Л. Ермакова о романе Латгальский крест

  Несколько слов о книге В. Бочкова "Латгальский крест".
   Может ли книга заставить думать, радоваться, переживать? Конечно, да! И доказательством этому является роман Валерия Бочкова "Латгальский крест". Прочитала с большим удовольствием, книга очень понравилась.
   История главного героя, о которой повествует автор, с одной стороны, трогательная, а с другой - чудовищная.
   Главный герой по прозвищу Чиж не вызывает в общем отторжения, чувства неприязни (хотя в некоторых эпизодах это происходит), а воспринимается мною с сочувствием и даже симпатией.
  Читаешь и думаешь, как ему непросто. Он вместе с родителями и старшим братом живёт в Латвии в советском военном городке. Но семью Чижа нельзя назвать семьёй. Семья - это родные, любящие друг друга люди, которые заботятся друг о друге, вместе радуются, вместе переживают. А здесь все ненавидят друг друга. Нелюбовь видна во всём. Отец не любит мать, мать не любит сына. Сын, то есть Чиж, получается нежеланный ребёнок в семье. Родившись, он стал виной и причиной того, что мать потеряла здоровье, стала инвалидом и вскоре умерла. А между братьями, родными людьми, -  непонимание, вражда и ненависть. Получается, что Чиж виновен во всём. И с этой виной главный герой живёт.
   Читаешь и переживаешь за то, как складываются отношения у Чижа с Ингой. Инга - латышская девушка, дочь нацистского преступника. Главный герой без памяти влюблён в неё. У Инги часто меняется настроение: то она весёлая, открытая, нежная, то грустная, молчаливая, непредсказуемая. Часто её действия вызывают непонимание.
  Этому мы находим оправдание что ли. Когда Инга была ещё ребёнком, то она стала свидетельницей расправы над её семьёй.Это была месть за злодеяния отца. Получается, что она, как и Чиж, живёт с этой своей виной. Всё, что Инга пережила, стала причиной её психической болезни.
   В Ингу влюбляется и старший брат Чижа Валентин (Валет), которого подозревают в изнасиловании и убийстве девушки. Идёт расследование. А поскольку все знали об отношениях Чижа с Ингой, то Чиж оказывается подозреваемым в этом уголовном деле.
  После допроса, на котором он отрицает свою причастность к убийству, главный герой бежит за границу, где живёт долгие годы и не знает, как сложилась судьба его родного брата и жива или мертва на самом деле Инга.
    Пришло известие о смерти отца. Чиж едет в Латвию на похороны. И здесь, спустя годы, он узнаёт правду. Инга жива, тогда она поранила себя сама, а потом сошла с ума, и теперь она в психушке, и у неё есть дочь. Брата посадили в тюрьму. Отсидев положенный срок, он вернулся домой.
   Сцены похорон и посещения Чижом психбольницы щемящие, трогающие до глубины души.
   В. Бочков пишет: " Мы все рождаемся с чувством вины... Мы все тащим крест вины - чужой вины".  Отвечаем ли мы, дети, за грехи своих родителей? Несём ли мы, дети, наказание за проступки своих родителей? Сложно. Однозначно ответить невозможно.
   Вот так получилось немного. Мне нравится стиль В. Бочкова, читаешь с удовольствием.
«Мы все рождаемся с чувством вины…Мы все тащим крест вины – чужой вины,»- эти строки из романа Валерия Бочкова «Латгальский крест» меня не оставили равнодушной, заставили о многом задуматься, многое перечитать, обратиться к христианскому воззрению, которое здесь является весьма актуальным.
   Ещё за тысячи лет Библия просто и ясно показала связь греха и болезни, эмоционального состояния и физического здоровья. Например: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель»; «Весёлое сердце благотворно, как врачевство (полезное лекарство), а унылый дух сушит кости» и др.
   Дети не расплачиваются своим здоровьем за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. При этом оба поколения – и старшее, и младшее – испытывают на себе позитивное и негативное влияние друг друга.
   При чтении источников я встретила много примеров и фактов, говорящих о том, что довольно часто за проступки родителей дети становятся психически нездоровыми и даже бесноватыми. Вот лишь некоторые из них.
   Однажды к знаменитому египетскому подвижнику авве Амуну, жившему в Нитрийской горе, принесли скованного цепями отрока. Несчастного укусила бешеная собака, и он, вконец измученный от невыносимой боли, всего себя искусал до крови. Видя родителей, пришедших просить за сына, святой Амун смиренно сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы? У вас в руках готова помощь. Вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Уличенные родители с радостью исполнили слова святого старца, и по его молитве отрок выздоровел.
