Красная таблетка от Вселенной 25

Психотерапевт Андрей Курпатов изобрёл некую «красную таблетку» - обучающую психологическую программу, которая помогает человеку решить важный вопрос: что для него действительно важно, а что не очень. «Почему, кого я знаю — не хочу, а кого хочу — не знаю?» Как найти этого инкогнито — действительно важного для тебя человека? Или это — дело случая?

Для тех, кому не повезло

Пожалуй, конкретному человеку Курпатов может помочь своей «красной таблеткой» решить его психологические проблемы: показать, как это можно сделать, стать для него на время этим самым «важным человеком» - ориентиром по жизни. Хотя остаётся вопрос: сможет ли он воспользоваться данной ему «удочкой» и самостоятельно «ловить для себя рыбу»?

Не всем везёт в юности на хороших друзей, знакомых, сослуживцев, не все удаётся получить качественное образование — вот им «красная таблетка» Курпатова может сильно помочь. Проблема нашего времени: мы не знаем, чего хотим по-настоящему. Она была всегда, всегда человеку хотелось непонятно чего, но «остренького», как в анекдоте, но сегодня она стала глобальной.

«Вселенная» Кэлхуна

Эту проблему, согласен Курпатов, хорошо описал этолог Джон Кэлхун в своей «Вселенной 25». Она представляла собой огромную бочку, в которой был создан «рай для мышей». На 1720 день рая все особи вымерли естественным путём: одни от депрессии, другие от зубов своих товарищей по раю. «Девочки» потеряли интерес к «мальчикам» и наоборот.

Эксперимент с «раем для мышей» повторяли 25 раз, результат был один и тот же. Это нам ничего не напоминает из сегодняшних новомодных «прогрессивных» ЛГБТ-тенденций и военной конфронтации в мире?

Главное возражение: человек — не мышь, он наделён разумом. Поэтому на него этот эксперимент не распространяется? Посмотрите, кто нас так успокаивает. Сам Кэлхун считал, что не существует логических причин, по которым «райский» эффект не может произойти в человеческом обществе.

Что говорит наука, в частности, Андрей Курпатов?

Искусственно созданный «рай» подавляет естественные инстинкты человека, даже инстинкт собственного выживания. Современный человек всё более погружается в «цифровой рай», в котором он живёт с помощью своего смартфона. Все потребности, ну почти все, можно уже сегодня удовлетворить с помощью смартфона, и еду привезут. Однако... «когда у человека нет никакого дефицита — нет и никаких желаний».

Искусственным образом, с помощью смартфона, мы вмешались в работу заложенных в нас природой инстинктов, и получаем на выходе атрофию и депрессию обладателей смартфонов — это результат их цифровой зависимости. По сути, проводится эксперимент, что окажется сильнее: наши инстинкты или «цифровой рай»? Пока в счёте ведёт «цифровой рай».

Возникают экзистенциальные вопросы: сможем ли человек жить без базовых инстинктов, что с ним тогда произойдёт? Сможет ли наш разум найти ответы на эти вопросы?

В «цифровом рае»

Как психотерапевт, Курпатов даёт такую историю нашей болезни: мы сами заключаем свою жизнь в «цифровой рай» с помощью своего смартфона, поскольку он легко закрывает все наши дефициты. Но без дефицита у человека пропадает чувство перспективы, перед ним встаёт страшный вопрос: зачем я живу? На который он не может ответить.

Человек превращается в своего рода «цифровое животное»: он не может жить, не потребляя постоянно какую-то информацию, ставя и получая «лайки» в своём смартфоне. Как ему найти силы отказаться от такой зависимости? Попробуйте сесть на «голодную диету» при изобилии на ваших глазах вкусной снеди. Посмотрите, сколько на улицах стройных, не отягощённых избыточным весом людей в возрасте, и наоборот.

Нет дефицита — нет не только перспектив в жизни, нет и удовольствия от жизни. «Человек создан не для удовольствия», а для чего он создан? Для преодоления чего-то, для борьбы за что-то, в этом его счастье, которое он не видит в погоне за «настоящим счастьем». Как только он его достигнет, скажем, купит новую машину, «настоящее счастье» становится чем-то другим, если человек в норме. «Все мы охотники до новизны...»

Когда же всё приелось, когда иллюзию новизны даёт один смартфон, человек оказывается «цифровом рае», он больше не может оторвать от него взгляд. Однако всем приходится по необходимости выходить в реальный мир — и одни обитатели «рая» впадает в депрессию, подавленное состояние с «психическими атаками» из глубин своего «я», а другие впадают в агрессию. Возникают своего рода «сладкие парочки» - психологические дополнения друг друга. Наука объясняет это сухо: современному человеку некуда выплеснуть свою психическую энергию, он не может этого сделать, как раньше.

