С севера на юг вдоль берегов России. Часть 15

                В гостях у художника

День тринадцатый, 16 сентября. Командорские острова. Остров Беринга. Село Никольское
                (55°12,5' Северной широты 165°58,1' Восточной долготы)
               
                Цвети и пой моя сторонка               
                Среди озер, морей и гор.               
                Пусть льются песни жаворонка               
                Над тундрой наших Командор.               
                (И. Симаков)

     Мы шли по прибрежной полосе и рассматривали всё подряд, создалось впечатление, что именно отсюда начиналась застройка острова, и действительно, скоро мы наткнулись на достаточно ветхие, но ещё используемые здания, на которых сохранились таблички, подтверждающие их солидный возраст. Вот здание пушной фактории компании "Гутчинсон Коль", построенное ещё в 1870 году, тогда вся добываемая на островах пушнина прямым ходом поступала на крупнейшие пушно-меховые аукционы в Лондон или Франкфурт. Компания, конечно, достаточно зарабатывала на русских мехах, не знаю, оставалось ли что в России, и поступала ли эта часть в государственный бюджет, но боюсь, ничего за прошедшие полтора столетия не изменилось.

     А затем мы увидели весьма оригинальный домик, практически совсем новый и весь разукрашенный. Ещё на судне за пару дней до Командоров мы услышали, что на острове Беринга живет настоящий художник, спросили, можно ли с ним познакомиться, и вот сейчас нас ведут в его мастерскую, а расписанный дом, мимо которого мы идём — его жильё, всё просто, как всегда. Мастерская же находится рядышком, в каком то, по внешнему виду, сарае.

     Там-то мы, наконец, и познакомились с удивительным человеком Сергеем Пасенюком, художником по профессии, который, впервые посетив Командоры в 1971 году, настолько влюбился в острова, что остался там жить. Оба дома — тот, где живёт художник и другой, где находится его мастерская, — очень легко узнаваемы, поскольку их стены ярко расписаны, да и вокруг них всякого живописно-художественного много чего находится. Расположены они на берегу маленькой бухточки в самом нижнем ряду жилых зданий в селе.

     Экспозиция, выставленная в мастерской, явно составляет конкуренцию официальному музею. Достаточно сказать, что именно там находится второй полный скелет коровы Стеллера, ну, а всяких любопытных предметов, принесённых к острову морем, очень много. Мне кажется, что, если бы площадь его мастерской можно было расширить, интересные экспонаты появились бы сами собой, такой мощный энергетический посыл исходит от этого человека, что он притягивает к себе всё необыкновенное.

     Я обещал рассказать вам историю про пушки со "Святого Петра", которые установлены на острове за памятниками Берингу. Началось всё с легенды. Якобы рыбаки видели в море на той стороне острова на мелководье чугунные пушки. Рыбаки рассказывали, но как только туда отправлялись официальные лица — пушки исчезали. Это повторялось несколько раз, и уже никто в Никольском не обращал внимания на очередные рассказы о появившихся пушках.

     Легенда эта возникла не на пустом месте. Начало ей было положено воспоминаниями штурмана "Святого Петра" Свена Вакселя о том, что участники Второй Камчатской экспедиции после зимовки на острове, в районе которого потерпел катастрофу корабль, оставили девять чугунных трехфунтовых корабельных пушек длиной 1,7 метра и весом 200 кг каждая и пять двухфунтовых длиной 1,5 метра и весом 150 кг, которые сложили штабелем на берегу бухты в приливной зоне. Корабельные пушки остались, океан сберег их, замыл песком.

     Около двух веков их не удавалось увидеть никому. И только в 1935 г. после свирепого шторма местные охотники обнаружили пушки в приливной зоне. Вывезти их тогда не удалось, но остались снимки фотокорреспондента одной из центральных газет Галины Санько, оказавшейся в то время в командировке на Командорах. Вскоре пушки исчезли из вида. Летом 1940 г. пушки вновь появились, и опять океан припрятал их от людских глаз. Появились они на виду во всей своей красе лишь в 1946 г. На этот раз три из них удалось вывезти из бухты Командор.

     Две поместили в уже знакомый нам музей в Никольском, а одну — в областной краеведческий музей в Петропавловске-Камчатском. Остальные пушки вновь исчезли: океан замыл их песком. Пушки Беринга, появляясь на небольшой глубине в бухте Командор и исчезая, словно дразнили людей, заманивали, подзадоривали. С ними было связано немало таинственного и загадочного. Рассказы о них обрастали легендами и просто небылицами, якобы их опять видели охотники-алеуты, но каждый раз они появлялись в разных местах, как призраки.

     Всё это так и осталось бы в виде легенд и сказаний, но в 1956 году правительство Дании обратилось к руководству СССР с просьбой преподнести в дар их стране две пушки с пакетбота "Святой Петр", которым командовал датчанин Витус Беринг. О старинных пушках, обнаруженных на далеких Командорских островах, датской стороне, видимо, стало известно из нашей центральной прессы. Получилось так, что именно в это время предстоял первый после войны визит отряда кораблей Балтийского флота в Данию. Командование Тихоокеанского флота, получив приказ доставить две пушки в Ленинград в течение месяца, организовало целую экспедицию для поиска пушек, но море не захотело поделиться с людьми своими сокровищами. Пришлось отправить в Данию те самые две пушки, которые находились в экспозиции музея в Никольском.

