Веве. У бывшей могилы полковника А. В. Короченцова

Фото: Кладбище Сен-Мартен в городе Веве (Швейцария, кантон Во), где  находилась  могила с каменным  белым крестом (слева на фото) полковника царской армии Александра Васильевича Короченцовa(17.08. 1877 – 06.02. 1922) [1], второго супруга  овдовевшей в 1915 году княгини Татьяны Константиновны Багратион-Мухранской;  княжны императорской крови Татианы (Романова; 1890 – 1979). Могила и памятник на ней в форме креста ликвидированы весной 2021 года. Оформление на бывшей могиле Короченцова А.В. (на фото справа) и любительское фото места захоронения сделаны автором, посетившем кладбище Сен-Мартен 5-6 июля 2021 года.


                Нас не накроют флагом военным,
                Не прозвенит над нами  салют.
                Разве что в небе вечном, нетленном
                Ангелы Божии нас отпоют.


                (Из песни белых офицеров "Наших
                имен не запомнит Россия")

Александр Васильевич Короченцов - значительная фигура  в белой эмиграции; православный. Происходил из дворян Области Войска Донского [1], воспитывался в военной семье,  окончил в Санкт-Петербурге Пажеский корпус, в 1898 году стал корнетом в лейб-гвардейском Конно-гренадерском полку. Последним командовал великий князь Дмитрий Константинович (Романов; 1860 - 1919).

Александр Васильевич заведовал двором великого князя Константина Константиновича. После расстрела большевиками в 1919 году великого князя Дмитрия Константиновича [2] полковник  Короченцов А.В. нашел   убежище от большевиков в маленьком швейцарском курортном городке Веве, расположенном на берегу Женевского озера.

Он сопровождал  в длинной дороге на Запад старшую дочь великого князя Константина Константиновича -  княгиню Татьяну Константиновну и ее маленьких детей [3]. В 1919 году Короченцов А.В. с княгиней и ее детьми выехал на поезде в Киев, далее в Одессу. Спустя некоторое время   они  прибыли в порт Констанца  (Румыния) и оттуда направились в Швейцарию.

Первоначально Короченцов А.В. и княгиня Татьяна Константиновна поселились в Лозанне, позже - в дорогом курортном месте Монтрё  и далее - на крестьянском хуторе у подножия  невысокой горы в Веве. Здесь они сблизились с  протопресвитером Сергием (Орлов; 1864 -1944), настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Женеве. Отец Сергий служил также в православной церкви г. Вeвe, где молились  Александр Васильевич  и Татьяна Константиновна. В Веве Короченцов А.В. бросил курить и много трудился  в качестве обыкновенного сельского фермера. Он доил корову, ухаживал за свиньей, кроликами и курами, вывозил навоз и др.

Супругом княгини  Татьяны Константиновны  бывший офицер  Александр Васильевич Короченцов стал в начале ноября 1921 года. Вопрос об усыновлении  маленьких детей Теймураза и Наталии не поднимался во вновь  образовавшейся семье.

Венчание княгини и полковника царской армии проводил протопресвитер Сергий. В конце 1921 года Александр Васильевич, много  помогавший  жене в воспитании ее  детей, неожиданно заразился дифтерией от девятилетнего Теймураза (1912 -1992). Это случилось в гостиничном номере в Бельгии, где он поселился вместе с подростком, который оказался скрытым носителем  коварной болезни.  Последняя  быстро проявила себя в гостинице "Carlton"  в Брюсселе, куда вевейская семья прибыла на празднование Рождества и Нового 1922  года к матери Татьяны Константиновны - великой княгине Елизавете Маврикиевне (1865-1927) [4].

Мальчик с болезнью справился, а тяжело больного Короченцова А.В. с  очень ослабленным иммунитетом  срочно  поместили в брюссельскую больницу. Праздники с новогодней елкой были омрачены болезнью Александра Васильевича. Из Брюсселя его  отправили в госпиталь швейцарской  Лозанны, где  во время лечения 6 февраля 1922
года и наступила  смерть Александра Васильевича от "паралича сердца".

Короченцов А.В. был прихожанином вевейского православного храма во имя св. вмчц. Варвары. Недалеко от него  на возвышенности   располагается ныне большое кладбище Сен-Мартен, называемом в русской эмиграции "русским некрополем".  Здесь и нашел свое последнее упокоение А.В. Короченцов.

