День семьи

Я уже 6 лет, как являюсь пользователем сайта «Одноклассники», но впервые на моей памяти на этом сайте отмечают День семьи.  Вообще каких только праздников не придумывают на этом сайте. 2 дня назад был день поцелуев, день назад – праздник Ивана Купала. Если  каждый праздник отмечать рюмашкой водки, точно сопьешься в течение пары месяцев.

Но если серьезно.  В наше время весь «цивилизованный» мир ополчился на ячейку общества – семью.  Впрочем, такое отношение на Западе сложилось уже довольно давно. Те  же американцы дождутся, когда сын или дочь окончат школу, и выгоняют их на вольные хлеба – живи, как знаешь. Часто дети в следующий раз могут увидеть родителей, когда приезжают на похороны.  Какая полноценная семья может быть в однополых браках, которые все чаще заключаются на Западе и у нас уже не редкость.

Правда, это не всех американцев касается. В богатых семьях блюдут традиции.  Тем более это не просто дань установленному этикету в богатых семьях Америки и Европы, но и напоминание, чтобы не обделили при наследстве.  Правда, чем больше наследников, тем меньше достанется одному. Поэтому уже давно в европейских странах, особенно у богатых, количество детей небольшое.

В Германии и Японии последние годы наблюдается естественная убыль коренного населения. Рождаемость не покрывает смертность, и население сокращаются. Это было и до пандемии коронавируса, а сейчас, видимо, этот процесс ускорился. 

В Российской империи все обстояло с точностью до наоборот.  Младенческая смертность была очень высокой, до взрослого состояния доживала едва ли треть родившихся в семье, а ведь взрослый сын – это кормилец в старости. Примерно такая же картина наблюдалась в Средней Азии даже после установления советской власти.  В РСФСР высокая рождаемость была тоже очень долго, хотя и младенческая смертность снижалась, и взрослых детей в семьях хватало.  Но половая активность была высокая, о средствах предохранения от нежелательной беременности никто не знал, вот и рождалось много детишек.  5-7 детей  было почти в каждой семье, даже в такой, где достатка было немного.  Но все жили дружно, помогали друг другу, вместе вели немудренное домашнее хозяйство.  Младшие донашивали за старшими одежду и обувь.  Повзрослевшие сыновья из семей преимущественно крестьянской России уезжали в город, где стремительно набирала темпы индустриализация и рабочих рук не хватало. А дочки выходили замуж и перебирались в дома своих мужей.

Но существовали многочисленные православные праздники, когда все ходили друг к другу в гости.  Так что семейные узы не рвались, и, если случалась какая беда, вся семья старалась помочь легче пережить её.

Когда я несколько лет назад увлекся составление генеалогического древа,  стал узнавать у родственников, с которыми поддерживал связь, нашу родословную, мне стало ясно, каким разветвленным было наше генеалогическое древо. Благо, добрые люди мне подсказали, что существует специальный международный сайт, куда можно вместить древо любой величины.  И я стал заполнять его,  искал исходные данные родственников, их фотографии, даты рождения и смерти, и все вставлял в электронную версию древа. Пока в нем было меньше 200 персон, для меня это ничего не стоило. Но по мерее увеличения числа веточек в древе увеличивалась и плата за пользование этим сайтом. Сейчас в нем 1103 человека, у которых есть 496 фотографий.  Жаль, что древо растет в ширину, в не в высоту, я сумел найти своих предков лишь на 4 поколения старше моего.

Вернусь к своей семье. У меня есть отдельное повествование о своей родословной, желающие могут прочитать об этом в этом материале.  http://proza.ru/2018/02/22/642. Но я хочу высказать свои суждения, как строились взаимоотношения в семьях раньше и сейчас.

Оба моих родителя родились в многодетных семьях. Но если моя мама была старшей в семье, где было 7 детей, то отец из семьи, где он был пятым в семье из 6 детей. Почти все дети выросли, стали взрослыми и умерли своей смертью, лишь у отца один из старших братьев утонул в молодом возрасте и не успел создать семью.  Зато у всех остальных были семьи, жены, дети, у многих внуки.

Семья моего отца пострадала в период раскулачивания. Моего деда, засольщика рыбы в большом селе на берегу Амура, по доносам недоброжелателей раскулачили только на том основании, что у него была лошадь. Но засольщик рыбы  и икры на берегах Амура уважаемая профессия, от него зависит, как сохранится рыба и икра до следующей путины.  Семья  была большая, все работали по хозяйству, наемные работники был лишь в период покосов, для заготовки сена для домашней скотины.  Но это не нравилось местной голытьбе, она и писала доносы. Малограмотные чекисты действовали по заведенным правилам – есть три доноса, арестовать и судить.  Поэтому дом и имущество  моего деда конфисковали, а его самого вместе с домочадцами  сослали на поселение опять же в село на берегу притока Амура, но уже в чистое поле, где пришлось мыкаться, прежде чем сумели построиться и обжиться. Через 9 лет моего деда реабилитировали, а вот его брату повезло меньше, его расстреляли. Второй брат остался жив, но так же был репрессирован.