   Бесспорно, непосредственная причина бешенства — инфекция, поражающая нервную систему вплоть до летального исхода. Если вовремя не провести специальное лечение, больной неминуемо погибнет от паралича сердца и дыхания. Судя по описанию, у отрока развилась тяжелая форма бешенства, и, если бы его доставили даже в суперсовременную клинику, он непременно бы скончался, независимо от интенсивности лечебных мероприятий. Таковы рассуждения чисто медицинского характера. Но в духовном плане болезнь и исцеление отрока связаны не с бешенством, а с грехом и покаянием его родителей в воровстве и преднамеренном нанесении ущерба малоимущим.
   Второй пример — из жизни преподобного Арсения Каппадокийского. Когда он видел малое дитя парализованным или одержимым бесами, то сначала искал причину беды. Если вина падала на родителей, святой давал им епитимью (назначал меру ко исправлению), а потом исцелял болящего.
   В один из дней родители принесли к подвижнику ребенка, крепко связанного по рукам и ногам. Старец велел немедленно развязать его. Родители испугались: «...Мальчик безумен и причинит нам беду. Мы с большим трудом его связали». Но отец Арсений возразил: «Освободите его и не бойтесь». Как только ребенка развязали, бес покинул его, и мальчик сразу исцелился. Он подошел к старцу и тихо сел рядом.
    Преподобный понял, что вина родителей двойная. Во-первых, ребенок родился бесноватым по их грехам (подробности не уточняются). А во-вторых, отец и мать жестоко обращались со своим сыном. Они морили его голодом, чтобы ослабить физически и тем сдержать буйства.
    А теперь иной аспект той же проблемы. К преподобному Парфению Лампсакийскому родители привели одержимого бесом сына. Обычно с помощью благодати Божией святой, не ожидая посторонних просьб, помогал несчастным. Но на этот раз он выказал недовольство. Припав к ногам человека Божия, родители слезно молили его избавить сына от опасного недуга.
Подвижник ответил: «Ваш сын недостоин исцеления, ибо дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он почти отцеубийца». Родители ужаснулись, а преподобный пояснил:
- Сын ваш часто оскорблял вас?»
— Да, — с болью признался отец.
— Вы молились в горести души вашей, чтобы Господь наказал его?
— Да, согрешили мы перед Господом, — со вздохом и чувством вины сознались отец и мать.
 Тогда святой ответил: «Пусть же он и страдает, как заслуживший это наказание». Но любящие родители, скорбя сердцем, не переставали проливать слезы и умолять чудотворца. Преклоненный их горячими мольбами, он испросил у Бога прощение для юноши, благословил и, помолившись, исцелил его.
  Будем же осторожнее в своих прошениях к Богу! «Благословляйте гонителей ваших... а не проклинайте... Не мстите за себя, возлюбленные, — наставляет апостол Павел, — но дайте место гневу Божию... Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 14 и 19-21).
    Последний пример, иллюстрирующий сложность и неоднозначность взаимосвязи грехов родителей и болезней детей, возьмем из рассказа замечательного подвижника нашего времени, преподобного Паисия Святогорца. К нему на Святую Гору пришел мужчина, дочь которого тяжело болела раком. Отец принес с собой и некоторые ее вещи, чтобы батюшка благословил их.
  Старец сказал несчастному:
— Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, так как Бог быстро умилостивляется от жертвенной любви.
Отец девочки спросил:
— Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал:
— Пожертвуй какой-нибудь одной своей страстью.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
— Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил:
— Сигареты куришь?
— Да, — ответил отец ребенка.
— Брось курить по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой, — потребовал старец.
Отец немедленно бросил курить, и девочка постепенно начала поправляться. Через некоторое время она выздоровела совершенно, что подтвердили и врачи. Однако отец скоро забыл и потому не сдержал свое обещание. И что же? У девочки опять обнаружили рак, и ее состояние снова ухудшилось.
 Отец ребенка вторично обратился к Святогорцу, но услышал твердое и нелицеприятное обличение: «Если ты, будучи отцом, не имеешь благочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ничем».
     Какой богатый урок всем нам! Духовному разуму старца Паисия открылась невидимая врачами связь ракового процесса у дочери с пристрастиями ее родного отца. По молитве угодника Божия, отец поборол свою страсть к курению, и болезнь отступила. Но мужчина повел себя легкомысленно. Вопреки обету, он не до конца избавился от привычки, вредной даже для его собственного здоровья. Поистине, лучше вовсе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Тем более, когда дело касается Бога и жизни умирающего ребенка. По непреложному слову Писания, «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8), и «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). Фактически своим поступком отец доказал, что недостаточно крепко любит свою дочь. А раз так, то и прошение его отвергнуто.