Шоколадный мир

В принципе, мы живём сегодня в мире, где всё очень хорошо, всё просто «в шоколаде», в сравнении с другими, даже рядом стоящими эпохами.

Но что представляет из себя эта «жизнь в шоколаде»? Возьмём передовые страны: в США 50% населения живут в одиночку, по статистике. Поэтому и в депрессии, скучаем-с, тоска нас почему-то берёт. Человеку нужна социальная жизнь, впечатления, нужно просто много быть на улице, с друзьями, а он всё больше сидит в смартфоне.

Парадокс: материально, мы живём сегодня в лучшую из эпох, а чувствуем себя как в худшей из эпох. Наш мир плох для наших инстинктов, и мы к быстро этому привыкаем. Человек ко всему привыкает.

В жизни всегда за всё нужно платить. За жизнь в шоколаде тоже приходится платить — депрессией, которая, так или иначе, приводит к летальному исходу. «Депрессия — это смерть», - говорит Курпатов, несколько отложенная, только и всего. Если из депрессии не выйти.

Как это сделать?

Теоретически-психотерапевтически это понятно: через труд, вдохновение, новые желания, постановку амбициозных целей. Которые получат признание других людей — это очень важно! Важно, чтобы нас кто-то любил... Но за что любить сидящего в смартфоне? За «лайки» в сети? Они никогда не заменят глаз напротив.

А если нет вот никаких амбиций? Тогда — тоска, одиночество и в итоге - катастрофа. По одиночке мы умираем. Почему так?

Наш мозг всё нам прощает, всегда оправдывает нас: наш эгоизм, наше одиночество. Виноваты всегда — другие, а мы сами всегда хорошие. Мозг так устроен, что стремится в зону комфорта, поэтому подсказывает отложить всё на завтра, якобы всё как-нибудь устроится.. Но «завтра» ничего не устроится, повторится «сегодня». Мозг просто обманывает нас, даёт ложные надежды.

Мотивирует же наш мозг некий дефицит: безопасности, продуктов питания, впечатлений, наконец, любви. То есть теоретический выход — найти свой дефицит или сознательно создать его, хоть придумать дефицит чего-нибудь, чтобы придать дополнительный объём своей жизни, чтобы было куда стремиться. Опираясь на те возможности, которые у нас есть, ведь какие-то возможности всегда есть.

Можно взять и выйти на улицу, набраться впечатлений, а может и ума... Движение само по себе создаёт потенциал. Если вы в отчаянии — бежите хотя бы от него. Как выход, можно учиться чему-нибудь новому всю свою жизнь: лучшая жизнь — это более сложная жизнь. Можно начать с «красной таблетки».

Проблема пассионарности

Однако проблему «Вселенной 25» психотерапевтическими практиками вряд ли удастся решить. Глобальный мир всё больше превращается в «цифровой рай» со «скатертью-самобранкою» и волшебной палочкой — смартфоном, который может исполнить любые желания, для этого человеку не нужно даже вставать с дивана.

Вот обладатель смартфона принял «красную таблетку» и как бы осознал ужас своего положения, но.... чтобы выбраться из «цифрового рая», выйти «на улицу», нужна энергия, другими словами, по Льву Гумилёву, нужна некоторая начальная пассионарность. А если её нет?

Посмотрим правде в глаза: мир уже «попал» в «цифровой рай», или в «цифровую бочку». Уже включились программы по самоуничтожению: естественным путём, с помощью массы ЛГБТ-индивидов, и погромно-разбойным — как и в «мышином рае», где мыши перестали любить и стали набрасываться друг на друга.

Если нет изначальной пассионарности, «красная таблетка», да и любая другая человеку не поможет, это показывает на многочисленных примерах из всемирной истории историк Лев Гумилёв. Ещё вчера народ был деятелен и творил чудеса, но приходит срок, и он превращается в субпассионарного, прозябающего по жизни конформиста. Проблема падения пассионарности человека требует какой-то другой «терапии». Похоже, «Вселенная 25» погибла от потери пассионарности.

Виктор Каменев

08.07.2021


Рецензии
Размышляя на эту тему ("Человек - это корова?", "У верблюда два горба"), всё чаще задаю себе не слишком лестный для нас вопрос: "А что, если человек не венец мироздания, а, всего лишь, средство для достижения, неведомо кем и для чего поставленной цели?". И тогда, многое в поведении отдельных людей и человечества в целом, становится вполне логичным. Ну, например, почему "хомо", если он "сапиенс", не может договориться о "нормальных", благоприятных для всех, условиях существования человечества на планете Земля? И др.
Здоровья и удач, Адам.

Адам Райский   08.07.2021 11:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.