Реабилитация моего деда позволила моему отцу после окончания школы поступить в педагогическое училище Николаевска-на-Амуре и успешно закончить его, получив специальность учителя начальных классов. Последний год учебы был заочным, отец работал учителем в одной из школ Ульчского района Хабаровского края.  До призыва на военную службу он успел поработать учителем в другой школе того же района. После  участия в войне, где отец  был командиром отделения связи артиллерийского дивизиона стрелковой дивизии на Дальнем Востоке, его по распределению отправили работать учителем в школу, где он повстречал мою маму, учительницу немецкого языка этой школы.

Моя мама тоже была из семьи спецпереселенца. Её отец, мой дед, воевал во время Гражданской войны,  был грамотным, поэтому после окончания боевых действий стал работать в местном сельсовете.  В время раскулачивания он предупредил своего дальнего родственника, что того собираются раскулачивать, и на этом основании мой дед сам попал под этот процесс. Чтобы избежать его, дед с семьей из Забайкалья перебрался в Хабаровск, но и там его случайно нашли и поставили перед выбором – или заключение и лагерь, или спецпоселение в Кербинском районе Хабаровского края (ныне это район имени Полины Осипенко). Дед выбрал второе, и осенью 1933 года оказался в селе Керби  с женой и 4 детьми. Первую зиму они прожили в землянке, а потом переселились в барак. Деда, как знающего организацию сельского хозяйства, сделали председателем артели по выращиванию овощей, а через несколько лет на её базе появился колхоз, где деда выбрали председателем.  Моя мама как старшая дочь в семье, после окончания средней школы, поступила в Хабаровский педагогический институт и стала учительницей немецкого языка в средней школе на прииске Херпучи, куда и направили работать моего отца после демобилизации из армии.

Район имени Полины Осипенко северный, лето короткое и, хотя жаркое, но гнуса в поселках и селах хватало. У дедушки с бабушкой в колхозе была  домашняя скотина  и птица, чего не было у моих родителей. Поэтому на лето во время школьных каникул мы  с родителями ездили в деревню, где был колхоз. Отец помогал строиться,  мама помогала бабушке по хозяйству, а я ел свежие овощи и пил молоко.  Затем дедушка с бабушкой и двумя младшими детьми перебрались в пригород Хабаровска, где дедушка устроился работать директором подсобного хозяйства краевой психбольницы, и получил служебную квартиру.  Меня с моим младшим братом на лето родители стали привозить в Хабаровск.  Через несколько лет дедушка с помощью детей построил свой частный дом и дворовые постройки, где у них, как когда-то в колхозе, снова были и корова с телкой, свиньи, курицы и гуси.  Тогда к ним стали привозить на лето внуков другие дети, живущие преимущественно в северных районах края – Охотске, Комсомольске-на-Амуре, селе Сусанино.

Эта была незабываемая пора.  Нас, внуков и внучек было так много, что обедать и ужинать приходилось в две очереди. Вначале более младшие, а потом взрослые члены семьи и старшие внуки садились за стол.  Мы играли, помогали старшим по хозяйству, были дружные и  веселые.  Заводилой у нас был Вовка, младший брат моей мамы, наш дядька, всего на год старше меня, старшего внука.  Спать все укладывались на полу, когда  я стал старше, мы с Вовкой спали на чердаке дома или на сеновале стайки, а под нами чавкала свинья и жевала своё сено корова. С тех пор сохранились наши связи, хотя жизнь нас разбросала по всей матушке России и даже на Украину.

Мы, старшие внуки дедушки и бабушки, выросли, окончили институты, завели свои семьи.  Немощные бабушка с дедушкой продали свой дом и перебрались к одному из сыновей, у которого жилищные условия были получше.  В каждой семье были свои дни рождения, которые отмечались всей семьей. Так было и в моей семье, где было два сына и дочь. Разница в возрасте между моими детьми была небольшая,  дети были приучены к порядку, вещи носили аккуратно, так что младшие донашивали верхние  вещи старших. Младшей в нашей семье была дочь, и когда она подросла, стала что-то понимать, возмутилась, почему она ходит в мальчуковых куртках. С тех пор всем стали покупать свои вещи, которые так же не снашивались, и по наследству переходили к кому-то из родственников, у кого были дети, и им эти вещи подходили.

