В пространство ада себя загнавшие. Вступление
(На примере произведений А.Н.Островского)
Вступление.
«Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? …
Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось…
Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием… Если мы будем к нему почтительны…»
Слова несчастного Бориса из знаменитой «Грозы», что при жизни писателя над Москвой «пронеслась», а десятилетия спустя советским литературоведением «на щит поднята» была. И, как обычно, без старания углубиться, увидеть духовное начало, без понимания или сознательного игнорирования того, что творили великие наши писатели, исходя из принципиально отличающегося от нас менталитета. Потому хотя бы, что Церковь от государства отделена не была - и все браки априори в храмах православных освящались…
Итак, возможно, этот печальный рассказ одного из главных героев для многих в общем контексте «тонет» - только разве не заставляет он задуматься об истиной сути того, имя чему - «Тёмное царство»?! Не «по-добролюбовски», конечно.
И речь пойдёт не о самом Борисе – относиться к нему весьма по-разному можно, да и вопрос невольно возникает, так ли уж жизненно необходимым было для него и сестры упоминаемое наследство, чтобы каждый день страдать и унижаться. Только нас в данном случае больше интересует покойная бабушка.
А ещё, наверное, следует вспомнить, что в отличие от самых ранних пьес, появляются в системе образов такие, которых по разным причинам читатель никогда не увидит – о них лишь говорят. Не для того ли нужны «незримые» члены семей, чтобы все проблемы «из глубины» увидеть и понять?! В данном случае – да и не только – определённо. И, наверное, у любого внимательно о такой бабушке прочитавшего, недоумение и множество вопросов останется…
Итак, одна из главных, ключевых жизненно важных тем – чем семья, да и вообще отношения людей держатся.
Мы уже говорили о браках «по принуждению», о тайном венчании – без этого понять русскую литературу, особенно пьесы великого драматурга, невозможно в принципе.
И вот сейчас предлагаю представить, даже, наверное, осознать, то, что за «пределы» литературных произведений выходит. Наступает момент, когда супруги наедине друг с другом остаются – без расчётов и свидетелей, без сосватавших их. И, конечно, «наедине» с Богом – «свидетелем» их слова пред Алтарём. И здесь уж вся правда - правда «незавуалированная» открывается. Пред Алтарём душою чистыми были или солгали. Его - Создателя Нашего, в отличие от мира грешного, обмануть не «получится»…
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №221070800852