Нарушение свойств личности при эпилепсии. Ч. 2

Психические нарушения и особенности личности эпилептиков, описанные мной здесь  обычно представляют как неизбежный фактор, сопутствующий заболеванию. Их ставят в связь с самой болезнью, припадками, но вопрос об условиях формирования этих нарушений почему-то анализируется редко, что на самом деле неправильно.

Давайте рассмотрим эти пресловутые эпилептические изменения личности в свете социальных факторов.

Чтобы понять, нам нужно проследить:

1) качество жизни человека, у которого вследствие органического поражения мозга развилась эпилепсия,

2) реакции общественности на эти припадки (одноклассников, однокурсников, учителей, коллег, соседей),

3) неизбежно возникающие трудности в обучении, в работе, в личной жизни.


У ребенка - эпилептика представления о себе и о картине мире искажены, т.к. вся его жизнь, начиная с того момента, как у него случился первый припадок, становится одним сплошным «Нет». У него нередко развиваются реактивные и невротические состояния, связанные с пренебрежительным, а иногда и агрессивным отношением окружающих к нему и его болезни. Он пытается компенсировать свою неполноценность, вызвать хорошее отношение к себе со стороны сверстников не всегда удачным способом: угодливостью, приспособлением к другим детям. Из-за инертности, присущей таким больным, данные способы фиксируются, и в дальнейшем это становится единым методом поведения.


В ходе психологического исследования больного нередко выясняется, что первый эпилептический припадок случился с ним в детстве во время учебы в школе и сопровождался непроизвольным мочеиспусканием. Припадок напугал детей, но вместе с тем у них возникло и определенное отношение к больному ребенку. Они стали его дразнить и не хотели с ним играть. Для того чтобы участвовать в детских играх, он придумывал разные уловки, стал «подлизываться» к другим детям. Такой стиль поведения со временем развился и стал устойчивым по отношению к сверстникам и, в конце концов, сформировал елейность в обращении с людьми. Вместе с тем продолжающиеся насмешки в его адрес способствовали закреплению в нем жестокости, которая также стала устойчивой чертой его характера. Таким образом, причиной развития ханжества послужила не сама болезнь, а те изменения в отношениях с другими людьми, которые возникли в связи с болезнью.


Это пример того, каким образом медико-психологические проблемы смыкаются с социально- педагогическими.


Другой пример показывает, как формируется иная черта характера эпилептика — педантизм. Вначале он появляется как способ компенсации первичных дефектов. Однако вскоре происходит перенесение мотива из широкой деятельности на исполнение вспомогательного действия. Как это происходит? Поясним.


В норме овладение какой-либо операцией, ее последовательная отработка, как правило, не становится сама по себе самостоятельным мотивом, она лишь промежуточная цель, соподчиненная какому-либо дальнему мотиву. Поэтому и смысл отработки лежит вне ее, он лежит в системе куда более широких отношений. Так, человек овладевает операцией переключения скоростей не ради ее самой, но чтобы научиться управлять автомобилем. В свою очередь, умение управлять автомобилем займет разное место в иерархии других деятельностей, например, в зависимости от того, кем собирается быть данный человек — профессиональным шофером или шофером—любителем.


Качественно иное происходит при эпилепсии. Вследствие нарастающей инертности, возникают трудности в выполнении деятельности, особенно требующей частых переключений внимания. В результате этих трудностей у больного эпилепсией формируется своеобразный компенсаторный механизм — образуется определенный стереотип действий, которому он должен строго следовать (иначе он может сбиться). Впоследствии появляется тяга к однообразным монотонным действиям, которая постепенно генерализуется на все поведение больного, формируя педантичную личность.

Другая широко известная черта больных эпилепсией - постоянная забота о своем здоровье. Само ее возникновение вполне понятно. Судорожные припадки, особенно в начале болезни, вызывают целую гамму тягостных переживаний. К ним следует в первую очередь отнести навязчивый страх перед припадком и его последствиями; реакцию стыда и боязни «разоблачения»; синдром «ожидания ухудшения» своего состояния; особую установку на получение «немедленного радикального излечения», различные ипохондрические реакции. Естественно, что больные готовы строго выполнять все предписания врача, поскольку они знают, что всякое нарушение режима лечения может привести к появлению новых припадков.


Вначале больные рассматривают заботу о своем здоровье, прежде всего, как необходимое средство для продолжения привычной им деятельности (работы, учебы, и т.д.). Но со временем эта забота уже не подчиняется более дальним мотивам, а становится самоцелью. Наконец, в поздних стадиях болезни для больных нередко становится главным уже не сама по себе забота о здоровье, а тщательное, педантичное выполнение тех или иных врачебных процедур. Известно, что иногда больной эпилепсией способен устроить скандал в больничной палате, если ему вместо привычных таблеток дадут порошки или таблетки иной формы и размера. Все объяснения медицинского персонала, что по составу это - то же самое лекарство, могут быть совершенно напрасными.


Как мы видим, развитие эпилептических черт характера поддается анализу, если попытаться поставить себя на место больного, понять мотивацию его действий.


Рецензии