольно медленно.
Мелкий крестьянин—одиночка, при отсталой обработке земли, часто терпит от стихийных, внезапных и разрушительных сил природы (засуха, падеж скота, вредители и т. п.). И бессилен в борьбе с ними. Бессилен крестьянин, каждый в отдельности и против кулака.
К этому надо добавить темноту и неграмотность крестьян. А безбожие в деревне может расти лишь постольку, поскольку деревня обзаводится и обновляется тракторами, колхозами, кооперативами, школами, избами-читальнами, комсомольскими и партийными ячейками. Вот почему за счет православия растет баптизм.
Какие причины заставляют нас бороться с баптизмом? Баптизм, как и всякая религия является тормозом социалистического строительства и культурной революции в деревне.
Своей проповедью - «Все люди—братья» - они затушёвывают классовые противоречия, мешают проведению партийного курса я деревне, уверяя бедняка, что кулак ему брат. В некоторых местах баптисты запрещают своим детям посещать школу, ведут пропаганду против избы-читальни и бойкотируют молодежь, которая ее посещает. Слепая вера в евангелие и библию, заставляет баптистов верить во все библейские сказки и делает их ярыми врагами науки.
Свое отношение к власти они определяют известным текстом: «Властям предержащим повинуйся». Но революции, по их мнению, только «печальное недоразумение»: т. е. по ихнему если-бы все люди исполняли евангельское учение, то и революция была-бы не нужна.
Вдумываясь и вникая глубже в корни баптистского учения мы выводим что, самым вредным является их проповедь непротивления злу и на этом основании отказ от военной службы.
Это особенно выгодно для иностранной буржуазии, которая поэтому не скупится на поддержку баптистов. «Братья» Форд и Рокфеллер (американские миллиардеры, оба баптисты) щедрой рукой шлют в СССР деньги и литературу, прекрасно понимая, что рост баптизма ослабляет Советскую страну.
Рядовая масса баптистов состоит главным образом из середняков и бедняков, обманутых проповедниками, но главари общин, по большей части, - кулаки и «бывшие люди». Во главе союза баптистов бывший крупный хлеботорговец Голяев, Бывший меньшевик и капиталист Одинцов, бывший эс-эр Иванов-Клышников и т. д.
Методы своей работы баптисты заимствуют у нашей Коммунистической партии. У них есть свой агитпроп—«отдел благовестия», ведется особая работа среди женщин, молодежь организуется отдельно, имеют свои особые кружки и собрания. В сущности, это—особая организация «христомол». Работе среди этой молодежи баптисты придают громадное значение, на собрания молодежи стараются широко привлекать крестьянский молодняк,  из которого  вербуют новых членов.
Какие же задачи стоят перед нами в идейной борьбе с баптизмом?
Во первых, каждый, член партии и комсомола, каждый просвещенец должен стать членами Союза Безбожников. Во вторых необходимо теперь-же снабдить избы-читальни антирелигиозной литературой (в особенности Мало-Сапожковскую) и организовать при них антирелигиозные кружки. В третьих, в Кочетовской школе необходимо установить громкоговоритель в противовес баптистской молельне с фисгармонией, о чем просить Щеф. О-во. В—четвертых, надо просить, чтобы ячейка Союза Безбожников при Н.К.Ф., взяла на себя Шефство над Сапожковской ячейкой». [2]

Литература
1. Щевьёв А.А. Микроистория села: взаимодействие старообрядческой и «мирской» культур и социальные отношения (с. Коровка XVII–XX вв.): монография / А.А. Щевьёв. – Рязань : Издательство «Концепция», 2014. – 136 с. ISBN 978-5-4464-0028-7
2. Виноградов. Дадим отпор сектантскому и поповскому дурману – через укрепление организаций безбожников. Почему мы боремся с сектантами. [Текст] / Виноградов. // Сапожковская деревня. – 23 февраля 1929 года - С. 2


Рецензии