    Какой богатый урок всем нам!
    Подводя итог вышесказанному, можно утверждать: взаимоотношение грехов родителей и болезней детей гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Грех может приводить к болезни, а болезнь — ко греху. В этой связи он служит духовным фактором стрессов, внутри личностных конфликтов, нравственно отрицательных черт характера и личности, психических травм и вредных привычек, а следовательно, тех заболеваний, которые с ними связаны.
    Вернёмся к нашим главным героям романа Валерия Бочкова «Латгальский крест». Чиж и Инга – они оба страдают и живут с чувством вины. Чиж: «Единственный человек, о ком я говорил мало, была моя мать. Я действительно ощущал вину перед ней. Даже не вину – боль пополам с жалостью… Та боль сидела занозой где-то глубоко, та тяжесть стала частью моего естества. Наверное, с этой отравой внутри я появился на свет – если такое возможно.»
Ранее я уже говорила о семье Чижа: нелюбовь друг к другу поселилась там. Мать и отец не любят друг друга, отец изменяет жене с матерью Инги. Чиж и Валет (его старший брат) враждуют между собой. Валет даже был виновником того, что Чиж чуть не утонул. И это не было случайностью.
   А вот эпизод разговора Чижа с матерью: «Я не выдержал – начал униженно просить прощения. Умолял простить меня за грубость, за невнимание, за школьные грехи – пытался вспомнить каждую мелочь.
Она повернула голову и сказала с грустным безразличием:
   - Какой смысл? Ну прощу я тебя? И что?
   - Обещаю, я тебе обещаю…
Она уныло рассмеялась.
   - Честное слово…
   - Честное слово? - удивлённо повторила она. – Ты? Каким образом человек без чести может дать честное слово? Человек без совести. Без элементарного уважения – как такой может рассуждать о чести? Эгоист, которому наплевать на всех – на брата, на отца, даже на мать.
   - Мама, - произнёс я глухо. – А ведь ты меня просто не любишь.
И она даже не возразила, не возмутилась, ничего не сказала…она даже не вздохнула. Просто отвернулась к окну.»
   Читала со слезами на глазах. Трогает до глубины души. В таких ситуациях хочется обнять, прав ты или виноват. Хочется найти и сказать друг другу какие добросердечные слова. А здесь такая жестокость, такая насмешка, да ещё со стороны мамы. Да, она больна, и её нездоровье связано с рождением второго ребёнка в семье, то есть Чижа. Безразличие со стороны матери к сыну ужасно. Не это ли стресс для человека? Для ребёнка? А получил ли Чиж в своей семье уроки доброты, любви, милосердия, сострадания? Я думаю, нет. Каждый из них живёт своей жизнью. Наверное, поэтому главный герой несёт на себе этот тяжёлый крест вины, чужой вины, вины самых близких для него людей. Отец и мать не любят друг друга, родные братья не любят друг друга, мать не любит сына. Это трагедия.
   Инга – латышская девушка, в которую влюблён Чиж, дочь нацистского преступника. В тексте романа мы читаем: «Части и подразделения Латышского легиона СС не только участвовали в боях с Красной Армией, но и использовались командованием СС для проведения массовых расстрелов, осуществления карательных операций против партизан и мирного населения на территории Латвии.»
   Когда небольшая группа советских солдат и офицеров попала в плен, фашисты устроили над ними кровавую расправу, которая была произведена солдатами и офицерами одного из батальонов Латышской дивизии СС «Латгалия». Командовал операцией Карл Кронвальдс, отец Инги. Страдает ли девушка от таких действий своего отца? Конечно. Это психологическая травма. А когда Инга была ещё ребёнком, она оказалась свидетельницей расправы над её семьёй за злодеяния отца. Как следствие – психическая болезнь, и девушка оказывается в психушке.
  Жутко читать страницы, где автор повествует о посещении Чижом психбольницы, о встрече с любимой. Да ещё узнаёт о том, что у Инги есть дочь в возрасте двадцати пяти лет. А может, это его дочь?
   Быть может, высказанное мною мнение у кого-то вызовет возражения, вопросы. Я не навязываю свою точку зрения, а лишь пытаюсь рассуждать по поводу прочитанного.
   

Лидия Ермакова,заслуженный учитель РФ. г.Суворов Тульской области


Рецензии