Легенда о святом проповеднике Бозбу-Ата

     Бозбу-Тоо = (кыр. Бозбу – имя мусульманского проповедника ислама + тоо – гора) = название горного хребта, расположенного между Чаткалским хребтом и рекой Нарын в Аксыйском районе Жалалабадской области. На Востоке этот хребет отделен от хребта Ат-Мойнок долиной реки Кара-Суу, на Западе ограничен Пишкаранской равниной. Длина хребта 30 км, ширина - 14 км. Наибольшая высота главной вершины этого хребта горы Шилби (кыр. - жимолость, волчья ягода] составляет 2876 м. Со склонов хребта берут начало все главные речки этой местности, самая крупная Ак-Суу, а также Куяш-Сай и Калай.  В геологическом отношении горный хребет Бозбу-Тоо представляет собой небольшие останцовые горы, оставшиеся здесь после разрушения окружавшей их более неустойчивой породы какими-либо экзогенными факторами - выветриванием, эрозией, воздействием воды и т. д.
     Необыкновенная красота открывается взору с вершин горного хребта Бозбу-Тоо.
Кыргызский писатель Т.Касымбеков писал, что народ называет  гору Шилби – горой матерью. Издали она напоминает  юрту [(кыр. уй – переносное жилище] и высится одиноко, не соприкасаясь ни с одной из близлежащих гор. Летом на этой горе нет снега, и она как будто одета лёгкой дымкой, но в любое время года над ней плавает небольшое облако.
     Горный хребет Бозбу-Тоо изобилует различными местными достопримечательностями и среди них озеро, расположенное на самой вершине горы Шилби, как тюндюк [(кыр. тундюк – верхний остов юрты в виде круга] в юрте. Местные жители называют его Тулпар-К;л.
     А у восточного подножия вершины горы Бозбу-Ата находится удивительно красивое урочище К;г;чк;н-Суу-Уулоо (Водопой скалистых голубей).
     Своё же название горный хребет получил в честь святого Бозбу-Ата (кыр. боз – смуглый + бу – аффикс + ата – отец; при именах географических указывает на святость места), одного из первых и наиболее активных проповедников ислама, прибывшим в эти края с первой группой арабских борцов за новую веру (гази).
     Проникновение ислама на территорию современного Кыргызстана  началось в первой половине VIII века с того времени, когда по существующей в настоящее время легенде, в эти места с многочисленным войском и проповедниками ислама прибыл шах Жарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Жарир),   который, согласно преданию, был внуком пророка Мухаммеда (571-632 гг.) и послан распространять ислам третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656 гг.), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата.
     Проповедник Бозбу с группой своих товарищей, среди которых были Бабаш, Падыша, Иман, Вали и другие, первыми вставшими под знамя пророка Мухаммеда, сами были глубоко верующими и уважаемыми мусульманами и активно включились в пропаганду новой религии. Они говорили своим слушателям о необходимости поклонения Богу, рассказывали о жизни исламского пророка Мухаммеда и советовали  принять ислам.
     Однако жители этой местности, которые были язычниками, не захотели менять свою веру на ислам и оказывали арабским завоевателям и миссионерам активное сопротивление. Особенно не виданное столкновение арабов с отрядами местного населения произошло в Алабукинском районе Жалалабадской области, почти на границе с Узбекистаном, около села Гулистан, у слияния рек Падыша-Ата и Чанач-Сай. Арабы потерпели здесь жестокое поражение, многие из них были убиты и лишь небольшой группе проповедников  удалось убежать, и они скрывались в пещерах горных хребтов, обычно  около водных источников. Бозбу же вместе со своими сподвижниками скрылись в пещерах около двух водопадов в горах тогда ещё безымянного хребта, расположенного на территории  современного Аксыйского района.  Когда волнения местного населения прекратились, Бозбу и другие проповедники ислама  начали спускаться в долину к людям и потихоньку прививали ислам местному населению, среди которых они нашли себе сторонников.
Всю свою последующую жизнь Бозбу посвятил проповеднической и миссионерской деятельности.
     Однако имя Бозбу осталось в памяти народа и как спасителя жителей пригорного села, охотников, землепроходцев, путешественников, альпинистов и туристов от страшного и опасного зверя, поселившегося в горном лесу, которого люди называли «алаткак» (миф. алат – несчастье, бедствие + как – словообразующий аффикс = приносящий бедствие). Это был медведеподобный зверь, но более крупный и страшный. Откуда он взялся в горном лесу никто не знал, видимо переселился из более дальних горных зарослей.