    Остальные орудия исчезли, казалось, навсегда. Прошли долгие двадцать пять лет, за это время никому не удалось увидеть пушки Беринга, и, возможно, они бы исчезли навсегда, но наступил 1981 год, год трехсотлетнего юбилея со дня рождения великого мореплавателя. На Командоры была снаряжена большая комплексная экспедиция, одной из задач которой были и те самые пушки. Экспедиция была оснащена специальными приборами для поиска металлов и техникой для подъема тяжестей с морского дна. Пушки обнаружили несколько в стороне от того места, где они находились в 1946 году, и значительно на большей глубине под толщей песка, почему я и говорю, что они могли бы исчезнуть навсегда.
     Такой вот счастливый случай выпал на долю этих пушек, что совпало много обстоятельств — и юбилей Беринга, и отсутствие пушек в России — понимаете ли, в Дании есть, а у нас нет, — в общем, всё сложилось очень и очень благополучно. Вот так, в 1981 году, используя экскаватор "Беларусь" и вездеход, удалось на дне моря выкопать глубокую траншею и из неё поднять семь стволов, весом 150–200 килограммов каждый. Участники подъема пушек обратили внимание на аккуратные заклёпки в запальных отверстиях и деревянные чопы в дулах пушек. Это свидетельствовало о бережном отношении русских мореходов к своему оружию.

     После очистки находок от песчано-галечных наростов перед глазами участников экспедиции предстала чугунная вязь: "Каменъско заводъ 1733". Для меня эта надпись значит очень много - дело в том, что этот литейный завод до сих пор работает в современном городе Каменске-Уральском Свердловской области, городе, где прошла часть моего раннего детства, а на заводе том работали сразу после войны мои родители. А дальше, по словам гостеприимного хозяина, поднять подняли, а что с ними делать дальше — никто и не знает. И вот именно Сергей Пасенюк разработал вначале макет экспозиции, а затем и осуществил его на практике. С тех пор пушки Беринга и стоят почетным караулом у памятников своего бывшего командира.

     Естественно, художнику, для которого его творчество — единственный источник дохода, необходимо продукты этого творчества продавать, иначе кушать будет нечего, а кому нужны его картины и офорты на маленьком острове? Вот он сразу же, как только мы появились, и принялся за продвижение своих работ в массы, а тут еще и иностранная многочисленная часть нашего круиза подоспела, и торговля развернулась в полную силу. Мы и то приобрели экземпляр большого альбома с фотографиями и хорошим текстом Сергея Пасенюка, описывающим историю Командорских островов, на котором автор оставил нам автограф.

     Мы прошлись ещё немного от мастерской до дома художника, постарались разобраться в надписях на путевом столбе, установленном здесь Пасенюком, а также полюбовались знаменитой крылатой женщиной с лампой в руке, ставшей настоящим символом острова Беринга, который помещают во все альбомы об этом острове. Этот памятник очень символичен. Художник прославляет им жён моряков, которые готовы с лампой в руках осветить путь домой своим родным и близким.

      Интересна история её создания. Все началось с того, что в сильный шторм море откуда-то принесло пустой газовый баллон. Вот этот баллон, газовая горелка, кувалда, умелые руки и богатое воображение и дали возможность сделать этот маленький шедевр. "Жаль, больше баллонов море не приносит", — сказал с сожалением Сергей, и мы с ним, конечно же, согласились.

      Время, отведенное для знакомства с Никольским, подходило к концу, нам надо было ещё добраться до пирса, куда и должны подойти ;зодиаки;, пришлось попрощаться с гостеприимным хозяином и споро отправиться назад к поджидающим нас лодкам. Когда мы уже поднялись на верхнюю часть поселка, то по пути ещё раз полюбовались видом на море, который открылся за одним из поворотов, да ещё раз посмотрели на настоящую сельскую улицу, слегка замощённую щебнем.

     По дороге я забежал в банк, хотел снять немного налички, но, во-первых, на острове имеется отделение только Райфайзенбанка, во-вторых, у них нет банковского терминала, а в-третьих, по случаю прибытия именитых гостей из столицы банк не работал — как одно связано с другим, я не понял. Деньги снять не снял, но на остаток имеющейся наличности купил в магазинах (на острове их всего два) командорские сувениры: магнитик с видом лежбища сивучей или, по-другому, морских львов, и кружку с рисунком, посвященным предстоящему юбилею. Уже дома мы обнаружили, что рисунок для кружки выполнен всё тем же Сергеем Пасенюком.

     Я уже опаздывал к назначенному времени, как вдруг увидел свою дочь, которая с упоением качалась на качелях в школьном дворе, в то время как Ириша сидела и с любовью за ней наблюдала.

     — А мы тебя дожидаемся, — доложил мне ребенок.

     Я подхватил их обеих, и почти бегом мы устремились вниз, к пирсу. По дороге я заметил машину со знакомой эмблемой, и действительно, это оказалась водовозка производства Арзамасского Коммунмаша, каким ветром её туда занесло, не могу себе даже представить.

     Неожиданно рядом с нами притормозила машина, старенький ГАЗ 69, и водитель предложил подбросить нас. С благодарностью мы разместились в салоне машины и помчались по дороге. Уже на подъезде к пирсу мы обогнали Нэтана и Юлю, неторопливо двигавшихся в сторону моря.

     Вот и покинули мы остров Беринга, удастся ли нам завтра ещё раз высадиться на нём в бухте Командора, чтобы посетить место захоронения и самого Капитана, и членов его героической команды?

Продолжение следует


Рецензии