Депутат Олег Смолин против псевдоинклюзии!
Собирая материал об инклюзивном образовании в России, наткнулась на имя депутата от КПРФ Олега Смолина.
И настолько мне понравились его высказывания, что я решила создать отдельную статью и в этой статье собрать его цитаты об инклюзии и псевдоинклюзии.
Но сначала пару слов о нем самом.
Прочитать подробно об Олеге Смолине можно тут.
Хочу только отметить, что депутат является почти слепым от рождения, закончил коррекционную школу, педагогический вуз (на общих условиях), работал преподавателем.
У него на сайте написано, что он:
депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
доктор философских наук, академик РАО;
председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
вице-президент Паралимпийского комитета России;
вице-президент Всероссийского общества слепых.
Что меня привлекло и заинтересовало в этом человеке?
Олег Смолин в открытую говорит: то, что подается в школах под маской инклюзии - это псевдоинклюзия.
Я уже приводила его цитату в предыдущей статье.
Посмотрим другие ссылки.
2013 год.
— Если вы откроете новый Закон об образовании, который, кстати, вступает в силу с 1 сентября 2013 года, то не увидите в нем никаких положений о том, что нужно закрывать коррекционные школы. Там, в принципе, написано правильно, что должны создаваться и коррекционные школы, и развиваться инклюзивное образование. Там перечислены возможные версии коррекционных школ, в том числе и для аутистов, чего раньше не было. Раньше разделение школ по специализации называлось видами, теперь понятие вида из закона, к сожалению, ушло.
Вместе с тем, при желании можно истолковать Закон об образовании таким образом, что он подталкивает к ликвидации коррекционных школ, поскольку в законе коррекционные учреждения вообще не выделены в отдельный тип. Мы предполагали, что это может привести к ликвидации коррекционных школ и хотели вернуть определение коррекционных школ, как особого типа, в текст закона.
Так что уничтожение коррекционных школ происходит не потому, что их нет в законе, а потому что у регионов нет желания их сохранять. Коррекционная школа – это учреждение интернатное, дети живут там практически всю неделю. Некоторые начальники в регионах полагают, что они сэкономят деньги, размещая ребят в обычных школах, но забывают, что для таких детей должны быть созданы особые условия. Специальные условия для одного-трех ребят в обычной школе могут оказаться значительно дороже, чем расходы на интернат и расходы на проживание ребятишек в коррекционной школе.
Проблема заключается в том, насколько возможно ребенку с инвалидностью, учась вместе со здоровыми детьми, получить такой же уровень знаний. Это возможно, только если для таких детей созданы условия, а педагоги владеют специальными методиками. Я не раз рассказывал, что изучал опыт образования инклюзивного в Лондоне, в самом продвинутом округе Ньюхэм.
Преимущественное право выбора между инклюзивным и коррекционным учреждением должно быть отдано родителям. Так мы это и предлагаем прописать в законе. Отдавая своего ребенка в образовательное учреждение, родители должны взвесить, есть ли там условия для него.
Источник 2015 год.
В Казани прошел всероссийский форум по проблемам обучения особенных детей.
Инклюзивное образование в России становится профанацией, заявил сегодня депутат Государственной Думы и первый вице-президент Паралимпийского комитета России Олег Смолин. По его словам, в некоторых регионах в погоне за модной тенденцией начали перегибать палку - закрывать коррекционные школы, а детей переводить в обычные.
- В последнее время мы столкнулись с темой профанации инклюзивного образования. Когда в некоторых городах России коррекционные школы расформировывают, детей принудительно помещают в обычные, и при этом никто не создает для них там специальных условий. Родители пишут нам жалобы, - посетовал Олег Смолин.
Важно, чтобы каждый ребенок, несмотря на проблемы со здоровьем получил максимум для своего развития. Родители должны решать, где будет учиться малыш. Задача государства - предоставить выбор.
- Разрушить специальные школы и привести всех в общеобразовательные - это все равно, что построить город сад на Марсе. То, что мы сегодня разрушим все школы - верю, то, что завтра создадим инклюзивные, не очень верю, - считает академик.