     По мнению некоторых учёных слово алаткак происходит от древнетюркского «адих-аюу» - медведеподобное существо. Из-за черной окраски, коренастого мощного тела, огромной пасти с острыми зубами, ужасных вкусовых предпочтений и повышенной агрессивности это животное называют «дьяволом», «любителем плоти». Рычание дьявола внушает людям ужас и похоже вначале на плаксивое ворчание, которое в дальнейшем перерастает в жуткий кашель с хрипом. Если же зверь злится, то издает пронзительный низкий рев. Эти дикие, кажущиеся неестественными, звуки очень пугали людей. А кричит алаткак часто, да так, что мурашки по коже пробегают.
У жителей села стали пропадать овцы, а вскоре пропало и несколько охотников. Жители села ничего не могли сделать с диким зверем, так как в это время у них оружием были лишь мечи, луки и копья. Да и использовать лошадей для нападения на алаткака охотники не могли из-за крутизны склонов гор и непроходимых зарослей.
Наслышавшись о чудотворной способности Бозбу, жители села пришли к нему с просьбой спасти их от страшного зверя. Бозбу не мог отказать своим последователям и согласился. Он с группой охотников обследовал места,  наиболее часто посещаемые алаткаком, и выбрал удобное место для западни. Бозбу поручил местным жителям выкопать на наиболее вероятном месте пребывания алаткака яму-ловушку с размерами сторон 2;2 метра и глубиной 3-4 метра с небольшим расширением  к низу, чтобы алаткак не мог выбраться наружу. Затем охотники замаскировали ловушку ветками деревьев, кустарников и травой и положили сверху этой маскировки голову специально зарезанной овцы и все разошлись по месту жительства.
Прошло два дня и жители села услышали глухой дикий рёв, доносившийся с места западни. Осторожно подкравшись, охотники увидели развороченный вход в ловушку и сидящего там и орущего зверя.
     Когда зверь от голода скончался,  Бозбу поручил жителям села закопать эту яму, и с годами это место было забыто.
     После своей смерти Бозбу был похоронен на склоне одной из гор, где он прожил всю оставшуюся жизнь. Примерно в ста шагах от этой могилы со временем вырос холм из жертвенных камней (обоо).
За свою бескорыстную миссионерскую деятельность, праведную жизнь, стойкое исповедание веры, усердие  в  деле распространения ислама Бозбу  был причислен к культу святых и получил приставку к имени «ата – святой отец», а место его захоронения было объявлено мазаром – святым местом и местом поклонения верующих. Кроме того,  и гора, где Бозбу скрывался от язычников,  тоже стала называться его именем (Бозбу-Ата), а позднее и весь хребет получил название Бозбу-Тоо. 
В 2009 году сотрудники культурно-исследовательского центра «Айгине» провели  научные исследования по определению на территории Кыргызстана сакральных мест, в результате чего ими было выявлено предполагаемое место захоронения святого Бозбу-Ата. Оно  оказалось расположенным на северном склоне одноимённого горного хребта на высоте примерно 2700 м над уровнем моря, а рядом располагался ряд  могил  небольшой высоты, длиной 2,0 метра и шириной – 1,5 метра. По периметру могил в форме четырёхугольника были уложены скальные обломки в форме кирпичей.
     Несмотря на то, что это место является мазаром, святым местом поклонения, состояние  самого кюмбеза (кыр. кумбёз – мавзолей, усыпальница, надгробие,  надмогильное сооружение) было плачевным. За давностью лет со дня строительства он настолько обветшал, что его крыша провалилась,  а стены обвалились и он представлял собой груду строительного мусора из глины, камней и сохранившихся арчовых перекрытий. В случае его восстановления потребуется проведение квалифицированных реставрационных и строительно-архитектурных работ. На этой же горе был найден большой камень, на плоской стороне которого были высечены какие-то знаки, напоминающие древние скандинавские руны (др.-сканд. run – тайна). Однако некоторые учёные склонны к тому, что эти руны являются древними кыргызскими  (орхоно-енисейскими) знаками (тюрк.) товро – знак, метка, выжигаемая на рогах и шкуре животных). Но пока учёным не удалось расшифровать эту надпись.
Согласно научным исследованиям древнетюркское руническое письмо; (орхоно-енисейская письменность) применялось в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII-X вв. н. э. и в XIII веке было вытеснено арабским алфавитом.


Рецензии