Когда умирали дедушка с бабушкой, на похороны приезжали все родственники. Из Забайкалья, откуда дедушка с бабушкой, приезжали их родственники.  Гостей собиралось там много, что уместить их в квартире было невозможно, поэтому арендовали столовую, где о проводили поминки.  Скажу, тогда все родственники на поминках мне лично были знакомы или по фотографиям, или по детским воспоминаниям.

Моя мама была старшей в семье и считала своим долгом помогать младшим братьям и сестрам.  Это было нужно, когда они учились в институтах, она посылали деньги, поздравляла со всеми праздниками и днями рождения.  Поэтому мою маму все уважали и любили. Её день рождения 9 января был праздником для всех родственников, живущих в Хабаровске, они обязательно приходили в гости, поздравляли её, приносили подарки, а мама угощала их своей кулинарией.

Родственники по линии моего отца были мне тоже знакомы. Они долгое время жили в городе Николаевске-на-Амуре, и когда мы добирались из Херпучей в Хабаровск, обязательно навещали их в Николаевске.  Больше всего мне запомнилась старшая сестра отца тетя Соня.  Видимо, такой уж удел старших, встречать родственников и провожать, когда проезжают мимо. Квартира в семье тети Сони была небольшая, поэтому всех гостей укладывали спать на полу, постелив на него все, что можно.  И каждую новую группу гостей укладывали ближе к хозяйской кровати, а тех, кто провел уже не одну ночь, ближе к дверям, как бы намекая, что пора бы и честь знать. Но в те годы единственным видом транспорта, связывающим север с Хабаровском, были пароходы, а они ходили по Амуру не каждый день, и не на каждый рейс можно было купить билеты. Так что не раз наша семья спала почти у самых дверей в те далекие 50-е годы.

Прошло время. Младшего сына Володю из большой семьи мамы перевели работать в Ленинград, и он долгие годы не приезжал в Хабаровск. Однажды по делам он приехал, и когда мы узнали это, все мы, мои двоюродные братья и сестры, отметили нашу встречу после долгой разлуки в ресторане гостиницы «Интурист». Когда ресторан закрыли, мы перебрались на крышу гостиницы и там гулеванили до утра, вспоминая наше детство и школьные годы, когда на летних каникулах мы жили у бабушки с дедушкой.

А потом стали умирать уже наши родители. Снова похороны, поминки, и уже новые родственники не узнавали друг друга, потому что никогда не общались. Помню, на поминках моей мамы встретились её внук  и внук её младшей сестры, которые несколько месяцев сидели за одним столом в школе  ДОСААФ и не знали, что они родственники. 

Еще не зная, что моя жизнь круто изменится и я уеду с Дальнего Востока, я во время отпуска в Приморье решил съездить к тете Соне, которая жила с семьей своей единственной дочери в Лазовском районе Приморского края.  Поездка случилась неожиданно, но радости от встречи было еще больше, чем если бы ждали.  На следующий вечер к нам приехала старшая внучка тети Сони, живущая в районном центре и работавшая главной медсестрой Центральной районной больницы.  И в тот же вечер вернулся с рейса в море младший внук тети Сони, и тоже неожиданно.  Снова застолье, разговоры, воспоминания.  Вот так совершенно неожиданно я попрощался с тетей Соней, моей кузиной Лидой, ей мужем Леней, с племянниками Олей и Шуриком.

Через год судьба забросила меня в Сибирь, в столицу НК ЮКОС город Нефтеюганск. Там снова встречи с родственниками, уже по линии жены.  И снова застолья в дни рождений и на праздники, воспоминания, рассказы о прожитых годах.  Семья брата моей жены Виктора мне понравилась, они живут дружно, помогают друг другу.

Вместе со мной и женой перебрались в Нефтеюганск сын Сережа и дочь Наташа со вторым  мужем и сыном от первого брака.  А через полтора года решил переехать к нам и старший сын Саша с семьей. Так наша дальневосточная семья воссоединилась в полном составе в Сибири.  Началось пополнение в ней, Сережа женился, у него родился сын. Второй сын родился и у дочери. А через 5 лет мы также дружно перебрались в Тюмень, которая переживала второе рождение, превратившаяся из «Тюмень – столицы деревень» в современный, самый быстро растущий в России город богатого нефтью и газом региона.

Но и на этом жизнь не завершилась, хотя много чего неожиданного произошло в ней. Но я не буду этого касаться, все же это сугубо личное. Но скажу, что я имею самые тесные связи со своими детьми, их вторыми половинами, внуками, и наша семья не растеряла родственные связи. А то, что на мою просьбу помочь с написанием генеалогического древа откликнулись многие родственники, тоже говорит о многим. Так что это праздник для всех нас.


Рецензии