- Чем больше детей в инклюзии, тем больше учителей должны быть к этому готовы. Мы наращиваем курсы повышения квалификации для педагогов, которые работают в обычных школах. На сегодня 800 педагогов такую подготовку прошли, - рассказал заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов.
По словам депутата Олега Смолина главная проблема именно с педагогами. Если пандусы и лифты можно купить быстро, то обучение педагогов - длительный процесс, да еще не каждый учитель захочет работать со сложными детьми.
Источник https://dislife.ru/articles/view/36127
2015 год.
Выступление Олега Смолина, депутата Государственной думы, зампреда Комитета по образованию, было достаточно жестким. Отметив определенные позитивные шаги в виде нового законодательства, депутат напомнил, что ранняя коррекционная помощь детям с различными формами инвалидности все еще не оформлена законодательно, и этот пробел нуждается в заполнении. При этом именно отсутствие ранней помощи препятствует в дальнейшем естественному продолжению развития ребенка в обычных дошкольных и школьных учреждениях.
Еще одной серьезной проблемой Олег Смолин назвал отсутствие единой системы финансирования школ, практикующих инклюзивное образование. По его словам, в регионах различия в финансировании школ, где учатся дети с разными формами инвалидности, доходят до 10 раз. «На территории страны должна быть единая образовательная политика, государство обязано это контролировать», – уверен депутат. Здесь же очень важно соблюдение существующего закона, в котором говорится, что право выбора образовательного учреждения остается за родителями ребенка, идет ли речь об общеобразовательном или коррекционном учреждении. Однако нормы эти, хотя и прописаны формально, реально не исполняются, рассказал Смолин.
«Ключевая проблема – это псевдоинклюзия, то есть профанация инклюзивного образования, – заявил Олег Смолин. – Этого ни в коем случае допустить нельзя». На примере Москвы депутат рассказал, как сократилось число коррекционных учебных заведений, и сообщил, что в регионы было направлено письмо Минобразования о том, чтобы коррекционные учебные заведения не закрывались, а становились ресурсными центрами, помогающими общеобразовательным школам перейти к инклюзивному образованию. Смолин вновь напомнил девиз международного движения людей с инвалидностью – «ничего о нас без нас!». «Только с учетом мнения родителей детей с инвалидностью, общественных организаций людей с инвалидностью можно принимать какие-либо решения о ликвидации или реорганизации коррекционных школ, – сказал Олег Смолин. – Закрыть или реорганизовать коррекционную школу можно лишь с согласия родителей, по их доброй воле, а не чтобы отчитаться. Мы сейчас готовим соответствующие предложения в законопроект».
Говоря о необходимости специальных образовательных программ и специально подготовленных педагогах, депутат признал, что не все и не сразу будет получаться. «Однако опыт не появится, пока в школах не появятся дети с инвалидностью», – уверен Смолин.
Среди вопросов, которые были заданы ведущим первого модуля конференции, – о тьюторах, системе их подготовки и обучения. Евгений Сильянов сообщил, что Минтруд объявил конкурс на разработку профессионального стандарта этой деятельности, потом этот стандарт должен быть утвержден и лишь после этого начнется систематическая подготовка кадров. По мнению участников конференции, пока идет весь этот процесс, неплохо было бы поддержать инициативы общественников и родительских организаций, готовых уже сейчас предоставлять тьюторов тем, кто в них нуждается.
Источник https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/2327-vw-2327
И еще много интересных высказываний у него.
Конечно, у людей должен быть выбор. То, что открываются ресурсные классы, это не значит, что всех поголовно детей с аутизмом нужно отдавать только туда. Возможно, какие-то родители решат, что ребенку будет лучше в коррекционной школе.
Олег Смолин прав.
Побольше бы таких депутатов, которые действительно что-то делают для общества, а не только ставят галочку, что "инклюзия благополучно введена".
Всегда с Вами, Ваша Растеряша)
Свидетельство о публикации №221070800226