В кантоне Во, к которому относится город Веве, существует давняя практика ликвидации на кладбище старых могил  и уничтожении надгробных памятников. Это происходит в тех случаях, когда ближайшие родственники или близкие, а также общественные организации не оплачивают продление существования могилы или не переносят захороненные в них останки в другое, новое  место.

Родственников у Короченцова А.В. не было, детей общих  с единственной супругой тоже. Дети княгини Татьяны Константиновны - князь Теймураз Константинович и княжна Наталья Константиновна уже давно ушли из жизни, их браки были бездетными. Княгиня Татьяна Константиновна  в 1946 году постриглась в Женеве в монахини с  именем Тамара, переехала в Иерусалим и  возглавила  там в  1951 году  женский монастырь  РПЦЗ на Елеоне. Скончалась там же в 1979 году.

Известно, что  в 1966 году матушка Тамара  коротко пребывала на церковных торжествах в Женеве, но по не известным автору  причинам  она не посетила могилу своего второго мужа в Веве, куда  на поезде можно было добраться всего за полчаса. Ее очень  богатые  в тот год  взрослые дети с княжескими титулами не установили  приличного памятника на кладбище в Веве и не выкупили  на нем место тому, кто в далекие 20-е годы  спасал их и фактически заменил им отца. Игумения долгое время не разглашала  в Елеонском монастыре имя своего второго супруга. Однако оно и ее вторая фамилия "Короченцова"  все-таки  стали известными клиру и  многим  ее сестрам. 

Церковь Св. Варвары (РПЦЗ)в Веве в год написания этого материала сама нуждалась  в пожертвованиях для проведения неотложной реставрации алтаря и настенных росписей. Русская эмиграция в этом городе  была немногочисленной  и  не богатой.

Служители кладбища Сен-Мартен в начале июля 2021 года помогли  автору найти место погребения Короченцова А.В. Они же сообщили, что место его  могилы  освободили для нового захоронения, однако останки почившего сто лет назад известного россиянина "почивают  ныне в земле". А где же  они  упрятали надгробный белый  крест с  ошибочно начертанной  на нем датой рождения "1878" ( правильно - 1877)? Те же  служители кладбища объяснили  автору, что "могильные  памятники сносят, разбивают и уничтожают  их  специальной дробильной  машиной". Щебенкой от каменных  православных крестов посыпают дорожки на кладбище Сен-Мартен.

Автору разрешили в дождливый день  поставить на месте бывшей могилы Короченцова А.В.  иерусалимскую икону с изображением святого Георгия Победоносца, а также церковную  и  поминальную свечи. Впереди свечи автор  положил  прозрачную полиэтиленовую  папку, куда поместил листок из блокнота с начертанной на нем красным цветом строкой - "Могила Короченцова А.В." Потом откупорил бутылку вина  и, кажется, много выпил тогда за упокоение раба Божиего Александра. Две мужские  слезы растворились в дождевой воде. Землю со свежею травою на бывшей могиле окропил  святою водою из мюнхенского православного прихода Московской патриархии. Полил землю недопитым красным поминальным вином  и  усыпал ее лепестками трех бутонов роз, которые любила  при жизни  супруга Александра Васильевича  Короченцова - княгиня Татьяна Константиновна, подписывавшая его фамилией  свои документы и письма в Швейцарии и Сербии до середины 40-х годов прошлого века.

...Поклонился  могиле и двинулся  к вокзалу, чтобы успеть к поезду, направлявшемуся в Лозанну. Даст Бог, автор приедет еще раз в Веве.


Веве - Мюнхен

2021 и 2024 гг.



Примечания

[1] См. сайт "Офицеры РИА (Русской Императорской Армии" // https://ria1914.info/index.php/

[2] Холодюк А. Вологда. Соборная площадь. Дом Коковашина//http://proza.ru/2020/10/15/982

[3] См.: Глава "Александр Короченцов -"первая любовь" и второй супруг княгини" в книге Холодюка А.Г. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара.- М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018, с.44-48.

[4] Холодюк А. Матушка Гавриила из Леснинского монастыря//http://proza.ru/2018/03/14/2355


Рецензии