из истории архитектуры и дизайна. ч. 1 первые

      Первым из известных  нам архитекторов был египтянин   периода Древнего царства Имхотеп (его имя в переводе с греч. – Пришедший в умиротворении).
      Он действительно сотворил мир пирамид -  создал из мастабы  - прямоугольной усыпальницы  - первую  ступенчатую  пирамиду фараона Джосера высотой 61 м. (в середине 27 века до нашей эры).
      Её можно увидеть в Саккарском некрополе, недалеко от   Мемфиса.
      Имхотеп  был не только первым архитектором, чье имя история сохранила с незапамятных веков, но единственным зодчим, причисленным к пантеону  Богов.


     Первая арка  как элемент городской  архитектуры появилась в Вавилоне в 575г. до н.э. 
    Эта арка в еще бОльшей арке стала монументальными воротами Иштар в Вавилоне, покрытая синей глазурью и украшенная изображениями животных. 
     Хранится в  Пергамском музее (Берлин).
    Арка, меняя свои формы,  как архитектурный элемент  широко  используется в различных стилях в последующие века.
     Параболические арки впервые были созданы испанским архитектором Антонио Гуади.


     Первым  дошедшим до нас трактатом об архитектуре стала книга на латинском языке Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре» (под книгами подразумеваются разделы этого труда).
    Книга, созданная в 1 веке до нашей эры,  построена как диалог автора с заказчиком – императором  Августом.
     Витрувий, обобщив опыт зодчих предыдущих столетий и архитекторов Римской империи,  сформулировал объективный закон соразмерности пропорций человеческого тела с миром (космосом) как целым. 
      Витрувий утверждал, что этим объективным законом соотношений пропорций и чисел  строения  человеческого тела  и Вселенной  руководствуются  все гениальные творцы при создании музыки,   сооружений зданий и конструировании механизмов.


   В 1490 году Леонардо да Винчи, опираясь на мысли Витрувия, изобразил человека в круге, который вписан в квадрат (34,3 х 24,5 см.)   
    К универсалиям  микрокосмоса (человек)  и макрокосмоса  (Вселенная) художник добавил  квадрат и круг, две геометрические фигуры, лежащие в основе архитектуры и принадлежащие к символическим образам  Земли (квадрат, куб) и Космоса (круг, сфера).
    Витрувианский человека Леонардо да Винчи стал символом Ренессанса и лег в основу представлений эпохи Возрождения о человеке,  силе его творческого духа и мощи разума, сопряженного с  земной гармоний и космическими законами красоты и добра.
     Ле Корбюзье использовал в своих  творениях, оказавших влияние на  всю архитектуру ХХ века, заключенные в рисунке   Витрувианского человека смыслы, воплощенные Леонардо да Винчи.

 


Рецензии